Япония: чудеса из глубины веков
11.11.2019
Направления

Япония: чудеса из глубины веков

Новогодняя поездка в Японию – это отличная возможность начать год с самых удивительных впечатлений и открытий. Казалось бы, фильмы, книги, аниме и телепередачи рассказали нам уже так много о традициях этой загадочной страны. Но чудес, открывающихся лишь при личном знакомстве, по-прежнему хватает на каждом шагу. И они ждут!


Автор фотографии Tetsuhiro Terada (flickr.com)


Загадка камней

Одна из главных достопримечательностей Японии, несомненно, стали её буддийские храмы. Буддизм считается самой распространённой религией в стране, причем за полторы тысячи лет здесь сложилось, исчезло и возродилось немало школ и направлений. Одни течения концентрируются на чтении мантр, другие – на медитации, третьи – на особой буддистской философии и т.д. Но независимо от школы, любой буддийский храм – это место, где ты оставляешь за порогом всю суету жизни, чтобы заглянуть в самого себя и попытаться познать мир заново.

Один из самых знаменитых храмов – Рёан-дзи в Киото. Построенный в середине XV века, он пережил несколько пожаров, и сейчас его фасад сильно отличается от первоначального вида. Но до наших дней в первозданном виде дошла главная жемчужина храма – сад камней, или «сухой сад», созданный в 1499 году. Это прямоугольная площадка 30 на 10 метров, усыпанная мелким гравием, на которой уложены 15 крупных черных камней. Они не подвергались никакой обработке и выглядят так, как создала их природа. Но именно человек объединил эти 15 глыб в одну загадку: осматривая сад с любой точки веранды храма, вы сможете увидеть одновременно лишь 14 камней, какой-то один всегда будет скрыт из поля зрения. Ведь увидеть все пятнадцать камней сразу, по преданию, может лишь тот, кто достиг просветления. Впрочем, если вам этого и не удастся, не расстраивайтесь: считается, что и само созерцание сада камней помогает достичь гармонии и сделать шаг на пути к тому самому просветлению. А это уже немало.


Автор фотографии Dimitri Segard (flickr.com)


Согреть бога

Близ буддийских храмов, на тропах священных гор и в других, порой неожиданных, местах Японии можно встретить каменные фигуры – вроде небольшого человека с по-детски добрым лицом. Удивительно то, что такие фигуры одеты в вязаную одежду – шапки, шарфы или даже пальто, яркие и тёплые.

Это Дзидзо, добрый бог, любимый и почитаемый японцами, покровитель детей и путников. Считается, что он помогает выбрать правильный путь тем, кто в дороге. И он же помогает душам детей, слишком рано покинувших этот мир. Его благодарят и тогда, когда ребёнку удалось излечиться от тяжелой болезни. А откуда взялась одежда? На этот счет есть несколько похожих легенд. Одна из них рассказывает о бедном старичке, торговце соломенными шляпами. Возвращаясь ни с чем с ярмарки, он увидел в лесу шесть статуй Дзидзо и подумал, что в такую ненастную зимнюю погоду им холодно. На каждую из статуй он надел непроданную шляпу, а последней отдал свою собственную. Его доброта не осталась незамеченной: тем же вечером все шесть статуй Дзидзо пришли в дом к старику, чтобы подарить ему и его жене праздничный ужин.

Другая легенда рассказывает о небогатой женщине, связавшей шапку для статуи, чтобы согреть её. Это то немногое, что она смогла сделать для бога, но за этот поступок Дзидзо отплатил ей: спас от смерти и вернув из загробного мира. И теперь традиционно фигурки Дзидзо, доброго бога, одевают потеплее, стараясь согреть.


Автор фотографии Beatrice Murch (flickr.com)


Философия чая

Чай в пакетиках, заваренный в картонном стаканчике и выпитый на ходу, оставим для другого случая. Нас ждёт чайная церемония – особое действо, законы которого складывались на протяжении столетий. Интересно, что сначала чаепития обставлялись весьма и весьма роскошно, но монахи и чайные мастера постепенно шли по пути упрощения, добиваясь перехода от внешней красоты к внутренней. Ещё в средние века были сформулированы четыре главных принципа традиционного японского чаепития: гармония, почтительность, чистота и покой. На них и настроимся, прежде чем попасть на церемонию.

Проходит она в специальном «чайном домике», к которому ведет особым образом вымощенная камнями дорожка. Считается, что проходя по ней, гость удаляется от суеты мира. Даже внешний вид этой дорожки был продуман и описан еще в XVI веке. Тогда же продуман был и этикет церемонии, порядок действий ее участников – чтобы ничто не отвлекало от внутренней красоты процесса. 

