Блог о путешествиях

С 2013 года мы создаем путешествия, которые невозможно повторить самостоятельно. Потому в блоге только экспертное мнение, авторские маршруты и путевые очерки, основанные на собственном опыте

| 16.03.2018

10 мест в Риме для любителей искусства

Кафе «Канова», завсегдатаем которого был Феллини, фермерский рынок на улице Сан-Теодоро, квартал Караваджо, дворик Браманте и другие достопримечательности Рима в авторской подборке нашего гида. Марита переехала в столицу Италии и попала в среду искусствоведов, которые открыли ей особенный Рим – город крошечных церквей с великими шедеврами, неприметных подворотен с ренессансными саркофагами, уютных кафе и очаровательных безлюдных переулков.

Пьяцца дель Пополо (Piazza del Popolo)

Хотите увидеть Рим глазами Гете или Гоголя? Начинать нужно отсюда. Именно здесь расположены главные ворота, через которые на протяжении веков в город въезжали путешественники и сразу оказывались на красивой площади. Как и тогда, в “прилепившейся” к воротам церкви, можно увидеть знаменитые полотна Караваджо. А с прилегающего к площади холма Пинчо открывается одна из лучших панорам Вечного города.

Кафе Канова Тадолини (Caffè Canova Tadolini)

На самой площади Пополо находится то самое кафе «Канова», завсегдатаем которого когда-то был Феллини. Но стоит пройти чуть дальше по улице Бабуино, до кафе «Канова Тадолини». Когда-то здесь располагалась мастерская самого знаменитого скульптора XIX века – Антонио Кановы. После смерти он завещал ее своему любимому ученику, Адамо Тадолини, тот – наследникам, тоже скульпторам. И только сравнительно недавно здесь открылось кафе. Проходя мимо, его легко принять за музей: столики прячутся между гипсовыми конями и мраморными бюстами. Рассматривать эти порой забавные фигуры, стараясь определить период и авторство – отдельное удовольствие!

Капитолийский холм

Пожалуй, самый знаменитый из семи римских холмов, воспетый Горацием в той самой оде, которая послужила эпиграфом к пушкинскому «Я памятник себе воздвиг…» Именно здесь, в Капитолийском музее, хранится оригинал бронзовой скульптуры – Капитолийской волчицы. Приглядитесь к ней повнимательнее, и вы заметите, что волчица и близнецы слегка различаются по стилю. Дело в том, что волчица была отлита в Средневековье, и лишь пару веков спустя ренессансный мастер добавил к ней близнецов. Чуть позже Микеланджело переоформил всю площадь на холме вокруг другой бронзовой скульптуры – конной статуи Марка Аврелия (стоящая ныне на площади безобразная копия лишь оттеняет достоинства спрятанного внутри музея оригинала).

Фермерский рынок Сан-Теодоро

С Капитолийского холма не просто открывается живописнейший вид. Небольшая дорожка ведет вниз к форумам, а затем огибает их и превращается в тихую улицу Сан Теодоро. Если прогуляться по ней в субботу или воскресенье, то она выведет вас к крытому фермерскому рынку. Перед вами предстанут прекрасные ряды сыров, мяса, зелени, свежей пасты, оливкового масла и прочих гастрономических радостей. Но это еще не все – во внутреннем дворе рынка вы сможете недорого пообедать в компании местных с видом на древнюю арку.

Галерея Боргезе

Пожалуй, ни в одном музее мира нет такой концентрации шедевров на квадратный метр, как здесь. Почти все они были собраны в начале XVI века одним человеком – могущественным папским племянником Шипионе Боргезе. Страстный коллекционер Шипионе готов был пойти на все, чтобы заполучить вожделенный предмет: картину Рафаэля по его приказу вынесли из церкви в Перудже, работы Караваджо он заполучил, пригрозив законному владельцу тюрьмой. Правда, самые знаменитые экспонаты галереи – выдающиеся скульптуры Бернини – он сам заказал юному и на тот момент еще неизвестному гению. В отличие от большинства музеев, экспозиция здесь строится не по хронологическому, а по эстетическому принципу.

Бернини vs Борромини

Если в скульптуре Бернини не было равных, то в архитектуре с ним мог поспорить его выдающийся современник – Франческо Борромини. Чтобы разобраться, чем они отличаются и кто вам больше по вкусу, прогуляйтесь по улице Четырех фонтанов (Via delle Quattro Fontane). В Палаццо Барберини оба мастера создали по лестнице – выбирайте, какая вам больше нравится, квадратная или овальная. А неподалеку каждый из архитекторов оформил по крошечной церкви.

Вилла Фарнезина в Трастевере

Во-первых, вся вилла, которую построил для себя в начале XVI века банкир Агостино Киджи, роскошно расписана замечательными ренессансными художниками: от Себастьяно дель Пьомбо до Рафаэля. Во-вторых, на втором этаже можно увидеть редкое историческое свидетельство – надписи на стене, оставленные ландскнехтами Карла V во время разграбления Рима в 1527 году. Ну а самое удивительное то, что в таком прекрасном месте обычно очень мало туристов. Напротив виллы – ботанический сад. Ну и сам район Трастевере, с его обаятельной деревенской атмосферой – отличное место для прогулки.

Дворик Браманте

Недалеко от площади Навона, в переулках, прячется еще один шедевр Ренессанса – церковь Санта-Мария-делла-Паче. Полюбовавшись фресками Рафаэля, заказанными для своей капеллы тем же банкиром Агостино Киджи, зайдите в соседний монастырский дворик, построенный по проекту Донато Браманте, соперника Микеланджело и автора ватиканского Бельведере. Здесь на втором этаже можно выпить кофе, сидя на тех же каменных сидениях, на которых сиживали монахи XVI века – правда, теперь на них мягкие подушечки.

Квартал Караваджо

Отдохнув в спокойном монастырском дворике и насладившись гармоничной живописью Рафаэля, можно отправляться на поиски совершенно других впечатлений по другую сторону площади Навона. Именно там, в переулках возле Via della Scrofa, жил, работал и устраивал потасовки в начале XVII века Караваджо. Посмотрите на его знаменитые работы в церкви San Luigi dei Francesi – и вам сразу станет ясно, почему его живопись воспринималась современниками как революционная. Чтобы в полной мере оценить это, сравните полотна художника с потолком в той же капелле, расписанным его современником в традиционной манере.

Аппиева дорога

Если выходной и светит солнце, то лучшее место для прогулки – как пешей, так и велосипедной – это Аппиева дорога. По субботам и воскресеньям большой отрезок дороги закрыт для движения. Гуляя по (местами) сохранившемуся античному покрытию, дойдите до гробницы Цецилии Метеллы – столь любимой Гете, что он даже попросил изобразить себя на ее фоне в знаменитом итальянском портрете – и дальше, к прекрасному ресторанчику Qui nun se more mai.

.