Блог о путешествиях

С 2013 года мы создаем путешествия, которые невозможно повторить самостоятельно. Потому в блоге только экспертное мнение, авторские маршруты и путевые очерки, основанные на собственном опыте

| 07.03.2017

Барк "Крузенштерн"

История парусника "Крузенштерн"

Их было около 65-ти. Знаменитые коммерческие парусники судоходной компании “Лайеш”, заслуженно нареченные англичанами “Летающими П” за быстроходность, маневренность и с отсылкой к первой букве в названии каждого. Легендарные винджаммеры, дословно - “выжиматели ветра”, они, благодаря своей конструкторской уникальности и предприимчивости владельцев, еще на несколько десятилетий отодвинули день, когда морской престол навсегда заняли корабли, движимые мощными моторными устройствами - “поглотители угля и солярки”, если хотите.

Все, что вы узнаете о “Крузенштерне” из разных отрезков его истории, начиная с тех времен, когда барк еще был немецким кораблем “Падуей” (как раньше назывался “Крузенштерн”) и ходил под парусами судоходной компании “Лайеш”, может показаться сказкой. В середине прошлого века никто и представить не мог, что барк протянет так долго и отнюдь не в качестве плавучего музея. Сегодня вы вряд ли найдете человека, который бы рискнул сделать даже незначительную ставку на то, сколько еще отведено “Крузенштерну”. Скорее вам скажут, что он бессмертен, добавив: “при правильной эксплуатации”. На деле же, вечную жизнь паруснику подарили люди - те, кто с сапёрской точностью уводил его из заминированных вод во Вторую мировую, те, у кого в голове не укладывалось, как четырехмачтовый парусник, последний в своем роде, может служить казармой или вовсе пойти на распил, те, кто и по сей день отдают свою жизнь служению морю и парусу, придавая этому сакральную ценность.

На первый взгляд сложно понять, почему в 1925 году, когда по всем морям уже ходили корабли с механическим типом двигателя, немецкая компания “Лайеш” приняла решение строить парусник. Более того - при полном отсутствии вспомогательного двигателя, что значительно увеличивало длительность перехода из-за долгих ожиданий попутного ветра. Добавим к минусам такого решения еще и не оборудованные необходимой инфраструктурой порты и сложности с комплектованием экипажа - работа на таких больших “грузовиках” физически тяжелая, а рейсы - длительные. Единственное условие, при котором строительство парусника с большой грузоподъемность могло быть рентабельным - это трансокеанские перевозки. Но вернемся к истории. 1925 год. В Германии после позорного поражения в Первой мировой и подписания унизительного Версальского договора господствуют голод, безработица и социальная нестабильность. Откуда находить такие партии груза, чтобы каждый рейс был экономически выгодным? Тогда о реальных причинах громко не говорили. Сейчас, спустя почти сотню лет, немцы открыто признаются: на крупных коммерческих парусниках доставляли из Чили селитру - сырье для производства промышленных взрывчатых веществ. В какой-то степени именно парусники готовили Вторую мировою войну, как бы это ни звучало. Исключительно мирных перевозок практически не осуществлялось.

Но была еще одна причина строительства такого крупного парусника, имеющая опосредованное отношение к коммерции. Униженные поражением в войне немцы всеми силами пытались оспорить приоритет англичан на океанских маршрутах. И им это удалось не без помощи компании “Лайеш” и ее “летающих П” или “винджамеров” (“выжимателей ветра”) - наиболее технически совершенных парусников 19 века, последним из которых и стал “Крузенштерн” (экс-“Падуя”). Все его последователи уже были парусно-моторными судами и использовались только в учебных целях.

Период истории “Падуи”, связанный с перевозкой селитры, продлился вплоть до Второй мировой. В последний раз парусник вышел в море в качестве коммерческого судна в ноябре 1940 года из эстонского Ревеля (Таллин) с грузом пиломатериалов. По окончании рейса барк остался в Штеттине, его дальнейшая эксплуатация была невозможна: шла война, а у “Падуи” отсутствовала противоминная защита.

