Казань и окрестности брал: тысячелетняя история, национальный колорит и чак-чак
08.07.2020
Интервью

Казань и окрестности брал: тысячелетняя история, национальный колорит и чак-чак

«Астрахань брал, Казань брал», — говаривал персонаж старой доброй комедии. Пора и Клубу путешествий «брать Казань» этим летом. Не просто приехать в Татарстан, а сделать это с толком, с чувством, с расстановкой... Одним словом, в лучших традициях Клуба — погрузиться в регион через знакомство с местными. Одной Казанью здесь, понятное дело, будет не обойтись, поэтому заглянем обязательно и на остров-град Свияжск, и в древний Болгар, увидим место, где то ли Кама впадает в Волгу, то ли наоборот.


Казань относится к той редкой категории городов, который может оставить абсолютно противоположные впечатления. Кого-то удивит столичный размах, другой останется в восторге от национального колорита, а третий отметит старинную деревянную архитектуру... А какая Казань для местных жителей?

Любимая. Казанцы — патриоты своего города и очень его любят. Мы знаем, что наш город древний и ощущаем его колорит вне зависимости от национальности. Прежде всего мы чувствуем себя россиянами, в этом и состоит гармония наших взаимоотношений. За последние несколько лет в городе прошло много знаковых мероприятий: 1000-летие города, Универсиада... Казань стала динамичнее и удобнее, город сильно преобразился и это отмечают как местные жители, так и туристы. Кстати, туристы начали открывать для себя Казань относительно недавно и хотя интерес растет по нарастающей, в основном к нам едут наши, а иностранцев мало. Но мы все равно гордимся, что интересны внутреннему туристу, надеемся, что и иностранцы будут чаще доезжать до нас, а не ограничиваться только Москвой и Санкт-Петербургом.


Открывать такой колоритный и самобытный край для гостей легко и просто. Какие открытия вам удавалось сделать самому?

Открытия случаются постоянно. Я организую треккинги — маршруты разной протяженности вокруг Казани — и вот в одном из недавних походов нашел... водопровод. Этой трубе полтора века! Самая старая водопроводная система Казани была построена Петром Губониным еще в 1874 году. Выдающийся деятель и железнодорожный магнат Петр Губонин был первым нефтяником наравне с Нобелем, он открыл нефтеперегонный завод в Сураханах близ Баку, а потом ему поручили водоснабжение Казани. Водопровод он построил за два года и на протяжении многих лет Казань снабжалась ключевой водой. Керамическую трубу (ее произвели на заводе под Глазго в Шотландии), по которой и текла в город вода, я недавно нашел. Торжественно передал ее нашему национальному музею, планируем сделать музей с нашим водоканалом. Теперь собираюсь съездить на водозабор, построенный немцами в начале 30-х годов. Только представьте: русло Волги, здание в виде двух цилиндров, связанных верхней галереей... Это надо видеть! Место невероятное, там фантастические фильмы снимать можно.


казань фотоподборка 2.jpg


Была в Казани пару лет назад и очень удивилась, что город стоит не на Волге. Рядом с кремлем есть просто шикарная набережная, но это не Волга, а река Казанка.

Казанский кремль был построен на холме в шести километрах от Волги, после строительства Куйбышевского водохранилища вода разлилась и Волга сама к нам пришла. Залило луга, там провели дноуглубительные работы, поставили новый речпорт и Волга стала совсем близехонько, но в этом смысле мы все равно не совсем волжане в отличие от самарчан или нижегородцев. Вот у них там на Волге роскошные набережные, а у нас — утлая; в этих городах на Волге обычно невероятное оживление — суда, паруса и лодки, а у нас такого нет; там принято отдыхать на Волге, а у нас — нет... При этом еще при Петре I у нас заготавливали много леса, было создано Адмиралтейство, где делали огромные фрегаты и бригантины... Около миллиона человек трудилось на нужды флота, Казань обслуживала практически всю Каспийскую флотилию. В течение полутора веков было построено около 400 судов, а в середине XIX века ведомство закрыли. Район Адмиралтейства только предстоит реконструировать. Надеюсь, там появится набережная, которая будет соединена с набережной на Казанке. Так восстановится пуповина, которая связывает нас с Волгой, и Казань ментально вернется на ее берега. Самарчане, нижегородцы и другие волжане видят Волгу каждый день, и она будто бы входит в них — на что смотришь, тем и загораешься — вот и к нам, думаю, вернется, это чувство любования. Сам я очень люблю Волгу и все, что с ней связано. У нас вдоль правого берега в Камском устье просто «лазурный берег». 


С какими распространенными стереотипами о татарах вам приходилось сталкиваться?

