Что такое геймификация и почему она стала так популярна в корпоративных путешествиях”. Интервью с управляющим директором Мастерской авторских квестов “Хокинг”
13.07.2020
Интервью

Что такое геймификация и почему она стала так популярна в корпоративных путешествиях”. Интервью с управляющим директором Мастерской авторских квестов “Хокинг”

Как организовать программируемое приключение с пользой для работодателя. Кейс ФБК Grant Thornton (департамент аудита) и Клуба путешествий Михаила Кожухова. Рассказывает Сергей Кутенков – со-основатель, управляющий директор, а также автор и сценарист мастерской авторских квестов “Хокинг”. 


Программируемое приключение

Когда ко мне обратился Алексей (глава аудиторской компании ФБК – прим.Клуба), я понял, что он хочет организовать для своей команды не просто выезд с загадками и головоломками, а нечто большее. Идея сделать не путешествие, а программируемое приключение была у меня довольно давно, потому что самые яркие впечатления с людьми происходят в поездках, если они незапланированные и приходится что-то разгадывать либо преодолевать. Каждый день с путешественниками происходили разные события – неожиданные встречи, находки и загадки, и даже, как им казалось, незапланированные изменения маршрута. Все это было частью единой заранее продуманной сюжетной линии, которая постепенно раскрывалась перед игроками на протяжении всего приключения.

Программа корпоративного выезда в Дагестан состояла из двух частей: экскурсионной и квестовой. Для вовлечения участников в игру, создания интересной атмосферы и увлекательности происходящего за основу сюжета мы решили взять приключенческую историю в духе “Индианы Джонс” и “Кода Да Винчи”. Данная тематика позволила гармонично подчеркнуть выбранное для путешествия направление и раскрыть авторский замысел – подвести участников к заданной идее. Игрокам предстояло отправиться на поиски “артефакта”, который является не только исторической ценностью, но и, согласно легендам, его обладатель получает безграничные возможности в достижении своих целей, позволяет видеть скрытое и находить общий язык с любым человеком. Эти свойства должны были стать мотивацией для участников квеста.

В корпоративной истории мы всегда решаем какие-то конкретные проблемы, которые есть у компании. Алексей мне сказал: “У меня коллектив раздроблен на две команды. Я бы хотел, чтобы после этого приключения у них было ощущение, что они одна команда”. И поэтому у нас ключевой момент был в самом конце. В течение всего путешествия они между собой соревновались, но чтобы разгадать последнюю загадку, они должны были объединить усилия и прийти к общей цели. 


Основная цель корпоративных квестов

Квесты в принципе – это интересное развлечение. Даже если убрать мотивационную составляющую, команда и так приобретает что-то полезное. Я сейчас выскажу субъективное мнение, но: многие люди, с кем я общался, говорят, что просто поездка уже не вызывает особого интереса. И если задать им вопрос: “А какое самое яркое впечатление у тебя было о поездке?”, то в подавляющем большинстве случаев люди рассказывают про какие-то сложности, которые у них возникли в поездке и которые им удалось преодолеть. Например, ехали куда-то по трассе, у них заглохла машина, они нашли сельского жителя, который на тракторе их выдернул. Говорю: “Простите, ребята, вы ездили по Испании, видели виноградники, пили Риоху, а сейчас рассказываете про сломанную машина и трактор?” Потому что когда происходит что-то нестандартное, незапланированное, то тогда и возникают самые яркие эмоции. 

Вот программируемое приключение, как в случае с Дагестаном, как раз это и дает. Мы заранее придумывали незапланированные вещи, которые у людей вызывали эмоции и поэтому они на всю поездку смотрели по-другому. Да, они запомнят Дагестан, но не только потому что там красиво, хорошие гиды или еще что-то, а потому что с ними там происходили какие-то вещи, которые они всегда успешно решали. Мне кажется, такое программируемое приключение будет очень востребовано в будущем. 


