Блог

Тоскана в Калифорнии: часть первая


Pусский след в американском виноделии

Снобизм не знает границ. В Тоскане мне говорили, что американцы ничего не понимают в вине. И то, что они, в целом, пьют — это слезы горькие. А нормальное вино в США стоит неоправданно дорого.

В Калифорнии мне с не меньшей уверенностью доказывали, что в долине Напа не бывает «плохих годов», и даже за 12 долларов можно купить очень хорошее вино. А те, кто берет по 300 долларов Оpus One от Мондави — просто жертвы рекламы.

В споре виноделов Старого и Нового Света самую скептическую позицию по отношению к «неофитам» из Америки занимают французы, а, итальянцы как раз более лояльны, тем более, что уже существуют некоторые совместные предприятия: к примеру, Мондави и Фрескобальди.

pergola-koppola.jpg

Простые американцы по части винопития, конечно, отстают от итальянцев или французов. Как и простые русские, они предпочитают крепкий алкоголь и, на крайний случай, пиво. И впрямь, что закажет фермер-ковбой из Аризоны: двойной бурбон или бокал Каберне-Совиньон? Двух мнений быть не может. Хотя производство вина в США растет очень активно, и лоза постепенно завоевывает души американцев.

А в Италии и Франции в это время входит в моду пиво. Никто в Тоскане не мог мне объяснить, почему с пиццой здесь принято заказывать именно пиво или колу? Такое впечатление, что пицца, совершив в XX веке бросок на американский континент вместе с итальянскими эмигрантами, завоевала практически весь мир и вернулась на родину, обогащенная американскими напитками.

Я — не сомелье и не могу ответственно судить о качестве, но по цене калифорнийское вино вполне себе догоняет тосканское, а производители долин Напа и Сонома, оценивают свои вина не ниже, чем виноделы Кьянти, Монтальчино и Монтепульчано. А уж в приличном ресторане цена за бутылку начинает отсчет долларов с семидесяти.

Правда, даже в фешенебельное заведение Сан-Франциско можно прийти со своим спиртным. Официант откроет ваши бутылки, заберет пробку и включит в счет по 10-25 долларов, в зависимости от класса места. На романтическое свидание так, конечно, идти неудобно, а посидеть с приятелями можно вполне бюджетно.

Ну, вот оно, тлетворное влияние мира чистогана! Вместо того, чтобы рассказывать о том, как с «Клубом путешествий Михаила Кожухова» я открывала Америку, с первых же строк — о деньгах.

А ведь было на что посмотреть! Особенно на Западном побережье. Чего стоит хотя бы Сан-Франциско! Знаменитый мост «Золотые ворота», например.

golden-gate.jpg

По-моему, именно с него начинается дорога в винные долины Калифорнии. Проносишься по этому мощному и одновременно элегантному мосту, оставляешь за спиной огромную бухту, где, говорят, может поместиться весь военный флот планеты, бросаешь взгляд на бесконечную гладь океана, ощущаешь его никогда не затихающее дыхание…

buhta-sf.jpg

И вот уже дорога уводит вглубь материка, а через полчаса пейзаж за окнами автобуса начинает меняться. Долина мягко выгибается холмами, желтыми от скошенной травы, по которым живописно разбросаны куртины деревьев. Если бы эти зеленые дубы заменить на серебристые оливы, а вместо пальм, которыми обсажены дороги, ведущие к воротам высадить кипарисы, то можно было бы представить себе, что ты в Тоскане.

napa.jpg

Ах да, еще надо бы поменять и сами дома. У тосканских домов серые каменные стены и красные черепичные крыши. В Калифорнии домики белые, в колониальном стиле с палисадниками или какие-то сараеобразные сельскохозяйственные строения среди виноградников.

toscana-v-kalifornii.jpg

Но когда ты уже окончательно втягиваешься в долину реки Напа, то перестаешь сравнивать и просто любуешься своеобразной красотой здешних мест. Долину обрамляют высокие холмы, дорогу окружают огромные виноградники: совсем молодые, похожие на светлое полотно в редкую зеленую полосочку, и зрелые, темные, словно бархатные, с тяжелыми гроздьями ягод.

vinogradnik-coppola.jpg

В этой красоте, между прочим, таится секрет калифорнийского вина. Холмы каких-нибудь 12-14 тысяч лет назад были живыми вулканами. Извергаясь, они создали подошву из лавы, на которую за эти тысячелетия наросло 4-5 метров плодородного слоя. У лозы вообще-то очень глубокие корни, они проходят эти слои, достигая пемзы, и берут из нее микроэлементы, придающие неповторимый вкус здешнему винограду. Дыхание океана, который всего в 35 километрах, тоже чувствуется — каждое летнее утро Напу накрывает туман, температура падает до 12 градусов, чтобы к полудню подняться выше 30. Оказывается, ежедневный бросок температур в 20 градусов полезен для формирования сахаров. Земля, воздух, солнце… Что еще нужно? Вода.

