Самые важные события в жизни – периоды падения до нуля
06.03.2018 7231 1
Интервью

Самые важные события в жизни – периоды падения до нуля

Лидер “Tequilajazzz”, Optimystica Orchestra и Zorge Евгений Федоров о том, почему каждому человеку полезно хоть раз в жизни уйти в отшельничество

Ольга Яковлева
Ольга Яковлева

Ольга Яковлева

Редактор сайта Клуба путешествий Михаила КожуховаВсе материалы автора

В преддверии майской экспедиции на "Крузенштерне" музыкант Евгений Федоров рассказал нам о ностальгии, ценности отшельничества, легендарном клубе "Tamtam", а также о том, почему для создания чего-то нового порой нужно бросить всё, вступить на борт корабля и уйти на неделю в открытое море.

Фотография на превью: Ася Долгая 


7583841200_IMG_0563 2.jpgФото: в преддверии концерта Optimystica Orchestra. 3 марта, клуб 16 тонн


Как так получилось, что вы пошли в рок, а не в академическую музыку, как ваши родители (мать – преподаватель фортепиано, отец – саксофонист - прим.ред)?

Рок – это жизнь, танцы, девочки, приключения и все, что связано с безобразием, которое в подростковом возрасте очень привлекательно. Но классический бэкграунд все равно остался. Время от времени, играя в самых жестких рок-группах, я приходил к маме и просил (и до сих пор прошу) сыграть что-нибудь из Дебюсси. Но стоит заметить, что у меня никогда не было желания стать артистом. Есть что-то подозрительное в том, когда мальчик хочет с раннего детства им быть. Это должна быть какая-то мощная потребность в высказывании. Не случайно самые выдающиеся драматические актеры и певцы приходят из совершенно противоположных профессий: ядерной физики, математики, и очень часто из медицины.


Вы на долгое время уезжали в Непал. Это можно считать творческой командировкой или своего рода - борьбой с кризисом?

Непал – это только один из эпизодов. Порой очень хочется все бросить и уехать туда, где нет привычных вещей, где нет музыки. Однообразие "репетиции - концерты" тоже нужно время от времени прекращать. Перемена мест позволяет шире взглянуть на планету, и переоценить свое место на этой планете. В социальном окружении немного теряется ощущение перспективы и представление о своем масштабе, как личности. Чтобы вернуть это ощущение, нужно уехать куда-нибудь в горы, осознать свою полную ничтожность перед создателем и вселенной и, может быть, начать с нуля.


То есть в принципе каждому человеку полезно хотя бы раз в жизни уйти в отшельничество?

Каждому. В обычной жизни это происходит в виде синусоиды: взлеты - падения. Периоды падения той части синусоиды, которая находится ниже нуля, гораздо полезнее, чем те, которые находятся в этой точке пика, где у тебя все есть и все получается. К этим моментам надо быть очень внимательным, потому что именно после них начинается молниеносное падение вниз. Эта нижняя нулевая точка – самая важная в жизни любого человека. Только так можно осознать перспективу и систему координат в целом.


Получается, что "Крузенштерн" – это будет примерно то же самое. Вы так ожидаете?

Я уверен, что когда ступлю на палубу, где есть люди, которые разбираются в такелаже, знают, как двигаться по звездам, как вычислять свои параметры сообразно спутниковым системам, в этот момент я почувствую себя младшим учеником самого младшего юнги, потому что хоть я и читал множество книжек, хоть я в школе и выпиливал лобзиком шпангоуты в судомодельном кружке, всего этого, конечно, недостаточно. Я надеюсь на то, что это будет плодотворный творческий скачок. Потому что для создания нового нужно что-то изменить. К примеру, бросить все нафиг, вступить на борт корабля и уйти на неделю в открытое море.


fc5aad7f-4a12-45a4-81ae-4e0d950f0ad1__img-20.jpg

Фото: Мария Бородина


С чем была связана эта тяга к морю в детстве?

Мне всегда нравился капитан Немо, потому что это абсолютно самодостаточная фигура, вдали от всей цивилизации, но на суперсовременном корабле. К тому же, он занимается благородными вещами: борется за освобождение родного народа от английских завоевателей. А вообще мы все воспитаны книгами и мифами. Вся наша сегодняшняя ностальгия по Советскому Союзу пропитана исключительно советскими кинофильмами, песнями и книгами, потому что в реальности все было не так, как в кино. И в этом смысле советская пропаганда сделана великолепно. Фильмы, которые были сняты 50 лет назад, до сих пор работают лучше всех современных. "Optimystica Orchestra" (музыкальный проект Евгения Федорова - прим.ред) как раз об этом. Она про дальние путешествия, про странствия, про то, о чем мечтал маленький 12-летний мальчик во время занятий в школе или после школы. В итоге, у нас все это выродилось в проект "Optimystica Orchestra". Это чистая, светлая музыка о какой-то несостоявшейся жизни.


Какой момент своей жизни вы бы хотели повторить?

В одной горной деревне на границе между Индией и Китаем мы чуть было не зависли на целую зиму с девушкой, которая впоследствии стала матерью моих детей. В конце сентября мы застряли на перевале и были на 99% уверены, что до мая оттуда не выберемся, потому что все было завалено снегом. Впереди маячили прекрасные семь месяцев. За одну ночь мы распланировали целую жизнь: от работы дворником до работы учителем русского языка в местной школе. Но на следующий день местные вооруженные силы перевал этот продавили, и мы за сутки смогли оттуда выбраться. Признаюсь честно, когда его открыли, мы даже немного расстроились, потому что уже настроились на то, что перезимуем в очень глухой индийской деревне.


