Мифы и легенды барка "Крузенштерн"
11.07.2018 725
Парусники

Мифы и легенды барка "Крузенштерн"

8 основных морских мифов и заблуждений

Балакин Сергей
Балакин Сергей

Балакин Сергей

Барк «Крузенштерн» заслуженно называют уникальным и легендарным. Рождённый как последнее в истории океанское грузовое судно без механического двигателя, он большую часть своей жизни служил и продолжает служить учебным парусником. У нескольких поколений – десятков тысяч моряков – дорога в океан началась с практики на «Крузенштерне». Неудивительно, что о знаменитом барке сложено немало легенд – на то он и легендарный. Морские байки, мифы и заблуждения передаются от поколения к поколению и переходят из одной публикации в другую. Попробуем перечислить основные их них.


1. Перевозил ли «Крузенштерн» в своей юности кофе из Бразилии?


01-padua_msk_172.jpg

Четырёхмачтовый барк «Padua». Художник Johannes Holst


Довольно распространённый миф: якобы барк «Падуя» – будущий «Крузенштерн» -был построен без двигателя для того, чтобы перевозимый на нём кофе не пропитался запахом машинного масла и топлива. Замечательный учёный, поэт и бард Александр Городницкий сделал эту байку ещё более живучей, включив её в свою поэму «Паруса «Крузенштерна»:      

…Парусник предназначая

В Европу кофе везти,

Поскольку кофе и чаю

С соляркой не по пути.

И кофе на нем возили

Вдоль лошадиных широт

Из солнечной Бразилии,

О которой Киплинг поёт.

Ни в коей мере не пытаясь критиковать творчество А.Городницкого, отмечу, что лежащая в основе данного мифа мотивация откровенно нелепа. На пароходе или теплоходе грузовые трюмы отделены от машинного отделения водонепроницаемыми переборками, и, если они содержатся в чистоте, никаких посторонних запахов там нет. И дело вовсе не в двигателе, поскольку на стальном барке «Падуя» тоже имелось немало механизмов, требовавших смазки маслом и солидолом (такелажные лебёдки, якорные и рулевые устройства, швартовные и такелажные шпили и прочее оборудование). К тому же «Падуя» в Бразилию никогда на ходила и кофе не возила. В 20-е и 30-е годы прошлого века парусник совершил 8 плаваний из Европы в Южную Америку, но исключительно в Чили, так как работал на «нитратной» линии и перевозил селитру.  


2. «Крузенштерн» успешно эксплуатируется уже более 90 лет потому, что его корпус построен из крупповской пушечной стали, запасы которой остались в Германии после Первой мировой войны.


a02-Padua_SLV_Allan_Green.jpg

Барк «Padua» под парусами


Нет, это не так. Согласно проведённым в СССР анализам, металл корпуса барка соответствует отечественной марке «сталь 3». Это обыкновенная углеродистая сталь, самая дешёвая и распространённая.


3. Корпус барка так долговечен, потому что в подводной части сталь покрыта пробковым деревом.


a07-IMG_2886.JPG

Штаб-квартира компании F.Laeisz в Гамбурге, современный вид. Над фронтоном здания видна медная скульптура пуделя


Этот миф тоже увековечен Александром Городницким:

Пернатых флотилий гордость,

Как прежде юный на вид,

Поскольку стальной его корпус

Пробковым дубом обшит.

Увы, стальные корпуса винджаммеров никогда пробкой не обшивали. Их подводную часть окрашивали противообрастающей краской. «Крузенштерн» не исключение.




4. Какова общая площадь парусов «Крузенштерна»?

Несомненно, что вид «Крузенштерна» под всеми парусами производит сильное впечатление. Но когда дело доходит до конкретной информации о площади парусов барка, то тут можно встретить самые разные варианты – вплоть до курьёзных «четырёх квадратных километров»!


09-Padua_--1.jpg

Кормовой (запасной) штурвал с приводом Дэвиса на юте барка «Padua»


Следует отметить, что на протяжении службы парусность барка неоднократно менялась. Изначально на «Падуе» уменьшили размеры стакселей, и общая площадь парусов составляла 3400 кв. м – примерно на 400 кв. м меньше, чем у её предшественников. Позже на судно вернули стаксели привычного размера. Сегодня на «Крузенштерне» предусмотрены 3 варианта постановки всех парусов: максимальный гоночный (34 паруса, 3722 кв. м), эксплуатационный нормальный (31 парус, 3553 кв. м) и эксплуатационный уменьшенный (30 парусов, 3367 кв.м). На практике первый вариант применяется крайне редко.    


5. Как звучит фамилия Laeisz?