Ну, тут американцы поступили по-своему. Уже в начале XX века им стало понятно, что реки недостаточно для орошения и потому, когда они вели от гор водопровод для Сан Франциско, сделали ответвление на Напу и устроили для виноградников капельное орошение. Сейчас в долине растет больше шести миллионов виноградных лоз, и, говорят, что у каждой стоит капельница, с компьютерной точностью выдающая нужное количество влаги.

vinograd2.jpg

«Французы зависят от погоды, то есть от Господа бога, — говорят здесь. — А мы потратили бешеные деньги на орошение, и теперь у нас бывают только хорошие или — раз в десять лет — очень хорошие года!» Разве не снобизм?

На этом куске Америки шириной примерно пять и длиной 65 километров в год производится вина на 20-25 миллиардов долларов. Недаром гектар под виноградник стоит до 400 тысяч долларов. Богато! Под стать другой калифорнийской долине – Силиконовой (Кремниевой) с ее Google, Facebook и прочими гигантами компьютерной мысли. В этом есть что-то символичное: самое древнее занятие человека (виноделие) и самое современное (IT) оказываются одинаково ценны.

google.jpg

История виноделия в США не такая длинная как в Европе. Настоящая «винная лихорадка» охватила калифорнийцев лет 50 назад. И число виноделен здесь выросло в десять раз. Сейчас их примерно 450 против 30-40 в 70-е годы прошлого века. А одним из серьезных толчков, приведших к этому буму, стала знаменитая дегустация в Париже 1976 года, на которой калифорнийские вина соревновались с французскими, и два из них — Montelena и Stag’s Leap — «побили» премьер-крю из Бордо.

Кстати, первым в ряду тех, кому Америка обязана этим успехом, стоит русский энолог Андрей Челищев. Собственно говоря, это он научил калифорнийцев делать настоящее вино, подобрал и селекционировал подходящие именно для этой территории сорта винограда и создал школу специалистов-энологов. Андрей Викторович родился в 1901 году в Москве. Судьбу юноши из семьи богатых московских юристов перекроила революция и гражданская война. Он воевал юнкером в частях генерала Врангеля, был тяжело ранен, вместе с другими уплыл из Крыма в Европу и трудно искал себе место в новой жизни. Он окончил университет в чешском Брно, где увлекся микробиологией и потому оказался в институте Пастера в Париже, и уже потом определился на работу в знаменитый шампанский дом Moët & Chandon.

Но тут его порекомендовали как способного энолога одному амбициозному французу Латуру, осевшему в Калифорнии. Несмотря на американский сухой закон, тот производил вино как бы для нужд католической церкви. Вот так Челищев оказался в Сан Франциско.

Он прожил долгую жизнь, умер в 1994 году, работая до последнего дня. Все добившиеся мирового успеха калифорнийские виноделы учились у Челищева: хорват Майкл Гргич (Chateau Montelena), поляк Уоррен Виньярски (Stag’s Leap), итальянец Роберт Мондави… В долине Напа Челищев создал американский «Каберне Савиньон», вино, которое стало калифорнийским «флагманом», собрав множество наград на конкурсах по всему миру.

К Челищеву прислушивались и в Европе. К примеру, несколько лет он работал над винами в хозяйстве Людовико Антинори в тосканском районе Болгери. Там он открыл выдающийся терруар Массето, на котором выращивают великолепный виноград сорта «мерло». В результате его работы миру явилось великое тосканское вино «Орнеллайа». Между прочим, на это ушло восемь лет.

Есть, конечно, критики, которые считают, что настоящее тосканское вино может быть только из винограда местных, итальянских сортов, но это особая история, про которую можно рассказать в следующий раз.

Я вот смотрела на портрет Челищева, который, между прочим, так и не приехал в Россию, хотя всегда считал себя русским, и думала, что его вполне можно ставить в один ряд с теми нашими соотечественниками, чей ум и талант сделали славу Америки. Сикорский и Зворыкин, например.

chelishev.jpg

Кино, вино и старые стены

Наверное, один из лучших видов на долину Напа открывается с холма, где стоит поместье Фрэнсиса Ф. Копполы, того самого, который снял «Крестного отца» и «Дракулу» и еще возглавляет целое семейство оскароносцев, таких, как его дочь София Коппола и племянник Николас Кейдж. Золотую фигуру Оскара можно увидеть в витрине превращенного в музей старого хозяйского дома. За его фасадом скрываются длинные подвалы, где в дубовых бочках зреет вино.

vineyard-copolla.jpg

Сам Коппола живет в другом доме, дорога к которому перегорожена цепью со строгим предупреждением «Privatе». Некоторые счастливцы сталкиваются с ним, когда он прогуливается по аллеям. В газетах было немало шуму, когда режиссер приобрел это хозяйство, одно из старейших в Калифорнии. Тоже история будь здоров. И тоже связана с Россией.