Простота, тишина и спокойствие, отсутствие чего-либо лишнего царят и на самой церемонии, и в убранстве чайного домика. Чтобы попасть сюда через небольшой вход, придется низко наклониться – благодаря этому в далекие века в домик не мог войти самурай с большим мечом, оружие приходилось оставлять за порогом. Ведь во время чаепития должны царить мир и гармония. Каждое действие происходит в свой черед и имеет свое значение. У любой церемонии есть своя тема, а сам чай после всех предшествующих обрядов хозяин будет готовить на виду у гостей в полном молчании. Но придёт и время для беседы, ведь она тоже один из важных элементов церемонии чаепития. А все секреты заранее раскрывать не стоит – лучше отправимся вместе на чайную церемонию, которую для нас проведет настоящая таю – гейша с особым статусом. О ней мы поговорим чуть дальше.



Разрушительницы замков

Таю – это гейши самого высокого ранга. И прежде в Японии таких было крайне немного, теперь же такой статус имеют всего четыре девушки на всю страну.

Таю всегда были царицами в мире гейш. Красивые, изящные, получающие самое лучшее образование, способные не только проводить чайную церемонию и вести утонченные беседы, но и музицировать, танцевать придворные танцы. Их отличала и одежда – более многослойная, богатая и иначе выглядящая, и манеры, и прическа. Каждая заколка, кисть или гребень в традиционной прическе таю имеет свое значение. Таю нельзя было просто так увидеть, они проводили дни, укрывшись за бамбуковыми шторками. Возможность встретиться с ними была редким удовольствием – и очень дорогим.

Сейчас таю, в отличие от своих предшественниц, не являются куртизанками. В остальном же традиции их искусства сохраняются в неизменном виде. И достичь этого уровня мастерства в традиционных искусствах, изящества манер, образованности и внешнего великолепия по-прежнему могут немногие, потому в Японии всего четыре гейши имеют ранг таю. Каждая из них по значимости не уступает известнейшей актрисе или дорогому произведению искусства. Недаром когда-то таю называли кэйсэй – разрушительницами замков, подобно мифическим красавицам древности – ведь их красота и покоряющий собеседника облик могли одолеть армию и разрушить любую крепость.



Рёканы – в гармонии с собой

Япония – страна, где особым образом относятся к пространству и внешнему виду всего, что окружает человека. Почувствовать это на себе легко можно, поселившись в рёкане.

Рёкан – традиционная японская гостиница. Многие из них принимают путешественников не то что не одно десятилетие, но и не первый век. А знаменитый Хоси-Рёкан в Комацу, например, был основан в 717 году, и все эти годы им владеет одна семья – 46 поколений!

Постоялец рёкана окажется в номере, имеющем традиционный вид: устланный татами пол, по которому можно ходить только босиком, сёдзи (бамбуковые решетки, оклеенные бумагой) в качестве балконных дверей, стол с чайными принадлежностями. И, конечно, футоны вместо кроватей – в рёкане спят на полу. 

Даже ванные здесь необычные. Помимо тех, что есть в номерах, постояльцы рёканов могут воспользоваться офуро – общей баней. Здесь можно вдоволь полюбоваться на небо и горы из горячей ванны, в том числе и на открытом воздухе. Словом, традиционно для Японии – ничего лишнего снаружи, чтобы достичь внутренней гармонии.


Автор фотографии Choi Ben (Unsplash)


Еда как искусство

Даже достигнув внутренней гармонии, трудно удержать её на голодный желудок. Поэтому пришло время для настоящего традиционного японского обеда.

В японской кухне используются в основном только свежие продукты, из долго хранящегося здесь встретятся разве что рис и соусы. Что будет на столе, во многом зависит от сезона. И конечно, множество морепродуктов. Удивительные, непривычные для нас, но такие интересные при близком знакомстве сочетания сладкого, соленого и умами – вкуса, для описания которого в европейских языках нет собственных слов. Интересно, что, в отличие от большинства азиатских кухонь, в Японии стремятся оставить в первозданном виде вкус любого продукта, не изменяя его.

Стол во время трапезы должен быть удобен и красив. Тарелки, чаши, соусники делаются так, чтобы их было удобно держать в одной руке. Любопытно, что у японцев нет такого понятия, как столовый сервиз, то есть набор посуды с единым оформлением. Чем более разнообразны по форме и цвету стоящие на столе предметы, тем более изящной считается сервировка. Прямо глаза разбегаются от всех этих удивительных блюд на четырехугольных подставках, в чашах или на маленьких керамических тарелках... Их много в том числе и потому, что порции в японском обеде, как правило, небольшие, а количество еды набирается за счет разнообразия блюд. 

Готовы всё попробовать? Тогда вооружаемся палочками: в Японии они поменьше, чем в Китае, вы быстро приноровитесь. Конечно, придётся немного постараться, но поверьте, оно того стоит.



Театр но

Традиционный японский театр но возник в середине XIV века, постепенно сформировавшись из народного представления саругаку. Его особенностью сразу стало то, что создатели ориентировали свое искусство на представителей дворянства и аристократии, усложняя форму, вводя особые элементы и создавая каноны, в которых этот драматический театр затем существовал век за веком. 

Именно сцена в театре но имеет особое значение. Впрочем, особое значение здесь будет иметь всякий жест, звук и даже шорох. Но обо всём по порядку.

