Блог о путешествиях

С 2013 года мы создаем путешествия, которые невозможно повторить самостоятельно. Потому в блоге только экспертное мнение, авторские маршруты и путевые очерки, основанные на собственном опыте

| 17.05.2019

Алекс Дубас: “Вот покорю Северный полюс и буду писать книгу”

Когда к Алексу Дубасу не пришел гость в эфир программы “Что-то хорошее” на радиостанции “Серебряный дождь”, он предложил слушателям поделиться с ним моментами, в которых они были счастливы. Спустя время Алекс признался, что и предположить не мог, к чему это приведет. Так родилась книга – “Моменты счастья”, рекомендованная к продаже даже в аптеках. На тот случай, если наступит отчаяние, если вы потеряетесь в себе и там же – потеряете себя. В этом эпизоде весь Алекс Дубас – человек, который вытаскивает свет из непроглядной тьмы новостной повестки дня. Он вселяет уверенность в существование мира, где у сильного мужчины есть любимая женщина, у детей – родители, у искусства – будущее, а у нашего “земного шарика” – мир.

Поговорили с Алексом о "выносимой легкости бытия", местах, где легче всего дышится, и планах на будущее.



Начнем с “выносимой легкости бытия”. Расскажите немного о концепции ваших путешествий.

Путешествия бывают разными. Вот Михаил Кожухов сам с иронией подчеркивает, что он – это тот усатый мужик, который ездит по мир и ест тараканов. Миша Козырев, мой коллега и друг, ездит по разным рок-фестивалям и показывает своим товарищам концерты групп. Кто-то про моду. А я вот выработал для себя такую концепцию, как “Выносимая легкость бытия”. Допустим, мы отправляемся в Нью-Йорк. И нужно же попробовать настоящую нью-йоркскую кухню: и высокую в интересных исторических ресторанах, желательно с прекрасным видом, и современную, куда ходят хипстеры. В конце концов, надо заглянуть в знаменитую халяльную лавку – Halal Brothers, которая находится на перекрестке Пятой авеню и Бродвея. Там вечная очередь, но это же тоже нужно попробовать. Обязательно нужно погонять по Гудзону – слава богу, это возможно на водных мотоциклах.

Обязательно нужно сходить на спектакль с Умой Турман в главной роли. И не просто сходить, а купить билеты на третий ряд, чтобы было хорошо видно замечательную актрису. Кстати, в Нью-Йорке мы были не только на Уме Турман, но и на Клайве Оуэне, он играл в спектакле “M. Butterfly”. В Лондоне мы ходили на постановку с Джудом Лоу, нашим “молодым Папой” в главной роли. И вот это сочетание... Ну, если нужно, можно поесть и тараканов. Если нужно, можно сходить и на концерт. Но я за максимально комфортное путешествие с погружением в мир города или страны, куда ты приехал, чтобы и вкусно, и красиво, и какие-то интеллектуальные впечатления чтобы были, например спектакль Барышникова. Конечно, тот самый воздух Гения места, куда мы приехали – это обязательно. Поэтому, наверное, в моих путешествиях сочетается все – и культурный элемент, и эстетический элемент, и гастрономический. Мне это очень нравится. Я не устаю от этого.

Никаких преодолений, только гедонизм?

Нет, никаких преодолений, никаких трудностей. Максимум, какой-то трекинговый маршрут к замку по булыжной мостовой. Ну, или можно забраться на какую-нибудь симпатичную гору, но все это – максимально комфортно.

А люди, которые с вами оказываются в группах, изначально тоже так настроены или они учатся расслабляться во время путешествия?