Дело в том, что первым хозяином имения был финн Густав Нейбаум (Gustave Niebaum), родившийся в Хельсинки в 1842 году. Он плавал юнгой на кораблях Русско-Американской компании, чье внушительное здание красуется в Петербурге на набережной Мойки. Видно парень был отчаянный, потому что в 21 год он уже стал капитаном собственного корабля. Густав заработал немало денег на торговле сибирской пушниной в Америку. Но Россия продала Аляску и ушла из «Русской Калифорнии», а Нейбаум, оказавшись со своими мехами в Америке, решил тут и обосноваться.

Трудно сказать почему его, финна, прельстила идея заняться виноделием, но в 1879 году Нейбаум покупает огромный кусок земли в Напе и небольшую винодельню, привозит из Европы лозы лучших сортов и дает себе зарок сделать вино, которое будет не хуже французского. Как это по-нашему! Через десять лет он добивается своего, и вино из хозяйства Inglenook получает медали Парижской выставки.

К тому времени, когда на винодельню упал взгляд режиссера Копполы, которому, видно, не давали спокойно снимать шедевры итальянские гены. (Дед Копполы, эмигрировав в Америку, даже в Нью-Йорке делал вино, привозя виноград из Калифорнии). Потомки Нейбаума ее давно продали. Inglenook была заурядным кооперативом, производящим винный ширпотреб.

В 1975 году на деньги, что символично, от проката «Крестного отца», Коппола покупает часть хозяйства и еще не один год будет вкладывать свои гонорары, чтобы собрать его в первоначальном виде и полностью расплатиться.

napa2.jpg

Чтобы подчеркнуть преемственность и славную историю винодельни он называет ее Niebaum-Coppola, нанимает специалистов из Бордо и постепенно добивается признания.

Сейчас Коппола, занимая место во втором десятке производителей Калифорнии, выпускает больше 900 тысяч ящиков вина в год — зинфандель, мерло, каберне.

Кинодеятели, вообще-то, тянутся к благородному винному бизнесу. К примеру, француз Депардье в Роне и россиянин Михалков в Тоскане. Знающие люди утверждают, правда, что кино у них лучше, чем вино.

А вот Коппола преуспел на этом поприще. Сначала он прославился вином Rubicon, но и сейчас, как пишет авторитетная The New Sotheby’s wine encyclopedia, его винодельня «исповедует стиль, требующий большего труда, и делает вино с дубовым привкусом, типичным для роскошных вин Напы на основе Каберне. Вино от Niebaum Coppola по -прежнему великолепно».

Несмотря на все итальянское, что связано с именем Копполы, этот очень красивый кусок Напы, можно сравнить, скорее, с французским шато. Об этом напоминает увитая зеленым плющом стена дома, похожего на сказочный замок, изящная пергола, с которой свисают виноградные грозди, струи воды в фонтане…

napa2.jpg

После дегустации в прохладном подвале необыкновенно приятно так по-французски пить хороший, что редкость для Америки, кофе за столиком под тенью платанов и наслаждаться красотой амфитеатра из виноградника, как бы предназначенного для того, чтобы поставить на низкую каменную стеночку бокал вина или бутылку и сделать фото для Instagram.

Подробнее о путешествиях Наталии Сергеевой читайте на странице ее блога.

koppola-terrasa.jpg

Комментарии (0)

Оставьте интересный комментарий

Кто ты?
Читайте также

  1. О наших самых интересных предстоящих путешествиях.
  2. О лучших публикациях в нашем блоге.
  3. О закрытых для посторонних встречах Клуба.
Оставьте ваш e-mail:
И ждите рассылку по четвергам

Как часто это будет?

А я бы с радостью писал вам письма!

Одно-два в неделю, не больше. Только вот адреса не знаю...
Вот о чем я буду писать вам:

Расскажу о грядущих ярких и удивительных путешествиях клуба.

Уведомлю вас о лучших публикациях в нашем блоге.

И, конечно же, приглашу как своих друзей на закрытые мероприятия клуба.

Оставьте скорее свой email

и ждите рассылку по четвергам

Спасибо, я уже подписан

Так-то лучше!


Первое письмо от меня уже у вас на почте…

* Если вы не получили письмо, проверьте, пожалуйста, правильность написания e-mail