Блог о путешествиях

С 2013 года мы создаем путешествия, которые невозможно повторить самостоятельно. Потому в блоге только экспертное мнение, авторские маршруты и путевые очерки, основанные на собственном опыте

| 13.07.2017

Четыре приема пищи и все остальное не по плану

Пройти несколько сотен (а то и тысячу) морских миль на одном из самых больших парусников в мире - это настоящий человеческий опыт. Из решившихся - а их было больше 200 - не пожалел никто. Но пока вы там не окажетесь, вам не до лирики. Вас, скорее всего, мучает вопрос - “Чем участники экспедиции занимаются на “Крузенштерне”?”.

Итак. На “Крузенштерне” есть пять незыблемых вещей: подъем, завтрак, обед, полдник и ужин. Все остальное зависит от погоды, которая в море непредсказуема. Даже зарядку на палубе в 7:05 могут отменить из-за шторма. Потому у каждой группы, отправляющейся на “Крузенштерн” с Клубом, есть координатор. На его совести выполнение программы. И даже погода. Но обо всем по порядку.




Начало: Подъем-зарядка-завтрак

Ровно в 7 утра нас будит вахтенный помощник капитана по судовому радио:

“Судовое время - 7:00, курсантам, экипажу и команде Клуба путешествий - подъем. Судно находится в таком-то море, до прибытия в ближайший порт - столько-то морских миль. Погода - такая-то, ветер - такой-то…”

А потом еще раз, только по-английски.

В 7:30 в кают-компании иностранных практикантов, которую еще называют трейниз, всех ждет завтрак. Чем кормят? Бутербродами с сыром и колбасой, иногда кашей, иногда йогуртом или вареными яйцами (порой и тем, и другим, и третьим). Ну и, конечно, на столе всегда есть соусы - по пять видов как минимум. Бывалые даже шутят, что начпрод на “Крузенштерне” - бывший соусе. Так что если вам внезапно захочется немного терияки к манной каше - не стесняйтесь. И помните: на “Крузенштерне” все едят в трижды больше обычного, а утром тем более. Поэтому Анечку или Ирочку, в зависимости от того, как зовут нашу буфетчицу, всегда можно попросить еще колбасы или заварить побольше кофе.

В 8 часов утра координатор рассказывает о том, чем мы будем сегодня заниматься. В ближайшие 30 минут - точно ничем, потому что каждый прием пищи на “Крузенштерне” длится ровно час. И это законное время отдыха для всего экипажа. Как правило, первые активности начинаются в 8.30 - 9.00.

Продолжение: Дневные активности

В первый день прослушаем обязательный инструктаж по технике безопасности и пойдем на экскурсию по палубе. И то, и другое - крайне важно. Как минимум, команда координатора “Клубу путешествий просьба собраться у первого грота” не будет звучать для вас набором слов. А потом-то что? А потом вы сами не успеете заметить, как будете вовлечены в жизнь парусника. Но опять же: не станем забегать вперед.

Представим, что время подходит к 9 утра и вы слышите по радио голос своего координатора: “Команде Клуба путешествий собраться на шкафуте”. Вы были внимательны на экскурсии, потому точно знаете, где этот за шкафут находится. И помните: если звучит команда - нужно ее выполнять в эту же секунду, а не через 10-15 минут. Вернемся. Итак, у нас сегодня ожидается большой парусный аврал. Чтобы никто не чувствовал себя лишним на нем, координатор пригласил главного человека на палубе - старшего боцмана Михаила Привалова. Михаил расскажет о видах парусных авралов, рангоуте, такелаже - одним словом, что это за веревочки и как они работают, поднимая почти 4 тыс. квадратных метров парусов. По плану эта лекция занимает полтора часа, на деле - больше двух. Помните, вас в первый день распределили по мачтам? Так вот Михаил Привалов, согласно этому разделению и вашим физическим возможностям, расскажет, кто чем будет заниматься во время авралов. Девочки отвечают за гордени, мальчики - за лебедку, а самые смелых могут определить на подъемы.

Вот уже и обед

Обед в 11:30. И ничего этому не может помешать. Обычно на обед подают суп (в супнице!). Неважно, грибной или солянка, всегда - на мясном бульоне. Нужно же запастись энергией, аврал ведь обещали. На второе - мясо, птица или рыба с гарниром, а также морс, кисель или компот.

Должна была быть экскурсия к парусному мастеру, но вмешался аврал

Вы же говорили в три? А случился в час. Такое бывает. Аврал по постановке всех парусов может длится 2-2,5 часа. Если вы принимаете в нем активное участие, то время пролетает с какой-то космической силой. Здесь потянул, там подержал, 1-2-3-4 - лебедку крути, а вон - коллегам с соседней мачты нужна помощь… Замираешь только на том моменте, когда с лязгом поднимается парус и натягивается по ветру. Это вам сейчас кажется, что ничего особенного. А как увидите вживую - комок подойдет к горлу от красоты и величественности происходящего.