Я думаю, что люди, которые путешествуют со мной, изначально так настроены. Перед путешествием они думают: “Так, я сейчас буду тратить деньги, я поеду с кем-то. Кто это такой, Алекс Дубас?” Они, конечно, обращаются к гуглу, а гугл им говорит, что это за человек, чем он занимается. И они уже понимают, что ожидать таким образом от поездки, мол, да, чем-то мы похожи с этим парнем. Наверное, там будет более-менее комфортно. Не будет экстрима, но будет осознанное внимание к подробностям жизни, что бы это ни было – кухня, спектакль, прогулка на катере, рыбная ловля, полет на самолетике над шотландскими озерами. Все это будет осмысленно, здесь и сейчас. Поэтому люди, которые собираются в путешествиях со мной, они именно такие. И я очень люблю повторять то, что пришло ко мне во время путешествий с Клубом, мол, не правы те, кто говорит, что нельзя подружиться после 25 лет, типа твои настоящие друзья – они со школы или со студенческой скамьи. Ничего подобного. У меня за последние несколько лет как минимум 15 новых друзей появилось, и это как раз друзья из путешественников. Вот спелись, договорились, «снюхались» – в переносном смысле. Подружились. Встречаемся, приходим друг к другу на дни рождения, переписываемся. Это так круто! Вот это, наверное, главное мое достижение от этих путешествий, а даже не очередной флажок на карте мира.

Где вам легче всего дышится?

На море и в горах, конечно же. Желательно, чтобы было и то, и другое. Таких мест, кстати, немного, где есть и горы, и море, и еще какой-нибудь симпатичный город. В основном, вокруг Средиземного моря. Вот в Средиземноморском регионе я очень хорошо себя чувствую и с точки зрения кухни, и с точки зрения воздуха, и с точки зрения каких-то впечатлений, потому что историй в этом регионе невероятное количество.

В жизни каждого человека случаются периоды, когда все идет наперекосяк. Есть ли у вас какое-то “место силы”, куда вы всегда возвращаетесь, где вам всегда хорошо?

Если что-то пошло не так в повседневной жизни в Москве, я предпочитаю куда-нибудь сбежать. И “куда-нибудь” – это, например, в Шотландию, или Грузию, или Латинскую Америку. То есть сбежать за новыми впечатлениями. Например, в этом году у меня такими впечатлениями стала Бразилия. Когда ты путешествуешь по опасным фавелам, или, скажем, плывешь по Амазонке со всеми атрибутами в виде пираний, анаконды, симпатичных птиц по имени тукан, ты действительно забываешь и отходишь от своих забот, проблем. Это настоящий побег. Ну, эскапизм, давайте так это называть. И это новые впечатления, которые заслоняют собой тревоги и волнения.

А иногда я люблю возвращаться в те места, которые мне знакомы. Возьмем, например, Стамбул. Я знаю, что я туда прилечу и встречу своего товарища по имени Эмин Уста. Это усатый человек, похожий на Саддама Хусейна, который готовит чудесный балык – рыбу на набережной Босфора. Это любимец стамбульской публики, о нем пишет и Time Out, и другие СМИ. И вот встретишь Эмина Усту, попросишь его составить тебе компанию на кораблике, поплывешь по Босфору. Ты знаешь, что сейчас будет перекличка муэдзинов через водную гладь, и это будет отражаться в воде, и будет пахнуть жареной рыбкой, что приготовил Эмин Уста. Слышишь крики чаек, видишь, что дельфин где-то там поднырнул. А наутро – чашка турецкого кофе. И ты идешь по Стамбулу, а у тебя постоянно пикает телефон, потому что в каких-то кафешках, где ты вводил пароль для wi-fi, он сохранился, он помнит твои пароли. И ты понимаешь, что в этом экзотическом, удивительном городе на стыке Востока и Запада, ты – свой. Я обожаю Стамбул и очень люблю туда приезжать подумать, переосмыслить. То есть, не вообще сбежать, а переосмыслить то, что есть и посмотреть на какие-то события с другой стороны, как немножечко чужак, отстраниться.

Или, скажем, Шотландия с ее ветрами, вересковыми полями, дают такую возможность. Или Грузия с чудесным, гостеприимным народом, который встречает тебя как брата. Собственно, ты уже практически и есть брат, потому что ты пару раз с этими ребятами разговаривал сердцем.

После стольких странствий, после стольких эмоций и впечатлений, не было ли у вас ощущения, что уже ничто никогда не сможет удивить?

