Женщина, которая спасла парусник "Седов" от участи плавучего ресторана
12.09.2018 2512
Парусники

Женщина, которая спасла парусник "Седов" от участи плавучего ресторана

Интервью с Адой Лазо, благодаря которой “Седов” до сих пор выходит в рейсы

Михаил Кожухов
Михаил Кожухов

Михаил Кожухов

Журналист, путешественник, президент КлубаВсе материалы автора

У “Седова” – самого большого в мире учебного парусника – длинная история. Но мы расскажем вам об одном отрезке его жизни. В 1966 году “Седов” был передан Министерству рыбного хозяйства СССР: и следующие десять лет учебный барк прививал любовь к морю новым поколениям моряков – юным курсантам. Но вскоре встал вопрос о ремонте. Мол, 50 лет уже “Седову”, стоит ли его восстанавливать? Или, может, сделать из него плавучий ресторан? Звучали голоса как в защиту судна, так и против. Но на помощь пришли многие. Моряки-руководители морских училищ встали на защиту барка – в разное время каждый из них жил с “Седовым” одной жизнью. Тимур Гайдар – журналист, работавший в газете “Правда”, написал мощную статью, поддержавшую “Седов”. И молодая девушка Ада Лазо – режиссер документального кино, всей душой полюбившая большой парусник. Будучи студенткой во ВГИКе, Ада сняла документальное кино “Кому нужны паруса”. Любовь победила, барк отправили на длительный ремонт. И в 1981 году спасенный винджаммер снова вышел в море.

В 2018 году Клуб путешествий Михаила Кожухова отправил первую экспедицию на паруснике “Седов”. Историю про девушку, благодаря которой “Седов” до сих пор выходит в рейсы и планирует отметить столетие на воде, рассказал во время экспедиции капитан Евгений Ромашкин. По возвращении домой Михаил Кожухов встретился с Адой Лазо и поговорил с ней о документальном кино и любви к "Седову". "Чем больше парусников, тем лучше мир", – говорит Ада. И мы единодушно соглашаемся.




Почему вы решили снять фильм про “Седов”?

Как-то раз я гуляла по набережной Ленинграда, и у одного из причалов увидела его – гигантский парусник, в который сразу влюбилась. И каждый раз, приезжая в Ленинград, я ходила на набережную им любоваться. Но летом 1975 года со знакомого причала “Седов” пропал. Тогда все и завертелось. 

В то время “Седов” принадлежал Минрыбхозу. Когда я сообщила их руководству, что хочу снять фильм про “Седов”, меня пытались разубедить. Мол, зачем вам это надо? Парусник постоит в Питере на набережной какое-то время, а через год-два из него сделают ресторан, если не утилизируют. Но меня невозможно было переубедить: я должна была его спасти. Я рассказала об идее сделать фильме о паруснике своему преподавателю Кармену…


1427415038_300057_45.jpg

Фотография из личного архива Ады Лазо


Роману Лазаревичу? Я был знаком с его сыном Сашей.

Именно. У нас состоялся примерно такой диалог:

– Ты же понимаешь, есть шанс, что твои съемки завершатся, когда “Седова” уже не будет?

– Если я это кино сниму, то будет.  

– Ты все правильно решила.

И Кармен поехал в Минрыбхоз. Пошел к руководству и сказал, что пока его студентка будет снимать кино, “Седов” ни в коем случае нельзя трогать. Они уступили. Когда я уже сняла, смонтировала и показала фильм, Кармен предложил опять наведаться в  министерство и убедить чиновников отправить “Седов” на ремонт. Собрались все начальники, посмотрели фильм и согласились, что лишать жизни такой корабль нельзя. Более того, картина попала на кинофестиваль в Лейпциг, где получила первый приз в своей категории.


Чему вас научил Кармен? Документалистика же такое ремесло, которому не так-то просто обучить.

Он был уверен, что главное – это придумать, на чем будет держаться весь фильм. Это могут быть буквально две фразы. И если ты в них поверишь, если ты поймешь, что на них все будет держаться, то делай и не сомневайся в своих силах. А если ты не уверен, то не стоит даже начинать.


Снимать "Кому нужны паруса" Кармен помогал?

