«Меня вдохновляет сама жизнь», — Тимур Сикоев о непростой судьбе конно-драматического театра «Нарты»
18.09.2020
Интервью

«Меня вдохновляет сама жизнь», — Тимур Сикоев о непростой судьбе конно-драматического театра «Нарты»

У конно-драматического театра «Нарты» во Владикавказе непростая судьба: трагедия в Кармадонском ущелье, срыв гастролей, долгие месяцы простоя из-за плохой погоды, отсутствие финансирования… Сейчас театр воспрял и готовится к новым постановкам, несмотря на пандемию и другие каждодневные трудности. Мы поговорили с художественным руководителем Тимуром Сикоевым об истории театра, особенностях работы с лошадьми и планах на будущее.  

Как возникла идея создать конный театр?

История конно-драматического театра «Нарты» началась в Москве еще в восьмидесятые. В то время один из сыновей Алибека Кантемирова, основателя одноименной цирковой династии, создал театр спортивно-зрелищных представлений «Каскадер». Впоследствии нескольких артистов «Каскадера» захватила идея открыть собственный театр во Владикавказе. Эта идея воплотилась благодаря Анатолию Гавриловичу Дзиваеву, советскому и российскому артисту театра и кино. Он собрал вокруг себя группу единомышленников — энергичных и одаренных молодых людей — и открыл театр «Нарты». Новый театр объединил сразу несколько направлений: хореографическое, вокальное, драматическое и цирковое. В результате «Нарты» давали многожанровые представления, которые напоминали ожившее кино. Первые спектакли были очень масштабными. Например, «Отверженный ангел» — историческая пьеса Шамиля Джикаева, советского и российского ученого, поэта и драматурга, а с “Гамлетом” мы гастролировали по России и даже выезжали за границу.

Наверное, неслучайно конный театр возник именно в Осетии?

Джигитовка у осетинов в крови! Неслучайно, многие осетинские династии занимали особое место в цирковой среде, самая известная из них — Кантемировы. Сегодня осетинские артисты работают не только в России, но и за рубежом, например, во Франции и США. Получается, идея конно-драматического театра витала давно и вполне закономерно, что реализовать его смогли именно в Осетии.

IMG_3481.JPG 

В истории театра особое место занимают события 2002 года, вы могли бы рассказать о них?

Трагическим для театра «Нарты» стал 2002 год, когда вместе со съемочной группой Сергея Бодрова под лавину попали наши актеры. Одним махом театр лишился семи человек! Буквально за пару месяцев до этих событий мы планировали поставить «Спартака», даже успели распределить роли... Практически все актеры, которые должны были играть основных персонажей, погибли. Потеря для театра была страшной! Ушли не просто наши талантливые коллеги, а ставшие нам близкими люди. Еще полгода мы находились в шоковом состоянии и не могли приступить к репетициям. Но в какой-то момент мы все же нашли в себе силы и поставили спектакль в память погибшим ребятам. Его так и назвали — «Посвящение семерым». Это дань уважения и памяти нашим коллегам. Мы гастролировали с ним по стране и везде рассказывали трагическую историю спектакля. 

Что происходит в театре сейчас? С какими трудностями вы сталкиваетесь сегодня? 

Недавно мы поменяли лошадей. Многие животные состарились и испытывали проблемы со здоровьем. В прошлом году нам приходилось делать им уколы перед представлениями, несколько раз мы даже отменяли премьеры. Сейчас в театре новый состав: один конь андалузской породы, один — арабский, остальные — орловские рысаки. Негативную роль сыграла пандемия: во время самоизоляции репетиций не было, животным приходилось целыми днями находится в замкнутом пространстве и мало двигаться. Теперь мы постепенно возвращаемся в рабочий режим и обучаем новичков конно-драматическому искусству. Еще одна сложность — погодные условия. В театре сценическая площадка работает под открытым небом, если начинаются проливные дожди, мы не можем тренироваться и репетировать. Но есть и хорошая новость: недавно закончилось строительство крытого ангара, в котором будет стоять цирковой манеж диаметром 13 метров. Там что теперь мы можем тренировать лошадей в любую погоду. 

Какое количество актеров занято в театре?

Сейчас в театре работает около двадцати человек, что явно недостаточно для масштабных постановок. Обычно мы работаем на больших площадках, например, стадионах, где важна массовка. Особенно, когда речь идет об исторических спектаклях. Хотелось бы довести актерский состав до 35-40 человек, чтобы массовые сцены получались зрелищными. Примерно так же обстоят дела и с лошадьми: сейчас в театре работает одиннадцать животных, но для равномерной работы нужно, как минимум, пятнадцать. Тогда не придется чересчур сильно загружать одних и тех же лошадей.

