Умение вести стол, широта темперамента и музыка как инструмент общения — Алексей Кортнев о душе компании и путешествиях с Клубом Кожухова
Роль души компании, придуманная когда-то Михаилом Кожуховым для путешествий Клуба — само это понятие вы как для себя определяете, и как чувствуете себя в этом качестве?
Душа компании — это то, с чем я сталкивался всю свою жизнь, потому что таковым был мой отец. У нас в доме собирались компании по 20-30-40 человек — традиция, которую мы с моими домашними унаследовали, у нас тоже очень многолюдные и шумные сборища происходят. И папа, при том что он совсем не был человеком, который хотел внимания, всегда как-то умудрялся удачно тихим голосом вставить реплику, сыграть на гитаре, спеть что-то, а потом мыл посуду. Это тоже немаловажно, между прочим. И я у него как-то, мне кажется, и учился тому, что Вениамин Борисович Смехов называл «вести стол».
Мне было очень лестно получить от него однажды именно такое предложение. Мы были на гастролях, и Вениамин Борисович сказала: «Алексей, ведите стол». Это было так приятно, от мэтра услышать такое. Поэтому я с большим удовольствием согласился на предложение Клуба Кожухова стать душой компании, и сейчас мне очень нравится эта роль, это общение. В Клубе собралась прекрасная публика, очень интересные люди, и я думаю, что я что-то им даю, но гораздо больше получаю взамен во время наших встреч.
Что, как вам кажется, люди получают от вас, как от души компании в путешествиях и на встречах Клуба?
Я думаю, что от души компании в первую очередь ждут чего-то интересного. Все-таки все мы люди публичные, долго и успешно работаем в каких-то публичных сферах и накопили немало самых разных впечатлений, историй, знакомств, а иногда и близких дружеских отношений с людьми, которые интересуют наших членов Клуба. И я стараюсь быть содержательным, когда общаюсь. Не просто рассказывать абстрактные анекдоты или пересказывать просмотренные фильмы, а делиться чем-то, каким-то уникальным знанием о том, как делается кино, например, или телевидение, что происходит на радио или в студии звукозаписи. Потому что я это знаю, я к этому прикасался, и очень многим людям это оказывается интересно. Секрет успеха, пожалуй, именно в этом — быть не просто говоруном-затейником, но делиться чем-то интересным.
Вы всегда везде играете и поете. Насколько музыка подходит для того, чтобы быстро сократить дистанцию между людьми?
Несомненно, музыка — это очень мощный способ общения, способ сокращения дистанции, и да, всегда, когда есть возможность взять в руки гитару и несколько песен спеть, я это обязательно делаю. Потому что, во-первых, люди тоже этого ждут, и не надо обманывать ожиданий, а во-вторых, так проще установить контакт, действительно сократить дистанцию. Песня и музыка вообще — универсальный транслятор чувств, она даже не требует понимания текста в большинстве случаев. Это просто музыка, это эмоция. Так что я, конечно, эту тему эксплуатирую.
Можете вспомнить ретроспективно какие-то чудесные истории из своего собственного опыта путешествий с Клубом?
Мне вспоминается чудная совершенно история, произошедшая в первом же моем путешествии с Клубом. Это была Шотландия, мой дебют, совсем небольшая группа. А небольшая группа — это всегда сложнее, потому что ты все время на виду, невозможно спрятаться за спиной экскурсовода и всей компании. И вот мы едем, едем, едем куда-то, и в какой-то момент я говорю: «Вот жалко, была бы сейчас гитара, я бы вам спел». И вдруг... а там было, по-моему, всего шесть человек — все шестеро ко мне так оборачиваются и говорят: «А что, так можно что ли было?» Я говорю: «В каком смысле, господа хорошие? Ну конечно можно. Просто мы об этом никак не договаривались, поэтому я с собой инструмент не брал». Они говорят: «Сейчас, секундочку». И дальше прозвучала великолепная фраза — взрослый такой дядька, наверное, ровесник мой или даже постарше, обращается к остальным и говорит: «Джентльмены, нас здесь трое бизнесменов, неужели мы не найдем за 15 минут гитару посреди Шотландии?»
Ок, не за 15, но через 45 минут отличная гитара была откуда-то привезена в наш отель — и это было не чудо, а настоящая «ловкость рук» очень продвинутых русских бизнесменов. И тем же вечером состоялся первый такой импровизированный концерт в поездке с Клубом. Начиная с этого момента, конечно, это уже оговаривается в каждой программе с моим участием, что будет обязательный концерт.
Вспоминается ли какое-то событие, встреча, поездка, которая вам лично что-то оставила для души?
Было несколько очень интересных встреч с замечательными совершенно музыкантами. Особенно меня поразила поездка к музыкантам в ЮАР, которые показывали отрывки из мюзикла, ими самими сочиненного и поставленного. Это была просто фантастика: под звездным небом, практически без аппаратуры, без какого-то там усиления, с очень простым светом, но они своей энергией и просто стихийной этой мощью танца и пения меня снесли, конечно. Ты смотришь на это и думаешь: господи, вот сколько ни пытайся здесь, в наших северных широтах воспроизвести такой темперамент, это невозможно вообще.
Еще одна очень смешная история из ЮАР мне запомнилась. Естественно, мы добрались в конце концов до города Кейптаун, где вышли в море на каком-то ботике. И вот, представьте себе: мы выходим в акваторию Кейптаунского порта, мне дают в руки гитару, и мои спутники, обращаясь к команде судна, говорят: «А сейчас Алексей будет петь песню "В Кейптаунском порту"». Те искренне недоумевают, мол, что, как, почему? Мы говорим: «Вот, черт его знает почему, но в России есть народная песня на еврейскую музыку, которая называется «В Кейптаунском порту», и сейчас Алексей будет петь про то, что здесь у вас якобы происходит». Ребята местные были в совершеннейшем шоке. В общем, я спел эту песню, наверное, раза четыре подряд, они ее всю засняли, мы им рассказывали про содержание, все очень смеялись.
Хочу закончить наш разговор Шотландией — страной, в которой вы дебютировали в качестве души компании Клуба. В августе вы снова едете туда с группой. Что бы вы могли сказать нашим путешественникам в преддверии этой поездки?
С большим удовольствием, конечно. Друзья, дорогие, я очень надеюсь, что мы с вами увидимся снова в этой необыкновенной стране. У нас в голове, у меня во всяком случае, существовало такое представление о Шотландии как о довольно суровом, северном крае — море там совсем рядом, скалы и прочее. Но на самом деле где-то рядышком с Шотландией заканчивается теплое течение Гольфстрим, и это просто райский сад. Там тепло круглый год, там цветут невероятные цветы, растут удивительные папоротники, лишайники и мхи, огромные сосны и ели — и это очень красиво.
Плюс мы с вами попадаем туда еще и в августе, а в августе, друзья мои, в Эдинбурге проходит самый большой в мире театральный фестиваль — Edinburgh Theatre Festival. И может быть, мы сможем с вами что-то посмотреть, посетить, это было бы замечательно. А вообще, даже если мы не попадем ни на один спектакль, то пройтись по улицам Эдинбурга во время фестиваля — это огромное удовольствие, уверяю вас, потому что город выглядит просто как одна большая театральная декорация.
Присоединяйтесь!