Как великий скрипач подарил вторую жизнь композитору "Винни-Пуха"
10.01.2020
Колонки

Как великий скрипач подарил вторую жизнь композитору "Винни-Пуха"

Я всегда хотел быть сейчас,

но в какой-то связи с тем что было.

Гидон Кремер


Недооцененный при жизни композитор Моисей Вайнберг, чью музыку из мультфильмов “Винни-Пух” или “Каникулы Бонифация” многие из нас смогут если не напеть, то проиграть в голове, проживает XX-ый век и уходит на его излете. Признанный современный скрипач и дирижер Гидон Кремер собирает цельную партитуру из пятнадцати фрагментов музыки Вайнберга и передает команде театра “Гоголь-центр”, который резонирует с каждым ударом сердца реальности. Появляется видеоряд – фоновые образы, словно созданные музыкой, которая снится сама себе. Так рождается “Хроника текущих событий” – полуконцерт и полуспектакль, нежное и интимное посвящение великому композитору и всему XX-му веку, в котором тому довелось жить. 


Вайнберг писал симфонии, струнные квартеты, концерты, сюиты, сонаты, но знали его в основном по мелодиям из мультфильмов или фильмов “Летят журавли”, “Афоня”, “Гиперболоид инженера Гарина”.

Любовь Кремера к музыке Вайнберга тоже случилась не сразу: впервые Гидон Маркусович увидел композитора в классе своего учителя Давида Ойстраха. Тогда впервые – еще до премьеры 3 мая 1969 года – прозвучала Скрипичная соната Дмитрия Шостаковича. Вайнберг сыграл ее перед студентами (премьеру суждено было играть Ойстраху), в числе которых был и Кремер. Но гениальности композитора молодой скрипач тогда оценить не мог, о чем, признается, очень жалеет.

Позже, уже в 1980-е, Кремер слышал восторженные отзывы о произведениях Вайнберга от своего друга, но по-прежнему мало интересовался его творчеством.

Пройдут еще десятки лет, и только тогда – семь или восемь лет назад – в поисках непознанного, несыгранного великий скрипач наконец откроет для себя музыку великого композитора – и приложит всю силу своей любви и таланта, чтобы заново открыть ее и для широкой публики.

Обращаясь к истокам этой любви, Кремер говорит не только о собственно музыке, но и о невольно возникающей внутри него параллели между судьбой композитора и судьбой своего отца: оба потеряли семьи во время нацистского режима. И несмотря на это, в партитурах Вайнберга он видит не только трагедию еврейского народа, но и пласты многих и многих переживаний: честных, глубоких, искренних – и доступных каждому. По признанию Кремера, исполнять музыку Вайнберга – значит показать как важно оставаться человеком, служить человечеству и забытым, и недооцененным в истории музыки композиторам.

Гидон Кремер и оркестр Кремерата Балтика выпустили несколько дисков с произведениями композитора, а к столетию Вайнберга задумали нечто масштабное – и в то же время очень личное – концерт-посвящение, работа над которым продолжалась целый год. Были отобраны камерные и инструментальные сочинения композитора, фрагменты симфоний и музыки к фильмам. Название “Хроника текущих событий” символически отсылает нас к одноименному неподцензурному самиздатовскому бюллетеню, выходившему с конца 60-х до начала 80-х лет в СССР, и родилось потому, что основа проекта – живая внутренняя потребность рассказать миру об одном из великих композиторов XX века, чье имя наконец все больше заявляет о себе.

Кремер обратился к режиссеру Кириллу Серебренникову, который в то время находился под домашним арестом. В переписке они обменивались мыслями и идеями, а ученики Серебренникова из “Гоголь-центра” воплотили эти идеи: создали видеоинсталляцию, которая как мост протянулась из современного мира к вечной музыке Вайнберга.

Мы часто слышим робкие признания людей в том, что они не понимают классическую музыку. Или любят, но не понимают. Но в одном из недавних интервью Гидон Кремер сказал, что музыка не для того чтобы понимать. А вот приблизиться – если она затронула что-то внутри – может каждый. 

И мы не станем спорить.


Олег Нестеров






Юлия Лещенко
Юлия Лещенко



Смотрите также

/upload/iblock/4cb/4cbe74e11f910d5f973c7dd0fcdd8e52.jpg Лучший альпийский курорт Австрии, музей Рождества и волшебный штрудель. Интервью с фронтменом группы “Несчастный случай” Алексеем Кортневым
/upload/iblock/e29/e29d9fbb1d12df01d2e777077c5a878d.jpg Пикник в Вондельпарке и кофе в библиотеке. Амстердам без Ван Гога и кофешопов
/upload/iblock/da0/da05b35eb905fbe3b82c6681033b8288.jpg Типичный дрезденец – это образованный философ, который сидит на берегу Эльбы с сигаретой и потягивает местное вино
/upload/iblock/be5/be57373c52bfc7e2f6b1311eb43ce29e.jpg О традиционном непальском борще и новозеландском (австралийском?) торте Павлова
/upload/iblock/b47/b478ec75f68632b127253cff7f319837.jpg “Язык – это отражение менталитета и культуры народа, который этот язык создал”. Интервью с полиглотом Дмитрием Петровым
/upload/iblock/e35/e35aa4b8fa44e6cc5fb46ed8de80da32.jpg От Аргентины до Шпицбергена: как отмечают Новый год по всему миру


  1. О наших самых интересных предстоящих путешествиях.
  2. О лучших публикациях в нашем блоге.
  3. О закрытых для посторонних встречах Клуба.
Оставьте ваш e-mail:



А я бы с радостью писал вам письма, если оставите e-mail:

Отлично!

Вы подписаны.

На нашем сайте мы используем cookies и собираем метаданные. Подробнее
+