Некоторое время назад представления о татарах были на уровне параграфа про татаро-монгольское иго, мол, скачут на коне с мечом на перевес, в зубах кинжал, глаза горят... Некая татарофобия даже была. Но так сложилось исторически. Академию наук формировали немцы, а те, мягко скажем, татар недолюбливали, ведь татарские конницы наводили на страх на Европу, поэтому татар рисовали в самых густых красках, даже называли тартарами — выходцами из ада. Хотя европейцы в те времена выделывали все тоже самое, отдуваться за все ужасы Средневековья пришлось именно татарам.

Первый научный труд, обобщающий историю татар, вышел в конце XIX века. Исследователь профессор Карл Фукс специально поселился рядом со Старо-Татарской слободой и в течение тридцати лет писал книгу о жизни татар. Примечательно, что профессор был выходцем из Германии, поэтому сами же немцы и реабилитировали татар в глазах общественности. А перед ним еще и Екатерина Великая — тоже немка по происхождению — разрешила татарам строить мечети, свободно торговать по всей территории Российской империи и вообще прекратила на них гонения. Поэтому она здесь очень почитаема, ее называли «эби патша» — матушка-царевна по-татарски.

Екатерине Великой хорошее отношение с татарами тоже было на руку. Она переписывалась с Вольтером и позиционировала себя как царица Востока и Запада. В то время Европа очень увлеклась востоком, а татары стали проводниками в политике и культуре. Это самая европеизированная нация из всех восточных, которая при этом сохранила трепетное отношение к исламу. Например, первый театр на востоке возник именно у татар. У нас он появился еще до революции, даже у турков театр возник позднее.


92651003_3095585637139885_8313891164075851776_o 18.20.07.jpg


Кажется, в русском языке ни про кого другого нет столько поговорок, сколько есть про татар. Татарам не обидно?

Знаете, здесь как в любой семье, когда от любви до ненависти один шаг, а народный фольклор все помнит. Высокомерное отношение к себе татары не позволяют, у нас это считается моветоном. Не скажу, что так было всегда, например, в советские годы преобладало сельское население и уровень культуры был совсем другой. Но с ростом городов, уровня образования все изменилось. У нас много смешанных браков, мы воспитаны в уважении друг к другу. Ну, а известную поговорку про незваного гостя можно трактовать и так, что раз он хуже татарина, значит, татары лучше незваных гостей и нам всегда и везде рады.


Думаю, без стереотипов о внешности тоже не обойтись. 

Татары бывают разные. Не обязательно темненькие и с характерным разрезом глаз, есть светлоглазые, рыжие, русые. Встречается даже этакий есенинский типаж с голубыми глазами и волосами цвета спелой пшеницы. Меня, наоборот, часто принимают за татарина, хотя я русский. Когда-то в Татарстане мужчины носили национальную одежду, а женщины повязывали платок на татарский манер, даже в национальной обуви ходили, а сейчас разве что надевают тюбетейки на Сабантуй и другие праздники. Здесь нет присущей типичному востоку атмосферы, когда вокруг одни мечети и всюду слышны завывания муэдзина. Иногда я даже сетую, что восточного у нас осталось очень мало.

Допустим, приезжает турист в Казань на выходные. Первым делом идет на местный «Арбат», там в Казанский Кремль, зайдет посмотреть на мечеть, потом обязательно на набережную (уж очень она классная!), на следующий день зайдет в какой-нибудь музей по интересам, потом купит чак-чак в качестве сувенира. Уедет с впечатлением, что видел в Казани все самое главное, но видел ли саму Казань?

Наверное, чтобы понять Казань еще обязательно нужно будет посетить Храм всех религий. Это единственное подобное сооружение в мире. Идея создать храм, посвященный религиям всего мира, пришла художнику и архитектору Ильдару Ханову после путешествий по Тибету и Индии. В одном ансамбле соседствуют православная церковь, мусульманская мечеть, иудейская синагога, пагода...


казань фотоподборка 4.jpg


Но ведь Храм всех религий не задумывался, как место для молитвы?

Храм носит скорее символический, чем религиозный характер. Знаете, у нас есть кряшены — это татары, которые исповедуют православие. Раньше это вызывало такое подозрение, мол, как это — татарин и не мусульманин? Даже в вероотступничестве могли обвинить. Но дело в том, что в православие они переходили не из ислама, а из язычества. Это такая сложная, запутанная история, в которой многое доподлинно неизвестно, зато со временем приходит понимание, что религия не должна являться препоной для взаимоотношения людей друг с другом. Мне кажется, что этот храм как раз об этом.


Наверное, Храм всех религий мог появиться только в таком месте, как Казань.

