Блог о путешествиях

С 2013 года мы создаем путешествия, которые невозможно повторить самостоятельно. Потому в блоге только экспертное мнение, авторские маршруты и путевые очерки, основанные на собственном опыте

Интервью | 15.06.2020

Банкротство – это страшно? Интервью с управляющим партнером BSR Partners

Малому бизнесу сейчас особенно тяжело. Клуб Михаила Кожухова предложил путешественникам поддержать их любимое дело публикациями в блоге Клуба и соцсетях. Потому что преодолеть все трудности можно только вместе.

Бельченко Виктор – управляющий партнер BSR Partners. Специалист в сфере управления проблемными активами, банкротстве и финансовых расследованиях. За плечами 12 лет работы в Сбербанке с сопровождением крупнейших банкротств, таких как ИжАвто, Энергомаш, РТМ. В какой-то момент Виктор решил создать свою компанию и продолжить деятельность в сфере проблемных активов.

Банкротство – это страшно?

Моя задача заключается в том, чтобы помочь защитить директора и владельца от субсидиарной ответственности и убытков, избежать банкротства или эффективно выйти из него. Поэтому если вы владелец бизнеса, управленец, предприниматель, то мы можем быть вам полезны в это непростое время. Мы знаем, как избежать банкротство и как спасти бизнес.

Даже если вам сейчас кажется, что банкротство вас не коснется, советуем держать ухо востро. Недавно у нас был такой случай. Наш клиент, который успешно вел предпринимательскую деятельность, обнаружил, что его карта заблокирована. При обращении в банк выяснилось, что ситуация намного серьезнее, чем простая блокировка счета. Как оказалось, в отношении него ввели процедуру банкротства – реструктуризацию долгов, что угрожает всему его имуществу.

Ознакомившись с делом, наши юристы выявили грубые нарушения законодательства, допущенные при подаче налоговой в суд заявления о банкротстве. Во-первых, при расчете задолженности они допустили ошибку, что повлекло неправомерное увеличение размера требования по делу о банкротстве более чем на 600 000 рублей. Во-вторых, размер спорной задолженности перед бюджетом на момент обращения в суд был менее 500 000 рублей, что свидетельствует об отсутствии признаков банкротства и исключает возможность возбуждения процедуры. В-третьих, не был соблюден порядок предварительного опубликования в ЕФРСФДЮЛ уведомления о намерении обратиться с заявлением о признании банкротом. В-четвертых, заявление не было направлено в адрес должника. Такое заявление должны были признать необоснованным, а во введении процедуры отказать.

Казалось бы, что может угрожать ИП с УСН 6%, который прозрачно ведет свою бухгалтерию? Но налоговая ошиблась в расчетах задолженности, а суд лояльно отнесся к нарушениям и не уведомил “должника”.

По результатам анализа ситуации мы разработали ряд стратегий и менее чем за три недели нам удалось отменить незаконный судебный акт. В нашей стране никто не застрахован от подобных ситуаций. К сожалению, запущенная представителем государства “административная машина” не будет разбираться в том, кто прав, а кто виноват, и даже незначительная задолженность перед ФНС может стоить гражданину всего его имущества.

Если мы говорим о владельцах бизнеса, то, конечно, наша задача не допустить банкротство. Принятие решения (стратегии) не несет юридическую основу, а лишь оформляет и направляет ее. Как правило, владельцы переоценивают экономические возможности и эмоционально принимают решение, которое иногда сильно усугубляют ситуацию.

Если мы говорим о защите от банкротства, то необходимо сфокусироваться на нескольких моментах. Во-первых, на работе с кредиторами (Банки, ФНС, поставщики, сотрудники) и дебиторами. Большую опасность, как мы уже знаем, в данной ситуации будут представлять банки и ФНС, так как им не нужно обращаться в суд, чтобы взыскать задолженность (после публикации в ЕФРСБ подается заявление в суд). На фоне остальных кредиторов их отличают следующие черты: опыт, профессиональные сотрудники, большие финансовые возможности, а также тот факт, что суды чаще занимают их сторону в процессе.

Во-вторых, мы советуем своим клиентам иметь активную позицию по проведению мероприятий с целью не допустить неплатежеспособность. Добросовестное поведение позволит снизить риск последующего банкротства и не допустить привлечение контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности в случае невозможности полного погашения требований кредиторов.

Банкротство как реабилитация

Иногда владелец бизнеса понимает, что предприятию выжить не удастся, или же есть сделки, которые он хочет оспорить, либо приходит к выводу, что больше не хочет этим заниматься. В таком случае нужно задать себе вопрос: может, нам нужно банкротство?

В этом случае мы расскажем, как с помощью реабилитирующих процедур банкротства (внешнее управление, финансовое оздоровление, мировое соглашение) можно спасти и оздоровить бизнес. Восстановление платежеспособности организации с помощью процедуры банкротства осуществляется профессиональным субъектом под контролем кредиторов компании, что обеспечивает минимизацию ответственности для контролирующих должника лиц.

Если у вас есть возможность принять меры на ранней стадии возникновения сложностей в бизнесе; у компании есть “неотчуждаемые” ценности (лицензии, разрешения); необходимо сохранить репутацию организации должника или бренда компании; предприятие имеет устойчивое положение на рынке и наработанную базу контрагентов; есть перспектива заключения контрактов, инвестиционных проектов и других прибыльных сделок, то еще не поздно использовать возможность спасти бизнес через процедуру банкротства.

Если же спасти бизнес с помощью реабилитирующих процедур не удалось, мы поможем максимально эффективно выйти из банкротства. В этом случае задача состоит из защиты реестра требований кредиторов; пополнения конкурсной массы; проведения процедуры в максимально короткие сроки. Осуществление контроля действий арбитражного управляющего; защита реестра; сохранение работоспособности предприятия; поиск инвесторов; обоснование своей добросовестности.

Даже если вы далеки от бизнеса, вас может затронуть субсидиарная ответственность контролирующих должника лиц: руководителей; участников с совокупным размером участия на группу выше 10 %; лица, имевшие возможность влиять на деятельность должника (бухгалтер, руководители структурных подразделений, юридических служб, представители по доверенности); лица, получившие выгоду от деятельности должника (лица в пользу которых уходила прибыль или активы должника). В этом аспекте существуют определенные риски (виновные действия; виновное бездействие).

Но в законе о банкротстве в вопросах субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц устанавливают презумпцию вины (виновен, пока не доказано обратное). Таким образом, любое формальное участие в уставном капитале общества становится риском привлечения к субсидиарной ответственности за доведение общества до банкротства. Этот риск достаточно новый, до 2017 года процент привлеченных контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности был очень низок. Сейчас практика меняется, и в такой ситуации мы сможем защитить директора и владельца от субсидиарной ответственности и убытков.

При решении задач мы используем нестандартные подходы: изучение актива, выявление коммерческой деятельности, выявления схем вывода, что позволяет нам качественно и эффективно выполнять свою работу. Мы можем полностью вести процедуру банкротства от и до, выкупать долги, предоставлять частные услуги, а также проводить обучение.

Интересные путешествия

.