От идеи до вау-эффекта

Эпистолярный жанр мне был близок, поэтому у меня классический подход к написанию произведений. Подготовка к написанию делится на несколько пунктов. Во-первых, в сюжете обязательно должен быть протагонист или антагонист. Во-вторых, обязательно у игроков должна быть мотивация. То есть, они должны понимать, для чего и зачем они это делают. В-третьих, должна быть логика. На пути они сталкиваются с какой-то загадкой или с проблемой выбора, и это должно быть логически обосновано. Это должно их мотивировать – как от их решения дальше будет развиваться сюжет. Естественно, должны быть завязка, развязка, кульминация.

А потом уже дело техники – прописать сюжетную канву этого приключения и ее срежиссировать. Причем в путешествиях не нужно очень сильно режиссировать, потому что само путешествие все-таки подразумевает новые эмоции, новые впечатления, и даже они иногда привязывают к созданной истории то, что видят вокруг, но то что мы сами не задумывали. И это добавляет им эмоций.

Самая муторная и трудоемкая работа – это все логически подвязывать. У тебя есть какие-то наборы идей, загадок, встреч. Допустим, есть актер, и я понимаю, где его можно задействовать и в какой момент. Потом обязательно должны быть пасхалки, потому что они всегда востребованы людьми и, в принципе, делают историю интересной. Потом для квеста, один из самых важных показателей – это вау-эффект, то, что человек не ожидает, но это с ним происходит. Каждый день они не знали, где они будут на следующий, и это можно назвать вау-эффектом, но не таким ярким, как, допустим, в закрытом помещении у тебя внезапно выключился свет и выехал какой-нибудь шкаф или еще что-то. Тут люди вздрагивают. Мы понимаем, что такие эмоции сложно сделать во время выездного мероприятия, поэтому помимо пасхалок мы еще, конечно, пытаемся сделать так, чтобы на первый взгляд какие-то вещи, которым они не придают значения, потом выстреливали. 

Например, в начале поездки группа встретила актера, который продает майки. Они купили их и забыли. Но когда через три дня они вдруг поняли, что те майки, которые они купили где-то там у кого-то, им пригодились в игре, это был вау-эффект. 


Лучшая импровизация – хорошо отрепетированная 

Безусловно нужно готовиться к тому, что что-то пойдет не по плану. Хотя, как говорят, лучшая импровизация – это хорошо отрепетированная импровизация. У меня самого там был отдельный квест. 

У арендованной машины не работал дальний свет, а мне ехать в ночи. Заехал на заправку, а там сломан датчик бензина. Потом на блок-посту меня остановили наши бравые военнослужащие с собакой, а у меня в багажнике здоровенный чемодан, в котором сейф, ракетницы, сигнальные флажки. Слава богу, собака не залаяла, да и парень был не совсем далекий, понял, что это квест. Но я, если честно, испугался, потому что думал, что же сейчас со мной будет. Затем мне на капот сова бросила мышь, потом посреди дороги стояла лошадь и я ее минут пятнадцать не мог объехать. Потом с утра спускаюсь в город, чтобы все готовить к приезду команды, а Гуниб перекрыт до вечера, потому что у них день города. Затем сейф случайно захлопнулся, а ключи от сейфа остались внутри. Я понимаю, что открыть его не могу, пароль я не знаю, ключи в сейфе закрыты, а через пару часов команда уже должна сюда приехать. Ситуация как в наших квестах! Хотя я без всякого квеста ломал голову, как вскрыть этот сейф, и слава богу я его действительно вскрыл совершенно хитрым способом, ничего не повредив.

Участники корпоративного выезда в середине поездки встретили реального министра сельского хозяйства Дагестана, который был с нагайкой! А основная цель их квеста – ее найти. И вдруг видят человека с нагайкой на поясе. Они понимают, что уже до этого с актерами встречались и рассказывали мне потом, мол, мы смотрим и думаем, может за усы его дернуть, может это ряженый или действительно министр сельского хозяйства? У него же нагайка, а мы как раз ее ищем! То есть, они прямо напряглись, пока не поняли, что это точно не актер. Хотя долго сомневались.