Еще мы перестали разделять актерские группы на хореографические, драматические и так далее. Сейчас стараемся воспитывать универсальных артистов, которые смогут и станцевать, и поработать с оружием, и выполнить трюк на лошади. Поэтому в театре проходят занятия по фехтованию, стрельбе, верховой езде, танцам, акробатике и, собственно, драматическому искусству.

IMG_3477.JPG 

Как новые таланты попадают в театр?  

Обычно набираем артистов с профильным образованием. Например, на факультете искусств Северо-Осетинского государственного университета есть актерское отделение. Также рассматриваем выпускников хореографических училищ. Так называемых людей с улицы берем крайне редко, потому что нужна определенная база: человек должен уметь двигаться и говорить. Кроме этого, важна физическая выносливость, фактурное телосложение и, конечно, любовь к животным. Артисты самостоятельно ухаживают за лошадьми и за несколько месяцев работы налаживают контакт с ними. В свою очередь, лошади тоже оценивают людей, поэтому не всегда идут навстречу. Здесь должны совпасть взаимная симпатия и доверие — это сложный процесс. 

Точно так же не всякая лошадь может стать артистом. У животных проходит свой кастинг. Во-первых, театральная лошадь должна обладать крепкой психикой — это важно для выполнения трюков. Если животное будет реагировать на хлопки, щелчки и вспышки, номер не получится. Во-вторых, между человеком и лошадью должны возникнуть доверительные отношения: по сути каждый в этой паре вверяет свою жизнь другому. Лошадь должна привыкнуть к спокойному голосу артиста и выполнять команды, не пугаясь и не совершая неожиданных действий. Обычно на такую подготовку уходит 3-4 месяца.

Какие постановки сейчас готовите? 

«Нарты» могут ставить разные представления: цирковые программы, зрелищные постановки, конно-драматические спектакли. В свое время мы выезжали на театральную олимпиаду со спектаклем «Гамлет» и входили в 10-ку лучших театров России. В 2020 году мы планировали поставить юбилейный спектакль в честь 30-летия конно-драматического театра. Но эти планы не осуществились из-за пандемии. Надеемся, реализовать задуманное получится в 2021 году.

image-15-09-20-10-30-1.jpeg  

Где вы черпаете вдохновение? 

Не могу сказать, что я с детства мечтал работать в конном театре. Мне приходилось заниматься и хореографическим, и драматическим искусством. Но примерно 10-12 лет назад судьба привела меня в театр «Нарты». Мне понравилась многожанровость и зрелищность представлений, вдохновляла сама идея «живого кино»... В целом, меня вдохновляет сама жизнь. Если правильно все видеть и чувствовать, то каждый день можно открывать что-то новое. Мы живем в живописном месте с удивительной природой, воздухом, историей и людьми. Этого более чем достаточно для вдохновения. 

Какие планы у театра на ближайшие 2-3 года?

Главное для театра — усилить материально-техническую базу. Для этого нужна государственная поддержка и финансирование. Например, сейчас мы проектируем еще один большой ангар на 1000 мест и ведем переговоры с министром культуры. Мы пытаемся воплотить в жизнь распоряжение главы республики. Он настроен на то, чтобы конный театр развивался. На сегодняшний день «Нарты» — единственный государственный конно-драматический театр в России. 




Клуб Путешествий
Клуб Путешествий
Клуб Путешествий Михаила Кожухова

Все материалы автора




Смотрите также

/upload/iblock/d38/d38cb509423f7f0d48a935e7c59e5201.jpg «Рок вышел из подполья». Рубинштейна, 13 и другие культовые места
/upload/iblock/233/233270a7c355fd46cb724c1ac46feadd.jpeg Знаки в пути. Как путешествие из Петербурга до Владивостока на попутках изменило мою жизнь
/upload/iblock/c86/c86fb89fc47ed8122da3ed01187b88c7.jpg “Алтай о том, что уже есть в вас”. Про артефакты скифского времени, алтайские языки и неземную энергетику
/upload/iblock/b0d/b0d3b2910bc2346ef509096335873ee3.jpg “Лучшее, что можно делать во Владивостоке – это дружить со стихиями”. О жизни на другом краю страны, китайской кухне и мостах как символе соединения
/upload/iblock/b27/b27b3a5b0a8e2325c01f263398e1a3b6.jpg Собирать морские звезды, прикрывать от львов зебр, подружиться с масаи – все это Танзания
/upload/iblock/4aa/4aa8118624036db7be930ba62c22803b.jpg Пикник в дюнах, игристое на пляже и другие моменты счастья в Краснодарском крае


  1. О наших самых интересных предстоящих путешествиях.
  2. О лучших публикациях в нашем блоге.
  3. О закрытых для посторонних встречах Клуба.
Оставьте ваш e-mail:



А я бы с радостью писал вам письма, если оставите e-mail:

Отлично!

Вы подписаны.

На нашем сайте мы используем cookies и собираем метаданные. Подробнее
+