История «Крузенштерна» неразрывно связана с компанией «Ф.Лайеш», которой принадлежали знаменитые парусники - «Летучие П» (Flying P), последним представителем которых и стала «Падуя». Однако насколько правильна транслитерация названия фирмы?


a03-F.Laeisz_01.jpg

Слева – основатель компании Фердинанд Лайеш (Лайсс), справа – флаг компании F.Laeisz


Фамилия Laeisz не типична для Германии и скорее всего имеет венгерские корни. Однако ни в немецком языке, ни в венгерском сочетание букв «sz» не читается как «ш». Поэтому правильно фамилия звучит так: Лайсс. Общепринятое написание «Лайеш» – это скорее прочтение фамилии основателя компании по-польски, но на самом деле Польша тут не при чём.


6. Сколько было судов у компании F.Laeisz?

В литературе можно встретить разные цифры. Пришлось сделать точный подсчёт, и он показал: всего в 1840-1946 годах в собственности фирмы Reederei F.Laeisz числились 83 парусных судна: 2 пятимачтовых, 18 четырёхмачтовых, 54 трёхмачтовых и 9 двухмачтовых. Правда, два из них под флагом компании не сделали ни одного полноценного рейса.   


a06-Laeisz_Софи.jpg

Слева – София Лайеш (Лайсс) по прозвищу Пудель, справа – скульптура пуделя на крыше здания компании F.Laeisz в Гамбурге


7. У всех ли судов компании F.Laeisz названия начинались с буквы «П»?

Нет. Своё первое судно немецкий предприниматель и владелец мастерской по выпуску модных шляп Фердинанд Лайеш (будем писать его фамилию так, как у нас принято) приобрёл в 1839 году и назвал его в честь своего сына «Карл». А первым парусником, наименование которого начиналось с буквы «П», стал барк «Пудель» (1857 г.). Именно так в семье Лайешей звали жену Карла Софию за её кучерявые волосы. И это шутливое прозвище заложило традицию, из-за которой суда компании остались в истории как «Летучие П». Однако это произошло не сразу, и 18 парусников компании несли на борту названия, начинавшиеся с других букв алфавита. Последним из них стал деревянный барк «Генриетта Бень», купленный в 1875 году.  


a07-DSC_4367.JPG

Штаб-квартира компании F.Laeisz в Гамбурге, современный вид. Над фронтоном здания видна медная скульптура пуделя


8. Сколько кругосветных плаваний совершил «Крузенштерн»?

Собственно, о самом «Крузенштерне» никаких разночтений нет: учебный барк обошёл вокруг земного шара дважды – в 1995-1996 и 2005-2006 годах. А вот насчёт тех времён, когда парусник был «Падуей», не всё ясно. А именно: непонятно, каким путём барк возвращался из Австралии в своём последнем предвоенном рейсе в 1939 году – через Индийский океан или через Тихий? Все предыдущие плавания «Падуи» довольно подробно, с немецкой педантичностью описаны в литературе, а вот информации о последнем переходе из Порта Линкольн в Глазго в доступных источниках почему-то не приводится. И сколько в биографии легендарного барка кругосветных путешествий – два или три? – автору пока выяснить не удалось…      



Комментарии (1)
Валентин П. МИТРОФАНОВ11.07.2018 19:39:50

for-Balakin
00000


Михаилу Кожухову (http://mktravelclub.ru/blogs/mify-i-legendy-barka-kruzenshtern/?_utl_t=fb )

Немного не по объявленной теме, но все же о «Крузенштерне»: из рукописи «Кронштадт. ОСТРОВИТЯНЕ»


Морской геолог А. М. Городницкий, тогда еще начинающий поэт, участник плаваний под высокими парусами, свидетельствовал, что в нелегких походах Павел Васильевич изобрел наилучший для себя способ восстановления сил – в суровых условиях жесточайшей качки судна.
Обстановка, располагавшая к применению способа: режим многочасовых бдений на открытом мостике в условиях крена, качки, свиста ветра. Существо способа: при появлении нестерпимого желания, в такой обстановке, отдохнуть пару часов – не следует особо заниматься гигиеной, разбирать постель. Не след заботиться, как бы это не свалиться с качающейся койки при рывках судна. Правильным получалось, не снимая «канадки», не освобождаясь от обуви – завалиться в пустующую чашу ванны, провести в ней час–другой блаженного, сладчайшего сна…


С уважением, В. Митрофанов

Оставьте интересный комментарий

Политикой конфиденциальности
  • Ваши персональные данные не будут переданы третьим лицам.
  • Отправляя заявку, вы соглашаетесь с получением информационной рассылки от Клуба (рассылка осуществляется не чаще 2 раз в неделю). В любой момент вы сможете отписаться от рассылки.
  • При отправке заявки вы принимаете условия того, что вам могут отказать в путешествии без объяснения причин.

Читать полностью Политику конфиденциальности

Спасибо! Ваш комментарий принят!



А я бы с радостью писал вам письма, если оставите e-mail:

Отлично!

Вы подписаны.
Ждите рассылку по четвергам.