Передача парусников “Падуя” и «Коммодор Йонсен» (будущий «Седов») Советскому союзу произошла 11 января 1946 года в Свинемюнде (сегодня - польское Свиноуйсьце). В первые два десятилетия у “Седова” и “Крузенштерна” под флагом СССР была общая история. В послевоенных условиях у государства отсутствовала надобность в парусниках. Оба без двигателя, без квалифицированный команды да еще и в условиях Балтики, полной необезвреженными минами. Следующие несколько лет “Крузенштерн”, переоборудованный под казарму на 400 человек, был пришвартован в Ленинградской области. Настоящим спасением для трофейных парусников стали двое энтузиастов - русские офицеры Иван Шнейдер и Петр Митрофанов. В июне 1952 года капитан Митрофанов вывел «Седов», оснащенный машиной, в пробное плавание по Финскому заливу. Спустя три года в свой первый самостоятельный рейс вышел и “Крузенштерн”. В последующие годы после капитального ремонта «Седов» и «Крузенштерн» работали в составе группы судов под руководством Митрофанова, которая обеспечивала проведение большого количества исследований в Атлантике. Новый этап истории парусников продолжался вплоть до 1965 года, когда над ними снова нависла угроза утилизации. Необходимость в постоянном ремонте и одно упоминание о возрасте “Крузенштерна” и “Седова” убивало все шансы сохранения их на воде. На помощь вновь пришли капитаны Митрофанов и Шнайдер, убедившие Министерство рыбной промышленности: парусники необходимо сохранить для подготовки и обучения профессиональных моряков. В 1991 году “Крузенштерн” был передан на баланс Калининградского высшего инженерного морского училища - ныне Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота. С тех пор парусник, на борту которого ежегодно проходят практику более 360 курсантов морских учебных заведений, совершил две кругосветки и трансатлантический переход.

Спросите, зачем будущим морякам нужна практика на барке, каких в мире осталось только два – «Крузенштерн» да «Седов»? За тем же самым, зачем жителю мегаполиса нужно уметь рубить дрова или, если этот житель женского рода, иметь представление о том, как пекутся блины. Конечно, судоводителю или, скажем, механику, который проведет свою жизнь в машинных отделениях современных сухогрузов, совершенно не обязательно управлять живым парусником при помощи ручного штурвала. Но по такой логике ему не нужны и звезды, потому что все за него посчитают приборы GPS, и умение вязать морские узлы. Когда-нибудь так и будет, наверное: управление судами на морях возьмут на себя роботы, их же научат вязать и узлы. Неизвестно, что нового обретет человек в этот период развития цивилизации, но совершенно понятно, что он потеряет, и безусловно, потеря эта будет существенной.

Технические характеристики "Крузенштерна"

Размеры барка “Крузенштерн”:

3722 квадратных метров - общая площадь парусного вооружения,

272 квадратных метра - площадь самого большого паруса,

10-64 мм. - толщина канатов,

44 квадратных метра - самый маленький парус,

711 тонн - запас пресной воды,

516 тонн - запас топлива,

250 метров - длина якорной цепи,

3 тонны - вес якоря Холла,

6400 тонн - водоизмещение,

14,02 метров - ширина,

17,4 узла (32,4 км/час) - максимальная скорость,

114,50 метров - длина судна.

Дата постройки судна - 1926 год

Тип судна - винджаммер

Топливо - дизель

На барке установлено несколько рынд, но главная - та, что на носу судна

Схема и чертежи барка "Крузенштерн"

Схема парусника “Крузенштерн”

Частые вопросы FAQ по техническим характеристикам

Какая высота у парусника "Крузенштерн"?
Высота борта: 8,48 м

Сколько парусов у барка "Крузенштерн"?
Площадь парусов: 3400 м?

Сколько мачт у "Крузенштерна"?
Четыре

Какая высота мачт "Крузенштерна"?
Высота мачты: 55 метров над палубой

Какая максимальная скорость у барка "Крузенштерн"?
Максимальная скорость на парусах - 17,4 узла (32,4 км/час)

Скорость на двигателях: 10 узлов

Что означают цифры 1795 на корме Крузенштерна?

Четырехзначное число на корме — первый номер, полученный судном в регистре.

Из чего сделан корпус парусника Крузенштерн? Из дерева или металла?

Из металла

Капитаны барка "Крузенштерн":

Карл Шуберг: август 1926 - январь 1928 года

Герман Пиниг: апрель 1928 - октябрь 1930 года

Роберт Клаус: декабрь 1930 - февраль 1932 года; октябрь 1935 — май 1937 года

Юрген Юрс: октябрь 1934 - май 1935 года; май 1937 — май 1938 года

Рихард Вендт: май 1938 - декабрь 1940 года

Отто Шоммартц: апрель 1941 - январь 1946 года

Павел Васильевич Власов: 1961 - 1972 годы

Г. Г. Савченко-Осмоловский: 1972 - ?

