
14.10.2016


Алекс Дубас
Теле- и радиоведущий, писательВсе материалы автора
Римские путевые заметки Алекса Дубаса
1. Без путеводителя в Риме – никуда
...Заплутаешь в лабиринтах старого города – будь здоров. Причем даже на третий день жизнедеятельности на пятачке в районе площади Кампо ди Фьори, мое топографическое ориентирование не стало лучше. Поэтому тяжелая книжка с картами и описанием вечного города поселилась в кармане пиджака на время всех каникул.

В принципе, потеряться в Риме – это и неплохо. Это как во сне – ты постоянно оказываешься неизвестно где: то в антикварной лавке, то на рынке, то у входа в неприметную церквушку, а там – раз и скульптура Микеланджело.
Смеркалось, когда я зашел передохнуть в церковь на улице Бабуино. Прошмыгнул в дверь вслед за подозрительной парочкой чернокожих туристов.
А там - праздник. Полный парень в толстовке с капюшоном произносит речь. Делает это он очень по-рэперски, расставляя акценты и заканчивая каждую фразу словом «Амен». В ответ посетители церкви ликуют, аплодируют и вторят ему. Парню помогает еще один МС – бородатый араб и иногда девушка в нелепых кантри-сапогах. Из динамиков звучит музыка, ей подпевает хор. Все радостны.
И после очередного, особенно протяжного «Аааамен!» люди пускаются в пляс. Ну то есть быстро танцуют, взяв друг друга за руки и выкидывая коленца прямо в церкви. Ощущения, будто бы ты оказался на балканской свадьбе. Очень-очень хотелось к ним присоединиться, но против этого протестовали паста в животе и огромный пакет с пармезаном и вином в руке.
Я уточнил у охранника:
– Точно католическое ли это богослужение?
– А какое же еще? – удивленно ответил вопросом он.
2. Средиземноморский дзен
Мои сомнения окончательно развеялись на следующий день, в Ватикане. Там создается ощущение, что модернизацией католической церкви занимаются дизайнеры компании Apple. В книжном магазине и лавке сувениров при Ватикане - модно, чисто, красиво и технологично. Ничего лишнего. Все коммерчески обосновано.
Чтобы рассмотреть статую, спрятанную в нефе, нужно кинуть монетку и в течение минуты можешь любоваться ей при включившейся подсветке. Как с айтьюнсом: понравилась одна песня – скачай за несколько центов.
Впрочем, в главном соборе католиков - соборе Святого Петра - такого нет. Там все поражает, конечно, своим размахом. Исполинские статуи святых и подвижников, среди которых попадаются любопытные.

Так меня поразило огромное бронзовое изваяние священника в круглых очках. Он был похож то ли на близорукого летчика, то ли на строгого, но добросовестного доктора, которого зачем-то укутали в мантию и надели колпак. Нечасто встретишь очки на статуе в храме, согласитесь? Хотя, летом в Грузии, в горном монастыре я видел икону святого Ильи Чавчавадзе. На нем был галстук-селедка.
К статуе Петра, деражащего в руке ключи от рая – очередь. Люди подходят к нему, подержатся за блестящую пятку, что-то пробормочут шепотом и уходят.
Ватикан, обнесенный огромной стеной, похож на крепость. А почему, собственно похож? Это и есть крепость.
Окно Папы распахнуто.
Сочиняет очередную буллу или энциклику.
Или просто вспоминает юность. Хороший денек и солнечная погода располагают.
Вокруг понатыканы охранники в костюмах, как у человечка с этикетки джина «Бифиттер». Такая одежда делает их похожими на пироженые. Но – это серьезные парни. Это личная охрана Папы, швейцарские гвардейцы. Понятно почему берут швейцарцев (у меня в этом нет никаких сомнений): они – ответственные. Платят им много – Швейцария самая зажиточная, самодостаточная страна Европы. Но это стоит того. У итальянцев не получилось бы толково охранять папу. Начальник охраны Джузеппе заболтался бы с дневальным Плачидо и все, пиши-пропало: шахид уже в спальне у понтифика.
Да-да. Этим итальянцам нету до тебя дела в принципе. Ты можешь полчаса ждать у стойки, вымаливая кусок пиццы, ожидая пока хозяин наболтается с зашедшим к нему приятелем. Аргумент: «Ну я же плачу ему деньги» - можно засунуть подальше. Здесь это не работает.
Это раздражает, но что-то в этом есть.
Такой Средиземноморский дзен.
Куда тебе спешить, если ты не знаешь, что такое «теплая обувь»?
В твоем словаре, языке просто нету такого понятия.

3. Четверка мушкетеров
Часа в два ночи, в единственной, кажется, открытой винерии у площади Венеции, встречаю московских девятиклассников из района “Текстильщики”.
Их четверо (три парня и девушка) и они пьют один бокал вина на всех. У двоих из них шарфы ЦСКА. Нет, они не болельщики, это просто хороший повод завести разговор в футбольном городе. Приехали с классом на каникулы в Италию. И пока учителя и другие ребята спят в гостинице на окраине города – они решили не терять времени даром и погулять по ночному Риму. В центр они, из экономии, дошли пешком.
Совершив преступление и купив школьникам вина, я расспрашиваю их о планах на будущее. Отдаленное.
Они хорошие, эти ребята.
Один, с эмо-челкой хочет изменить мир. По-настоящему. Выучиться и руководить государством. Быть чиновником. “Но не потому что это хорошая кормушка, - говорит он, - а потому что так жить больше нельзя”.
Это странно, правда странно, слышать от подростков такие речи в весеннем, прекрасном Риме. Но – факт.
Другой – поэт в клетчатой кепке, читает свои неплохие стихи. Третий – молчун в очках и поэтому производит впечатление самого умного. Девушка – всеобщая их муза. Остроумно комментирует реплики каждого, никому не отдает предпочтения, а если говорит сама, то очень афористично, как идеальные женщины, придуманные мужскими писателями Хеминуэем и Ремарком.
Чуть позже к нам присоединился одинокий звукооператор Сильвио в красном тренировочном костюме с курительной трубкой. Шарфик ЦСКА – сработал. Сильвио спросил: - Это цвета какого клуба, ребята?
А затем провел нам краткий курс истории противостояния римских клубов “Лацио” и Рома”. За первых болеют “правые” и жители пригородов. Раньше это были крестьяне, а теперь - зажиточные римляне, предпочитающие жить в больших загородных домах, а не в тесных квартирах. В связи с этим клуб превращается из “народного” во все более респектабельный. Футболисты “Рома” - это герои “левых” (в европейском понимании этого слова), молодых и креативных.
Но как и любому итальянцу (из встреченных мною) Сильвио гораздо интереснее рассказывать про себя самого.
Когда-то он записывал Паваротти – и это самая важная глава в его биографии.
А еще он вообще не спит. Вот уже много лет.
- Не сплю, понимаете, не сплю. Это не болезнь, не бессонница, а такое вот странное состояние. Как развелся – так и все. Даже днем не получается…
Это была очень приятная компания. Расстались мы уже под утро. Я проводил школьников до метро. Эту четверку мушкетеров.
Продолжение следует...
А чтобы увидеть Рим своими глазами в компании Алекса Дубаса, присоединяйтесь к путешествию - подробнее здесь

Теле- и радиоведущий, писатель
Смотрите также
А я бы с радостью писал вам письма! Только вот адреса не знаю...

Вот о чем:
- О наших самых интересных предстоящих путешествиях.
- О лучших публикациях в нашем блоге.
- О закрытых для посторонних встречах Клуба.


Отлично!
Вы подписаны.