Действо происходит на сцене с площадкой размером 6 на 6 метров и крышей, похожей на храмовую. Классическое представление театра но – это сочетание танцев, музыки, пения и речитатива с выкриками, шорохами, позами и особыми движениями персонажей. Кроме того, но – это красивейшие богатые костюмы и маски.

Основное действующее лицо – ситэ, при этом его представляют сразу два актера: один воплотит на сцене его физическую ипостась, а другой – духовную (маэдзитэ и нотидзитэ). Кроме него, на сцене будут появляться аикёгэн – актер, пересказывающий суть сюжета для зрителей, второстепенные персонажи вакиката, работники сцены, помогающие актёрам.

Классическое представление но делится на пять пьес, в перерывах между которыми показывают три комедийные сценки. И лишь все вместе они образуют единый сюжет со своим развитием и развязкой. Здесь нет ничего лишнего или случайного, любая деталь имеет свою трактовку. Поэтому раньше полностью оценить представление театра но могли лишь аристократы – люди образованные и погруженные во многие тонкости. Но сейчас и мы с вами сможем окунуться в эту удивительную традицию, дошедшую до нас неизменной через столько лет.

Мы не толькоувидим ключевые сцены представления театра но. У нас будет уникальная возможность разобраться во всех тонкостях, ведь о тайных смыслах и символах происходящего нам расскажут на специальной лекции. Не стоит опасаться, что новые знания будут слишком сложными, ведь получать их нам предстоит за ужином в уютном японском ресторане. 



Монахи-марафонцы

Если вам кажется, что после всего этого Японии трудно удивить вас чем-то ещё, вот история о беспредельной человеческой выносливости, в которой вы сможете убедиться лично. В храме на горе Хиэй Дзан, как и многие сотни лет назад, живут монахи-марафонцы. Это последователи духовной практики кайхогё, цель которой – обходить пешком святые места и молиться там. Звучит пока не очень сложно? А теперь представьте, что монаху для начала предстоит паломничество в течение ста дней почти без права на отдых. Каждый его день начинается в полночь, когда, облачившись в белую одежду, он выходит из монастыря в путь. Каждый день ему предстоит пройти от 40 до 50 км. На сто дней – 80 пар соломенных сандалий, а на поясе – нож на веревке. Это не просто так, а напоминание: прежде в случае, если паломничество не удавалось, монаху предстояло умереть.

Выдержать стодневное паломничество очень нелегко. Но это только начало, ведь впереди 1000 дней. Это испытание на выносливость, настойчивость, физическую и моральную силу, тренировки в каллиграфии, медитация и постоянные многокилометровые забеги. И все это – без освобождения от обязательной работы в храме, а как же иначе. Сверхлюди, выбравшие свой путь к просветлению – тяжелый, изматывающий, но оттого еще более дорогой.


Поехали с нами в Японии, чтобы своими глазами увидеть чудеса и отправиться в горный трекинг (такой же красивый, но не такой сложный как у монахов-марафонцев). Во время пеших прогулок по самым живописным маршрутам страны мы будем соблюдать идеальный баланс между активным отдыхом и комфортом. Во время путешествия достигнем вершины горы Танзава, чтобы увидеть воспетые в поэзии виды на Фудзи и Тихий океан, а также окажемся на святой горе Коя-сан, где искупаемся в термальной купальне и увидим десятки буддийских монастырей, окруженных столетними кедрами. За изысканным обедом узнаем о японском театре но и пообщаемся с гейшей высшего ранга… Всего и не перечислить! В этом путешествии-открытии собрано столько всего, что единственная по-настоящему сложная задача - не устать удивляться. Присоединяйтесь!

escort



Катерина Рыжова
Катерина Рыжова



Смотрите также

/upload/iblock/567/567dda48bb829408d1f9a5f1acdc33e0.jpg Город музыки, высокой кофейной культуры и парков с енотами – все это Лейпциг
/upload/iblock/836/836b811af7dd717fb2c9566fc499a158.jpg Фальяс – это удивительный случай коллективного сумасшествия!
/upload/iblock/ed6/ed647deda765c70c43c109e645369dd4.JPG От Арльберга до Кицбюэля, или Лучшие курорты Австрии. Интервью с руководителем Австрийского представительства по туризму в Москве
/upload/iblock/864/864acaaf852899780d7b55823e57b422.jpg Бейрут не случайно называют ближневосточным Парижем
/upload/iblock/1fb/1fb82641895b2945aacdc952ac5d23a2.jpg Задобрить духов и переродиться снова. Какие праздники отмечают в Камбодже
/upload/iblock/593/593f12208993dffe8e4fc0603e16024a.jpg 10 вещей, которые нужно сделать в Макао


  1. О наших самых интересных предстоящих путешествиях.
  2. О лучших публикациях в нашем блоге.
  3. О закрытых для посторонних встречах Клуба.
Оставьте ваш e-mail:



А я бы с радостью писал вам письма, если оставите e-mail:

Отлично!

Вы подписаны.

На нашем сайте мы используем cookies и собираем метаданные. Подробнее
+