Н. Т. Шульга: ? - 1976 годы

Иван Григорьевич Шнейдер: 1976 - 1977 годы

Я. А. Семелтерис: 1977 -1980 годы

Александр Борисович Перевозчиков: 1980 - 1983 годы

Геннадий Васильевич Коломенский: 1983 - 1995 годы

Алексей Алексеевич Игнатьев: 1995 - 1996 годы

Олег Константинович Седов: 1995 - 2007 годы

Михаил Вячеславович Новиков: 2007 - 2014 годы

Михаил Петрович Ерёмченко: с 2014 года по настоящее время

"Крузенштерн" сегодня

Сегодня российский четырехмачтовый парусник “Крузенштерн” используется как учебное парусное судно. Он ежегодно совершает, как правило, три учебных рейса по разным маршрутам. В зависимости от участия барка в общественно-значимых мероприятиях или регатах в различных акваториях и портах, меняется и план-график. Навигация начинается обычно в марте-апреле, а осенью судно возвращается в Калининград, чтобы в течение осени-зимы пройти необходимые ремонты или докование. В каждом учебном рейсе, который длится не менее двух и не более четырех месяцев, на борту находится 120 практикантов. Это курсанты морских специальностей учебных заведений Росрыболовства: судоводители, судомеханики, радисты. Они проходят свою первую плавательную практику по программам своих колледжей или академии. Кроме того, совместно с Клубом путешествий Михаила Кожухова организовывается экспедиции под парусами легендарного барка "Крузенштерн", в которых могут принять участие все желающие старше 13 лет. Первый рейс “Крузенштерна” в 2017 году с Клубом путешествий стартует 6 мая.

Призы и награды

1974 год - Советские парусники «Крузенштерн» и «Товарищ» впервые приняли участие в международной парусной регате «Операция Парус-74» на Балтийском море. В гонке Копенгаген (Дания) — Гдыня (Польша) «Крузенштерн» занял четвертое место. 

«Крузенштерн» наградили серебряной моделью парусника Cutty Sark за наибольший вклад в развитие международного сотрудничества, взаимопонимания и дружбы между молодыми людьми разных стран мира. За всю тридцатилетнюю историю (1974—2003 гг.) существования этой самой престижной награды для судов учебно-парусного флота «Крузенштерн» является единственным из советских и российских парусников обладателем приза «Cutty Sark».

1976 год — парусник «Крузенштерн» принял участие в международной парусной регате «Op Sail-76», посвященной 200-летию Декларации независимости США. В первой гонке Плимут (Англия) — Санта Круз де Тенерифе (Канарские острова) барк занял второе место.

1978 год — парусник принял участие в международной парусной регате Op Sail-78 в Северном море. В гонке Осло (Норвегия) — Гарвич (Англия) занял 1-е место.

1980 год — «Крузенштерн» принял участие в международной парусной регате Op Sail-80 на Балтийском море. В гонке Киль(Германия) — Карлскруна (Швеция) занял четвертое место.

1984 год — В трансатлантической гонке на Мировой кубок портов Канады по маршруту Сидни (Новая Шотландия) — Ливерпуль (Англия) парусник «Крузенштерн» занял первое место в классе «А» и по всему флоту.

1986 год — барк «Крузенштерн» принял участие в международной парусной регате Cutty Sark Tall Ships Races-1986 в Северном море. В гонке Ньюкасл (Англия)- Бремерхафен (Германия) — Ларвик (Норвегия) — Гетеборг (Швеция) судно заняло 1-е место.

1989 год— парусник принял участие в международной парусной регате Сutty Sark Tall Ships Races-1989 в Северном море. В гонке Лондон (Англия) — Гамбург (Германия) барк занял 2-е место. Капитан судна на тот момент — Г. В. Коломенский.

1990 год — судно приняло участие в международной регате Cutty Sark Tall Ships S Races-1990. В гонке от Бордо (Франция, Бискайский залив) до Зеебрюгге (Бельгия, Английский канал) судно заняло 2-е место.

1992 год — «Крузенштерн» принял участие в Grand Regata Columbus-92 Quincentenary («Гранд Регата Колумбус-92 — Пятисотлетие»), посвящённом 500-летию плавания Колумба к берегам Америки. В рамках регаты проводилось несколько гонок. В первой гонке по маршруту Лиссабон (Португалия)- Кадис (Испания) «Крузенштерн» занял 3-е место среди судов класса «А». В трансатлантической гонке Бостон (США) — Ливерпуль (Великобритания) судно заняло 1-е место. В этой гонке «Крузенштерн» достиг рекордной скорости за всё время его эксплуатации с 1961 года — 17,2 узла.