Он всегда говорил, что думал: вот тут правильно, а тут – неправильно. Серьезных замечаний у него не было. Я приезжала с “Седова”, отдавала пленку в печать, и при просмотре Кармен подсказывал: “Ты знаешь, вот это вот нужно оставить, а от этого нужно избавиться”. В общем, сильно помогал.


2318226_preview.jpg

Роман Лазаревич Кармен – советский режиссер, оператор, кинодокументалист, бывший преподаватель ВГИКа, в мастерскую которого поступила Ада Лазо



Во время съемок сталкивались с какими-то трудностями? Никто палки в колеса не вставлял?

Да нет. Мне, конечно, говорили, что я занимаюсь всякой ерундой. Мол, пока я снимаю кино, на паруснике все будет хорошо, а потом съемки закончатся, и вместе с ними “закончится” корабль. Я рада, что они ошиблись.


Что было дальше?

Доделав картину, поняла: если опять буду снимать “Седов”, то этот фильм уже станет моей дипломной работой. Поэтому когда “Седов” еще стоял на ремонте в Кронштадте, я договорилась с руководством, что буду снова снимать кино. И так случилось, что “Седов”  покинул верфь как раз когда я заканчивала ВГИК. Моим дипломом стал фильм “Паруса берут ветер”.  Материалы, которые не пригодилось для фильма, пошли в киножурнал. 


Расскажите про команду “Седова”. Кто-то остался в памяти?

У меня на “Седове” со всеми были хорошие отношения. И капитан остался в памяти, и палубная команда. Дома хранится целый архив: альбом с фотографиями, записи реальных событий. 


Вы, должно быть, много времени на борту парусника провели?

Да я до сих пор стараюсь приезжать в порты, куда он заходит (Аде Адольфовне 77 лет - прим. Клуба)! Я живу в Москве, но в Питере бывала довольно часто, потому что моя мама вышла замуж за питерского  художника Владимира Лебедева, который иллюстрировал книги Маршака, и жила там. А я осталась в Москве, повода переезжать в Питер не было. Периодически приезжала, чтобы отправиться в плавание на “Седове”. Из Питера в Калининград, например. Доезжала до первой серьезной остановки, а потом возвращалась в Москву. 





Кто был вашим главным любимчиком на "Седове"?

Капитан Митрофанов, Петр Сергеевич. Есть такая песня: “Жил отважный капитан, он объехал много стран. Раз 15 он тонул, погибал среди акул, но ни разу даже глазом не моргнул”. Это про капитана Митрофанова.


Я с его внучкой общаюсь. По телефону, правда...

А я с его сыном. Когда приезжаю в Питер, он мне всегда говорит: “Тебе нужно жить у нас, не шляйся по всяким гостиницам, держи ключи”.


После института вы на Центральной студии документальных фильмов работали?

Не только. Я моталась по всей России. Какая студия соглашалась поддержать мою идею, там и работала. “Седов” вот уходил в море из Питера, поэтому в местную студию я и обратилась, когда снимала “Паруса берут ветер”.


bark-sedov-4.jpg

Барк "Седов" под парусами


К чему вы тяготели больше, к морской теме?

Я снимала самое разное кино, но из морского у меня был только “Седов”. А в основном о городах, разных учреждениях. Я делала фильм, меня благодарили, на этом все заканчивалось. А “Седов” – это на всю жизнь. Такого сильного чувства у меня больше никогда не было.


Почему вам “Седов” понравился, а “Крузенштерн” нет?

Дело не в том, что мне не понравился “Крузенштерн”. Просто после того как спасала “Седов”, отдать свое сердце кому-то еще было уже невозможно. Но я убеждена: чем больше парусников – тем лучше мир.


А у нас уже открыта предварительная запись в экспедиции на следующий год. Самое время исполнить свою мечту. 



Оставьте интересный комментарий

Политикой конфиденциальности
  • Ваши персональные данные не будут переданы третьим лицам.
  • Отправляя заявку, вы соглашаетесь с получением информационной рассылки от Клуба (рассылка осуществляется не чаще 2 раз в неделю). В любой момент вы сможете отписаться от рассылки.
  • При отправке заявки вы принимаете условия того, что вам могут отказать в путешествии без объяснения причин.

Читать полностью Политику конфиденциальности

Спасибо! Ваш комментарий принят!



А я бы с радостью писал вам письма, если оставите e-mail:

Отлично!

Вы подписаны.
Ждите рассылку по четвергам.