Большое количество путешествий, конечно же, создает некую проблему. Это может быть не усталость, но... Сейчас объясню. Буквально полчаса назад я собирался на Северный полюс. И вот, значит, я так собираюсь: “Северный полюс, ага, что же нужно взять? Надо взять что-то теплое, ага. Куда все это сложить? В чемодан. Чемодан на колесиках. Подожди, какие колесики, если там снег? Надо во что-то... Блин, зачем туда лететь, на этот Северный полюс?” Потом: “Парень, ты что, это же Северный полюс, это же... мечта! Почему ты так говоришь? Что случилось? Ты устал от путешествий?” – разговариваю я сам с собой – “Какой чемодан на колесиках? Парень, тебя ожидают лайки, тебя ожидают снегоходы. Ты будешь осуществлять и свою мечту, и мечту многих людей. Так, соберись, не уставай, двигайся вперед”. И на самом деле есть, конечно, определенная загнанность от большого количества путешествий. Но это нормально, я решил взять паузу, поэтому путешествовать буду не часто. Все это опишу в книге. Вот Северный полюс покорю и начну писать.




Расскажите чуть-чуть об этой книге?

Это книга о путешествиях, а их у меня было много. Я старался во время поездок фиксировать какие-то свои наблюдения либо на диктофон, поскольку я работаю на радио, либо на видео, поскольку я работаю на телевидении, либо в записной книжке, поскольку я писатель. Некоторые истории я уже написал, некоторые пока только в заметках. И вот надо все это собрать, скомпилировать и, собственно, издать книгу. Она будет называться “Флаги на карте”. Название понятное – вот карта мира и ты там везде расставляешь свои флажки. Я надеюсь, что это будет увлекательная книга, потому что это не путеводитель. Знаете, как в ЖЖ-шчке раньше люди писали подробный рассказ “Мое путешествие. День первый. День второй”. Нет, это не то. Это, скорее, эмоции от страны, впечатления, какие-то быстрые разговоры, какие-то запахи, какие-то моментальные фотографии. Скорее, эмоциональный подход к стране или к городу, который я описываю.

Мир стал маленьким. Благодаря технологиям все стало доступно. Вот ты плывешь по Амазонке и вдруг думаешь: Ты летел сюда сутки. Но ведь раньше, чтобы человек приехал сюда, ему бы потребовался год. Это пересечь – до авиации – океан, Атлантику, добраться до Рио-де-Жанейро, потом еще плыть по Амазонке, добраться до Манауса. То есть, он только через год бы вернулся домой! Сын бы уже вырос, дочка подросла, начала бы бегать, говорить бы начала. Жена бы как-то изменилась. Год. А сейчас ты прилетел на шесть дней или на две недели. И это удивительно, конечно.

У нас настолько много возможностей для познания этого мира, для объятия этого земного шарика, для того чтобы сложить свой личный паззл, картину этого мира – и это невероятно здорово, что ты можешь это все зафиксировать, записать, потом возвращаться сюда. Для кого-то это было путешествие длиною в жизнь, то есть человек рассказывал всю жизнь, как он плавал по Амазонке. А ты можешь потом сюда вернуться с подросшим ребенком или с внуком, допустим, и сказать: “Вот, я помню, 20 лет назад здесь было иначе”. Или позвонить по WhatsApp с Северного полюса, пожелать спокойной ночи любимой. Это же так круто! Раньше надо было телеграммы писать, ждать пока какой-нибудь почтальон на лайках доедет до почтамта. И пока бы телеграмма дошла...

Да здравствует скорость! Скорость жизни, но легкость бытия, которую я проповедую во время путешествий, она подразумевает некую замедленность, slow motion. И вот это сочетание – оно как в высокой кухне. Вся высокая кухня построена на сочетании сладкого и соленого. Великие повара – они же про фрикадельки с клюквенным соусом. Про лосось с апельсиновым соусом. Вот так сочетание скорости жизни, которую нам дают технологии, и замедленного, осознанного восприятия жизни в этих путешествиях... Мне кажется, это очень правильный ритм 21 века.

.