Давайте вернемся в прошлое, вспомним легендарный питерский клуб “Tamtam”, где в разное время выступали и “Tequilajazzz”, и “АукцЫон”, и “Король и Шут”. Есть ли что-то, хотя бы отдаленно напоминающее его сейчас?

Аналога нет и никогда не будет. Там был именно клуб. Там была гостиница, там можно было переночевать. Там всегда, с утра пораньше, начинал готовиться гигантский чан с вегетарианской едой по кришнаитским рецептам. Это была коммуна, в первую очередь, по такому берлинскому принципу. Как в поздние годы, перед самим объединением Германии. В Европе таких мест тоже не осталось. Они стали жертвами джентрификации. Например, Кройцберг сегодня – центральный район Берлина. А раньше – многочисленные панк-клубы, сквоты, тусовки. Вот Кройцберг напоминал как раз то, что происходило в клубе "Tamtam".


61045.jpg


Страны и города в названиях ваших песен редко имеют отношение к географии: "Испания" – исторические аллюзии, "Америки" - житейские или психологические. Но почему песня с "Журнала живого" называется именно "Берлин"?

Это песня про любовь. В умах людей нашего поколения, падение Берлина – одно из ярчайших событий в истории. В конкретном случае я сравниваю свои чувства с падением стены: как падает незыблемая твердыня. Когда мужчина терпит полное поражение во всех своих эгоистических, эгоцентрических устоях.



b3fe51e4-e025-4749-8b6f-5118ce616c68.jpg


Когда вы пишете песни, кто за что отвечает? Один мой знакомый предположил, что вы за гармонию и лиричность, Дусер (сооснователь и бессменный ударник группы Tequilajazzz - прим.ред) - за хардкор и жесть.

Инь и янь неразделимы. Если их разделить, то будут просто два пятнышка разного цвета, вот и все. Что касается гармонии и мелодии, то да, скорее на мне лежит вся ответственность. Но на жесть я тоже претендую!


Вы когда-то говорили о том, что Tequilajazzz - по смыслу русский Radiohead. Что вы имели в виду?

Я просто кого-то троллил.


28472196_1668814766474443_529450029566936757_n.jpg


Для тех, кто все пропустил: как так вышло, что Tequilajazzz собралась в наполовину новом составе? Раньше были лишь реюнионы. Как изменилась музыка с приходом Константина Чалых?

Костя – наш старый друг. И когда у нас была попытка реформации состава, он был первый, кому я сделал предложение. Это было еще девять лет назад. Но тогда у нас не получилось, и группа была вынуждена заморозить свою деятельность до момента реюниона в год 20-летия группы в классическом составе. А дальше мы предпочли развиваться так, как хотим развиваться – с новыми участниками. Только так было возможно.


Вы не хотели вернуться к прошлому?

Во-первых, прошлое отсутствует. Прошлое - это миф. Прошлое - это то, что историки на государственной службе пытаются удержать в рамках каких-то своих идей. Гораздо важнее память, культурная в первую очередь. В физическом смысле истории не существует. То, что было секунду назад уже никогда не произойдет. И любая попытка вернуться в прошлое в принципе абсурдна. Нам совершенно не нужно откатываться назад и повторять еще раз слово в слово то, что мы хотели сказать. То же самое касается и событий - мы должны о них помнить и делать наше дальнейшее движение уже сообразно тому, какой опыт мы приобрели в прошлом.


Музыканты склонны к ностальгии?

Для музыкантов это очень болезненная история, потому что это палка о двух концах. Мы очень любим нашу аудиторию, и всегда счастливы видеть людей, которые годами приходят к нам, из десятилетия в десятилетие. Но, в то же время, мы очень часто огорчены тем, что аудитория требует то, что полюбила 20-25 лет назад. Очень трудно двигаться вперед, когда ты являешься в какой-то степени заложником того, что ты сделал раньше. Слушатель хочет видеть тебя таким, каким ты был в тот момент, когда он услышал твою песню в первый раз: познакомился с девушкой под твою музыку, первый раз напился на выпускном под твою песню. Но ведь сами люди позволяют себе меняться: обрастают животами, заводят семьи, меняют машины, квартиры, страну проживания. Но ты вынь да положь, и оставайся таким, каким был, с тем же самым репертуаром. Мы готовы это делать, но позвольте нам тоже меняться.




Комментарии (3)
Ната17.03.2018 10:41:10

Спасибо! Евгений, Вы интересный человек! Рада, что мне попалось это интервью.

Юлия12.03.2018 16:13:30

Какое хорошее интервью! Спасибо!

Алексей08.03.2018 16:10:21

Интересно!

Оставьте интересный комментарий

Политикой конфиденциальности
  • Ваши персональные данные не будут переданы третьим лицам.
  • Отправляя заявку, вы соглашаетесь с получением информационной рассылки от Клуба (рассылка осуществляется не чаще 2 раз в неделю). В любой момент вы сможете отписаться от рассылки.
  • При отправке заявки вы принимаете условия того, что вам могут отказать в путешествии без объяснения причин.

Читать полностью Политику конфиденциальности

Спасибо! Ваш комментарий принят!



А я бы с радостью писал вам письма, если оставите e-mail:

Отлично!

Вы подписаны.
Ждите рассылку по четвергам.