Работа – тот же самый квест

Еще очень здорово интегрировать в поездку психолога. В Дагестане были интересные моменты, когда одного молодого человека назначили капитаном команды, но в процессе все пошло немного не по плану. Команда в конечном итоге чуть медленней справились с заданиями, чем другая, где человек, который как бы, условно, командир, говорил: “Так, ты это, ты это, ты это”. Я сейчас утрирую, но в целом так. И это было очень показательно. И даже Алексей заметил, что ему вроде бы доверяют, вроде бы видят в нем лидера, но он сам либо не умеет, либо не хочет быть руководителем. И вот тут консультация корпоративного психолога бы отлично пригодилась. 

Конечно, и без психолога можно сделать какие-то выводы. Естественно, за этим всем наблюдает их непосредственный руководитель и он понимает настроение в коллективе. Потому что когда группе дают общую увлекательную задачу с мотивацией, и они не думают, что это тест, не думают, что это проверка, и ты находишься рядом и смотришь на их взаимодействие со стороны, ты, в принципе, получаешь, пользу. Пускай не будет никаких смысловых контекстов, не будет никаких посылов, ни социальных, ни мотивирующих, ни развивающих, ни сближающих – никаких. Просто находись рядом, пока они заняты каким-то делом и смотри, как они между собой взаимодействуют. Они точно так же будут общаться и на работе. Потому что работа – это тот же самый квест. 


Да, мы умеем делать и корпоративные поездки тоже. Причем, чем сложнее и оригинальнее будет ваш запрос на организацию путешествия для клиентов, коллег или деловых партнеров, тем выше будет наш интерес к вам. Мы делаем только те истории, от которых захватывает дух. Если захотите организовать выезд для вашей команды, переходите по ссылке, заполняйте форму и наши менеджеры с вами обязательно свяжутся.







Клуб Путешествий
Клуб Путешествий
Клуб Путешествий Михаила Кожухова

Все материалы автора




Смотрите также

/upload/iblock/b3a/b3a95cce83df0af678aa8bf498df67df.jpg “А потом мой отец перебрался в Питер, подружился с Довлатовым и вместе с Бродским они зависали на нашей даче". О жизни в городе-музее и обделенных вниманием туристов местах
/upload/iblock/43d/43dbfe9e929386d3b8e28b80acee9c38.jpg “Соловки раскрываются каждому с нужной стороны”. Путешественница Клуба Светлана Гарусова о поездке на Соловки с Фёклой Толстой
/upload/iblock/35c/35cb9826e8e3c3c8606799603ace3b46.jpeg Как я включал Pink Floyd Тарковскому
/upload/iblock/658/658f8429f777697bac7ca1699382ff7d.jpg “Идеальный пресс-тур – это полное взаимопонимание между организаторами и группой”. Интервью с руководителем Австрийского представительства по туризму в Москве
/upload/iblock/9f8/9f883ebc6206aaf05e78ad5166e1af4c.jpg “Сделайте нам эксклюзив, у вас 24 часа!”: Руководитель корпоративного отдела Клуба Кожухова о путешествиях, которые не решают задачи бизнеса
/upload/iblock/eb4/eb4e2d228cee4f37e1bb3c82cec7d983.jpg Казань и окрестности брал: тысячелетняя история, национальный колорит и чак-чак


  1. О наших самых интересных предстоящих путешествиях.
  2. О лучших публикациях в нашем блоге.
  3. О закрытых для посторонних встречах Клуба.
Оставьте ваш e-mail:



А я бы с радостью писал вам письма, если оставите e-mail:

Отлично!

Вы подписаны.

На нашем сайте мы используем cookies и собираем метаданные. Подробнее
+