1994 год — судно приняло участие в международной регате Сutty Sark Tall Ships Races-1994. В гонке Веймут (Англия, Английский канал) — Ла-Корунья (Испания, Бискайский залив) судно заняло 1-е место.

1995 год — барк принял участие в международной регате Cutty Sark Tall Ships Races-1995. В гонке Эдинбург (Шотландия) — Бремерхафен (Германия) судно заняло 1-е место.

1998 год — барк «Крузенштерн» принял участие в международной регате Cutty Sark Tall Ships Races-1998. В гонке Фалмут (Англия, Английский канал) — Лиссабон (Португалия, Атлантика) судно заняло 1-е место. В гонке Виго (Испания) — Дублин (Ирландия) барк занял 3-е место.

1999 год — парусник принял участие в международной регате Cutty Sark Tall Ships Races-1999. В гонке Сен-Мало (Франция) — Гринок (Шотландия) судно заняло 4-е место. В гонке Леруик (Шотландия, Шетландские острова) — Ольборг (Дания) барк занял 3-е место.

2000 год — «Крузенштерн» принял участие в международной трансатлантической регате Tall Ships Races-2000. В гонке Саутгемптон (Англия) — Кадис (Испания) «Крузенштерн» занял 3-е место. В гонке через Атлантику по маршруту Кадис (Испания) - Бермудские острова судно заняло 3-е место. В трансатлантическом переходе Галифакс (Канада) — Амстердам (Нидерланды) барк занял 1-е место.

Кругосветные путешествия и экспедиции

Легендарный парусник “Крузенштерн” за свою 90-летнюю историю дважды ходил кругом света, а совсем недавно - в 2009 - совершил Трансатлантический переход. Еще будучи немецким грузовым судном “Падуя”, барк дважды обогнул мир. Но то были коммерческие рейсы, а не исследовательские. Потому принято считать, что первая кругосветка “Крузенштерна” состоялась именно с 1995 по 1996 год под российским флагом.

Первое кругосветное плавание с 1995 по 1996 год было посвящено 300-летию Российского флота, 225-летию со дня рождения Ивана Федоровича Крузенштерна и 190-летию со дня окончания первой российской кругосветной экспедиции. “Крузенштерн” пересек Атлантический океан, взял мыс Горн, осуществил заходы в порты Рио-де-Жанейро, Монтевидео, Таити, Чили, Токио, Владивостока, Сингапура, Австралии, Кейптауна. За 5389 ходовых часов (224,5 ходовых суток) кругосветного плавания было пройдено 42 433 морские мили. Три океана и 15 зарубежных портов тринадцати стран Европы, Южной Америки, Азии, Австралии, Океании, Африки. Четыре раза был пересечен экватор.

Второе кругосветное плавание продлилось с 2005 по 2006 год. Уже в декабре 2004 года постановлением Правительства было решено - “Крузенштерн” обогнет земной шар во второй раз. В честь 60-летия Победы в Великой Отечественной войне и 200-летию первого русского кругосветного плавания Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского. Второе плавание кругом света барка “Крузенштерн” продлилось почти 14 месяцев. Барк вышел в кругосветную экспедицию 24 июня 2005 года. «Крузенштерн» принял участие в регате Tall Ships Race-2005, заходил в порты Санкт-Петербург, Ирландии, Англии, Испании, Португалии, Канарских островов, Уругвая, Аргентины, Мексики, Гавайских островов. За период кругосветного плавания с 16 июня 2005 года по 14 августа 2006 года судно прошло 45773,9 морских мили, посетило 21 иностранный порт. Продолжительность рейса составила 425 суток, из них 304 суток барк находился в море и 121 сутки в портах.

Международная трансатлантическая экспедиция (с 2009 по 2010 год) была посвящена 65-летию победы в Великой Отечественной войне, 90-летию образования рыбной отрасли в России и 60-летию первой российской сельдяной экспедиции. Во время экспедиции судно приняло участие в трансатлантической регате Atlantic Challenge - 2009, зашло в порты Испании, Бермудских островов, США, Канады, Исландии, Голландии, Германии, Бельгии, Панамы, Мексики, Венесуэлы и Кубы. 9 мая 2010 года, в день 65-й годовщины Победы, судно вернулось в родной Калининград. Было пройдено 35980,8 миль, потрачено 299 дней, треть маршрута - 5606,3 мили была пройдена под парусами.

.