Объединяющая идея это очень важно. Если мы будем говорить только о своем разнообразии, то станем настолько своеобразны, что просто разбежимся. Поэтому говорить о единстве нужно обязательно. Ведь как бы мы не называли бога — Бог, Аллах или как-то ещё — бог един, просто есть разные пути к нему. Православные соблюдают пост, мусульмане — уразу, православные ходят в церковь, мусульмане — в мечеть. Даже соотношение верующих у нас примерно одинаковое, видимо, сказывается советское прошлое, а оно у нас тоже было общим. В советские годы шла борьба с религией, но атеизм сделал жизнь светской. Именно при СССР татары получили республику, а в этом году как раз отметили ее столетие. В советские годы у нас появились изобразительное искусство, национальная опера и балет — все, что раньше было харам.


Лет десять назад на слуху была новость о регистрации бренда «третья столица России» за Казанью. Говорят, даже соревнование было за этот статус с Нижним Новгородом?

Соперничество с Нижним Новгородом — история давняя. Когда-то там проходила Макарьевская ярмарка — крупнейшая в Российской империи. После взятия Казани интерес сместился далеко на восток. Началось освоение невиданных прежде пространств Сибири. В течение века волна колонизации докатилась от Волги до Тихого океана, которое дошло аж до Тихого океана... Потом даже перевалили через Берингов пролив, основали русскую крепость Форт-Росс в Калифорнии, причем сделали это гораздо раньше, чем туда пришли европейцы. Российская империя стала невероятно огромной, а все началось с взятия Казани. Казань была тем замком, который пришлось сбить, чтобы открыть Сибирь.


27881664583_482c0dc7f0_h.jpg
 

Получается, если Петербург называют окном в Европу, то Казань открыла дверь в Сибирь?

В Сибирь, на восток. Замок был сбит и приросла земля русская Сибирью, которая и по сей день остается житницей, сейчас уже — газовой и нефтяной, а раньше — меховой. Потом началась персидская караванная торговля, которой Россия жила в течение всего XVII века... А все началось с Казани. Сегодня мы один из тех регионов, которые формируют бюджет, у нас мощнейший нефтехимический комплекс, есть КамАЗ, хорошие дороги... Некая татарская амбициозность тоже присутствует, которая передается всем, кто здесь живет вне зависимости от национальности. Ну, чем не третья столица?


А с точки зрения туризма? Нет ощущения, что туристы приезжают только посмотреть на Казань, а остальные места остаются в тени?

Я с этим борюсь, стараюсь популяризировать республику в целом и показываю, как у нас можно проводить время. Мне очень нравится Камское устье — место слияния Камы и Волги. Очень живописное место! Там же находятся Юрьевские пещеры, виноградники, старинная усадьба итальянца маркиза Паулуччи с флорентийской башней, которая самым невероятным образом дополняет типичные волжские дома с глухой резьбой... Я все пытаюсь протолкнуть идею устроить там велотропу, чтобы показать всю красоту правого берега, ну а пока предлагаю увидеть эти места вместе с Клубом.


И последний вопрос. Как же все-таки отличить эчпочмак от перемяча?

Эчпочмак — треугольной формы, а перемяч — круглый. В эчпочмаке — картофель и мясо, а в перемяче — только мясо. Обычно эчпочмаки запекают, а перемячи обжаривают в масле. Вот и все отличия. Но лично я больше люблю наваристый бешбармак. Приезжайте, угостим настоящим татарским бешбармаком!







Клуб Путешествий
Клуб Путешествий
Клуб Путешествий Михаила Кожухова

Все материалы автора




Смотрите также

/upload/iblock/e07/e07618fcdb500cf02e0b6f54985a398a.jpg Места, куда всегда стремились революционеры и интеллигенция
/upload/iblock/516/516d7a594a944fc1737ac49486cf3e23.jpg Петергоф — это целый учебник культурных кодов
/upload/iblock/cde/cdeb728a5a8c9ab4d7adc3a830056bc8.jpg «Финский залив — это такая смыслообразующая история». Путешествие по полукругу
/upload/iblock/955/95567b7bf562a5c1b53e8e1264f7b66c.jpg Карелия — это всегда хорошая идея
/upload/iblock/6da/6da37b0fe68a0257167e0ef779842869.jpg «Сначала появился мост, а потом город». Кирилл Набутов о мостах как символе Петербурга
/upload/iblock/d38/d38cb509423f7f0d48a935e7c59e5201.jpg «Рок вышел из подполья». Рубинштейна, 13 и другие культовые места


  1. О наших самых интересных предстоящих путешествиях.
  2. О лучших публикациях в нашем блоге.
  3. О закрытых для посторонних встречах Клуба.
Оставьте ваш e-mail:



А я бы с радостью писал вам письма, если оставите e-mail:

Отлично!

Вы подписаны.

На нашем сайте мы используем cookies и собираем метаданные. Подробнее
+