Блог

Вперед в прошлое

Корреспондент GEO во Франции — о знаменитом узком канале, легенде о Каркасоне и о том, как французы проводят лето

Аллея вековых платанов, изгибаясь, уходит за поворот. Оттуда интригующе доносится ритмичный звук там-тама, а затем медленно выплывает, показывая сначала нос, а потом и весь корпус, пассажирская баржа. На ее крыше сидит молодой человек и увлеченно, не замечая ничего вокруг, отбивает замысловатый ритм какого-то далекого африканского племени. За рулем небольшой баржи, метров десять в длину, молоденькая девушка. Она приветливо машет рукой всем встречным лодкам.

Как французы проводят лето? Помимо отдыха на каменистых пляжах Ривьеры (или же песчаных Атлантики), провести отпуск, взяв в аренду речную моторную баржу, или просто «бато» (от французского bateau — «лодка»), — это их самое излюбленное летнее времяпрепровождение.

В средние века реки были основными артериями, по которым перевозили грузы на дальние расстояния. И если рек нет, то обязательно нужно построить каналы, чтобы соединить важные торговые города. Так французы и поступили.

Перепады высот ландшафта и естественные преграды требовали от строителей искусства прокладывать каналы-туннели, каналы-виадуки и даже двухэтажные каналы — наподобие современных автомобильных развязок. Но, что самое интересное – все эти каналы до сих пор исправно функционируют, доставляя радость и удовольствие тем, кто плавает на баржах. Кстати, чтобы управлять прогулочной лодкой по рекам и каналам Франции, не требуется никакого удостоверения на вождение.

Акваторию Южного канала мы выбрали по совету друзей-французов. Прорытый в XVII веке с целью соединить Атлантику со Средиземным морем канал шириной лишь десять метров пролегает в исторической области Лангедок. Система шлюзов, многие из которых до сих пор приводятся в движение вручную, позволяет поднимать и опускать прогулочные баржи, чтобы добраться по воде от Бордо до порта Сет на Средиземном море. В узкий шлюз может войти баржа не более трех метров шириной, поэтому все суда здесь строят именно такого размера.

Совсем узкий по сегодняшним меркам канал в средние века стал главным экономическим стимулом развития региона. В летнее время года дожди здесь — явление редкое, и поэтому при строительстве канала решили соорудить еще и водохранилище, чтобы при засухе оно давало шлюзам канала достаточно воды.

Строительство канала велось с 1667 по 1681 год, и после ввода его в эксплуатацию позволило сократить расстояние вокруг Иберийского полуострова и неспокойных вод Бискайского залива на 2500 километров. А также лишила Англию, которая в то время прочно держала на замке Гибралтарский пролив, возможности блокировать французские торговые корабли.

Сегодня же, ввиду своих скромных размеров, канал больше не используется для перевозки грузов. И платановыми аллеями, высаженными в XVIII и XIX веках вдоль канала для укрепления берегов корнями, наслаждаются теперь только туристы на плавучих баржах.

Вот загорелся зеленый свет у входа в канал-туннель. Путь свободен. Внутри - темнота. Видимо, туннель изгибается, поэтому дневного света впереди не видно. Вдоль борта медленно мелькает едва освещенная средневековая каменная кладка стен. Местами влажные и заросшие чем-то похожим на мох стены оставляют фантастическое ощущение, как будто плывешь по подземной реке. А эхо вторит: го-гон-гонг.

Нарбонна и Каркасон – два старинных города, стоящие на берегах канала. Раскопки в окрестностях Нарбонны указывают на то, что уже в третьем тысячелетии до нашей эры здесь поселились первые люди. Потом здесь жили галлы: римские летописи говорят, что название города происходит от баскского слова «narb». Это переводится как «родник, пруд, болото» — в общем, что-то, связанное с влагой и водой. В 118 году до нашей эры римляне завоевали этот край. На месте галльских поселений они, конечно же, построили крепости. Здесь же проходила и главная транспортная артерия из Рима в Испанию — дорога, фрагменты которой сохранились до сих пор, была выложенная огромными булыжниками.

О Каркасоне сохранились упоминания в рукописях римского писателя Плиния-старшего, жившего в I веке до нашей эры. Город уже тогда служил галлам военным укреплением. После римлян здесь побывали вестготы. С V по VIII века нашей эры они владели землями от Каталонии до Лангедока. А потом на следующие тридцать лет перешли под власть сарацинов. Именно с походом Карла Великого на мавров связана история о том, как Каркасон получил свое имя.

