Дважды пройти мыс Горн
31.03.2017

Дважды пройти мыс Горн

Первое российское кругосветное плавание Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского ознаменовало начало эпохи русских морских экспедиций. По числу исследовательских навигаций в первой половине XIX века с Россией не могли сравниться ни Англия, ни Франция. Экспедиция Крузенштерна и Лисянского на парусниках «Нева» и «Надежда» — по накалу страстей, историческому контексту и драматизму сравнима разве что с романами Жюля Верна. Но не нужно считать, что кругосветные плавания остались в прошлом.

Легендарный парусник «Крузенштерн» за свою 90-летнюю историю дважды ходил кругом света, а совсем недавно — в 2009 — совершил трансатлантический переход. Еще будучи немецким грузовым судном «Падуя», барк дважды обогнул мир. Но то были коммерческие рейсы, а не исследовательские. Потому принято считать, что первая кругосветка «Крузенштерна» состоялась именно с 1995 по 1996 год под российским флагом.

Снимок экрана 2017-03-31 в 19.51.23 (1).png
Первая кругосветная экспедиция “Крузенштерна”, 1996/1996 г., Ю.Масляев

Барку предстояло проделать путь из Европы к западному побережью Южной Америки, пройдя Тихий океан — попасть во Владивосток, а потом, через Сингапур в западную Австралию, откуда по водам Индийского океана оказаться в Кейптауне и северным курсом вернуться в Европу. Но перед этим «Крузенштерн» принял участие в летних европейских регатах, чтобы в оптимальное время — в декабре, обогнуть мыс Горн, известный своими экстремальными погодными условиями. Экспедиция завершилась в Санкт-Петербурге. Позади 308 дней и почти 42, 5 тысячи морских миль.


рррр.jpg

Памятный знак в музее судна: International Association of Cap Horners - объединение профессиональных моряков, которые ходили вокруг мыса Горн под парусами

Но все в том плавании прошло гладко. 13 марта 1996 года в западной части Тихого океана «Крузенштерн» попал в сильнейший шторм. Ветер разорвал многие паруса, хотя они были закреплены на реях. Кстати, некоторые из тех потрепанных парусов до сих пор хранятся на борту.


KWDjg4_yXPE.jpg

Экипаж “Крузенштерна”, 2005/2006 г


Уже в декабре 2004 года постановлением Правительства было решено — «Крузенштерн» обогнет земной шар во второй раз. В честь 60-летия Победы в Великой Отечественной войне и 200-летию первого русского кругосветного плавания Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского. На подготовку было отведено всего три месяца — чудовищно короткий срок, но все справились. 30 апреля «Крузенштерн» сошел с верфи в Светлогорске, где проходил переоборудование, на борт зашли курсанты, были пополнены запасы провиантом. Как и в первой кругосветки, барк летом принял участие в гонках, а осенью уже начал свое плавание вокруг света. 

Покорение мыса Горн пришлось на 10 декабря 2005 года. К вечеру ветер усилился и шторм достиг мощи в 10 баллов по шкале Бофорта, но уже во второй половине дня 11 декабря стих до 7-8 баллов. Это и позволило «Крузенштерну» обогнуть мыс Горн — мыс штормов, забравших бесчисленное количество жизней в эпоху «винджаммеров». Среди счастливчиков, к слову, были Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский, обуздавшие стихию в 1804 году на парусниках «Нева» и «Надежда» — во время первой русской морской кругосветки. Второе плавание кругом света барка «Крузенштерн» продлилось почти 14 месяцев.


96fR3mgTxuc (1).jpg

Тайфун в западной части Тихого океана (А.В.Ремесло)

Конечно, сегодня морские кругосветки не являются стратегической необходимостью: все земли давно открыты, созданы тысячи других методов исследования — большинство из которых не требует даже выхода из кабинета. Ко всему прочему, кругосветное плавание — это всегда серьезное испытание для экипажа. Зачастую команда почти в полном составе идет в длительное увольнение. А их — квалифицированных служителей парусу в мире осталось не так-то много. Потому сложно предсказать, когда «Крузенштерн» ждет новая кругосветка. Но вот что точно — каждому хоть раз в жизни нужно не просто прогуляться по палубе легендарного барка, пройтись под его парусами и почувствовать на себе жажду странствий.







Клуб Путешествий
Клуб Путешествий
Клуб Путешествий Михаила Кожухова

Все материалы автора




Смотрите также

/upload/iblock/233/233270a7c355fd46cb724c1ac46feadd.jpeg Знаки в пути. Как путешествие из Петербурга до Владивостока на попутках изменило мою жизнь
/upload/iblock/c86/c86fb89fc47ed8122da3ed01187b88c7.jpg “Алтай о том, что уже есть в вас”. Про артефакты скифского времени, алтайские языки и неземную энергетику
/upload/iblock/b0d/b0d3b2910bc2346ef509096335873ee3.jpg “Лучшее, что можно делать во Владивостоке – это дружить со стихиями”. О жизни на другом краю страны, китайской кухне и мостах как символе соединения
/upload/iblock/832/832dcbe78f1452048428d07c2060c11e.jpeg «Меня вдохновляет сама жизнь», — Тимур Сикоев о непростой судьбе конно-драматического театра «Нарты»
/upload/iblock/b27/b27b3a5b0a8e2325c01f263398e1a3b6.jpg Собирать морские звезды, прикрывать от львов зебр, подружиться с масаи – все это Танзания
/upload/iblock/4aa/4aa8118624036db7be930ba62c22803b.jpg Пикник в дюнах, игристое на пляже и другие моменты счастья в Краснодарском крае


  1. О наших самых интересных предстоящих путешествиях.
  2. О лучших публикациях в нашем блоге.
  3. О закрытых для посторонних встречах Клуба.
Оставьте ваш e-mail:



А я бы с радостью писал вам письма, если оставите e-mail:

Отлично!

Вы подписаны.

На нашем сайте мы используем cookies и собираем метаданные. Подробнее
+