Легенда гласит, что после пяти лет осады, когда у защитников города подходили к концу запасы провианта, вдова предводителя осажденных приказала принести оставшиеся припасы. Это был последний мешок зерна и одна свинья. Дама Каркас, как ее звали придворные, велела накормить свинью зерном, а потом сбросить ее со стен крепости. Когда Карлу Великому доложили о случившемся, он решил, что у защитников еще много провианта и велел снять осаду. При виде уходящих войск вдова приказала бить во все колокола. Кто-то из отступающих, услышав звон, крикнул «Carcas sonne!» («Дама Каркас звонит!»).

Главный аттракцион канала: система из девяти шлюзов, поднимающая лодки на высоту 30 метров. Чтобы подняться по ним, необходимо потратить 45 минут. Сегодня эта система шлюзов управляется на современный лад — с помощью радиосигнала. А веками протоптанные вдоль канала тенистые тропинки, по которым когда-то лошади тянули груженые баржи, сейчас используют для велосипедных экскурсий.

В этих краях на юге Франции издревле возделывали виноградную лозу. Небольшие городки Он и Аргенс — известные центры производства вина сортов Минервуа и Лангедок. Вот и сейчас, так же, как и 150 лет назад, навстречу попадается баржа, груженная винными бочками. Чуть позже на середине водного моста-акведука нам открывается панорама на городок Бран. В XI-XIII веках он считался столицей «страны катаров».

Катары (от греческого слова katharos — «чистый») именовали себя не иначе, как «Общество добрых мужчин и добрых женщин». И кроме расхождений с католицизмом в клерикальных взглядах, проповедовали скромный образ жизни и неприятие любой лжи. Введенный Папой институт инквизиции и объявленный им первый Крестовый поход в страну христиан после продолжительной борьбы положил конец этому направлению в христианстве.

Конечная остановка в путешествии по каналу — порт Сет. Он лежит на песчаной косе между Средиземным морем и большой лагуны под названием То. Возвышающаяся над ним гора Монт Сант Клэр служила хорошим ориентиром еще древнегреческим мореплавателям. Город стал развиваться вместе со строительством Южного канала — в основном благодаря экспорту вина в порт Бордо и в страны Средиземноморья.

В год завершения строительства канала был устроен бой на весельных лодках, который позже стал ежегодной традицией. Вооруженные деревянными пиками и щитами войны, располагаясь на установленных на носу платформах, стремятся столкнуть противника в воду. Действо сопровождается криками зрителей и традиционной музыкой с барабанным боем.

В Сете канал уже широк, как бульвар, по которому чинно проплывают заботливо отреставрированные баржи и тягачи, еще каких-то сто лет назад несшие свою службу в местном порту.

Благодаря природному изобилию лагуны То и морскому разнообразию Средиземного моря, сетуазкая кухня богата морепродуктами. Фаршированные кальмары, традиционный рыбный суп «бурриде» и верх кулинарного искусства местных шефов-поваров — каракатица под соусом «ройль». Ко всем этим блюдам подают местное белое сухое вино.

А на дессерт — «зезетте», но уже со сладким мускатным. Это печеное блюдо родом из Алжира. Рецепт его прост: сперва сахар и белое вино взбиваются вместе, затем к ним добавляется немного сливочного масла и мука. Потом тесто раскатывается в шарики и запекается в духовке.
«Гастрономическая часть» путешествия по Южному каналу — это отдельная история. О кулинарных пристрастиях жителей различных регионов Франции читайте в следующей колонке. 

***

Виктор Панжин скоро отправится в путешествие на барже по каналам Франции, присоединяйтесь! 
Комментарии (0)

Оставьте интересный комментарий

Кто ты?
Читайте также

  1. О наших самых интересных предстоящих путешествиях.
  2. О лучших публикациях в нашем блоге.
  3. О закрытых для посторонних встречах Клуба.
Оставьте ваш e-mail:
И ждите рассылку по четвергам

Как часто это будет?

А я бы с радостью писал вам письма!

Одно-два в неделю, не больше. Только вот адреса не знаю...
Вот о чем я буду писать вам:

Расскажу о грядущих ярких и удивительных путешествиях клуба.

Уведомлю вас о лучших публикациях в нашем блоге.

И, конечно же, приглашу как своих друзей на закрытые мероприятия клуба.

Оставьте скорее свой email

и ждите рассылку по четвергам

Спасибо, я уже подписан

Так-то лучше!


Первое письмо от меня уже у вас на почте…

* Если вы не получили письмо, проверьте, пожалуйста, правильность написания e-mail