Tea time. Вы же уже проголодались?

Это случится ровно в 15:30. Когда вас приглашают по судовому радио пить чай, вы предвкушаете горячий напиток и какую-нибудь выпечку. Так и будет, если не вмешается то, что один наш путешественник назвал “генератором случайных чисел”: на столе во время полдника появится копченая скумбрия, вареный картофель и каркаде. Никогда не знаешь, чего ждать от этого чая.

Отложенная лекция капитана

Истории о гонках больших парусников нравятся всем, потому что регаты сегодня - это возвращение во времена, когда управление судном сводилось к умению “подчинять” себе ветер и морское течение, выбирать правильный курс. Что немаловажно - быть командой не просто на словах. И кто может рассказать об этом лучше, чем Михаил Еремченко - человек, прошедший на борту барка путь от курсанта до капитана, сам участник многих гонок?





А что дальше?

Если вдруг ветер или дождь (может, все сразу), то не будем терять времени, отправимся исследовать “Крузенштерн” и знакомиться с людьми, посвятившими свою жизнь служению легендарному паруснику. Разделимся на несколько групп: одна пойдет к Игорю Майорову - парусных дел мастеру (обязательно попросите его рассказать историю о том, как он стал хранителем редчайшей в мире профессии), вторая - в музей “Крузенштерна”, который, несмотря на небольшие размеры - настоящая сокровищница (тут и регатные трофеи, и редкие фотографии кругосветных плаваний), третья группа сперва исследует капитанский мостик и штурманскую рубку, а потом мы все поменяемся. В оставшиеся дни еще заглянем в радиорубку, машинное отделение и… салон капитана - невероятной красоты помещение для приема высокопоставленных гостей.


Если же ветер будет меньше 10 м/с, то все наверх! Будем совершать учебные подъемы на мачты. Помните, к какой из мачт прикреплены? Страховка при себе? Не переживайте, на всех подъемах присутствуют боцманы мачт, матросы и курсанты. Они не только покажут, как правильно забираться, но и подстрахуют. Обещаем, на третий подъем уже будете ходить как к себе домой. Но приготовьтесь: в вас что-то поменяется, когда вы увидите мир с 40-метровой высоты.

А что могло бы быть еще?

Учебная эвакуация с судна, мастер-класс по вязанию узлов, лекция по истории паруса, навигации, метеорологии, управление судном при помощи привода Дэвиса (да, нужно крутить настоящий штурвал, причем - вчетвером), состязания по перетягиванию каната, метанию легости… не перечислить!




Дождались ужина

Ужин в 19:30. На него всегда подают суп, который был в обед и какое-нибудь новое второе блюдо. И не забывайте, что на столе всегда в изобилии хлеб, сливочное масло и да - соусы. Вам смешно, а участники прошлых походов еще долго отучают себя от привычки съесть пару-тройку бутербродов с маслом перед сном :)



Вечерние мероприятия

Первый вечер на корабле всегда посвящен знакомству. И это одна из наших любимых частей путешествия, ведь никогда не угадаешь, кто окажется с тобой по соседству в кубрике. Покоритель Эвереста, астро-психолог, топовый виндсерфер, программист из Техаса, болеющий русским театром, ландшафтный дизайнер, экстремальный фотограф… Любой человек на “Крузенштерне” - открытие, потому что в море мы все настоящие. И потому что парусник пускает далеко не всех. А еще на нем зарождается крепкая дружба, ведь ты возвращаешься на сушу с серьезной болезнью, симптомы которой никому не понятны. Только таким же как ты, “крузанутым”.


На следующий вечер, как правило, проходит встреча с интересным человеком - душой компании экспедиции. На “Крузенштерне”, вы уже не известный путешественник Михаил Кожухов или программист из Питера, нет, вы - одна команда, вы - друзья, поэтому такая встреча всегда происходит в дружеской атмосфере. С байками, анекдотами, какими-то очень личными историями. И что немаловажно - в один из дней стать участником встречи с интересным человеком может каждый член команды. Мы такие встречи любим и практикуем в каждой экспедиции.

Что еще делаем после окончания рабочего дня? Устраиваем поэтические вечера, встречаем закат на палубе и поем песни под гитару, снимаем короткометражные фильмы, устраиваем капустники с курсантами и еще много чего. Но не скучаем никогда.

Отбой в 23:00, но не для нас

После вечерней активности - отдых. Кто-то идет спать, а кто-то садится на нос и смотрит на горизонт (в море долгие закаты). Кто-то собирается большой толпой на корме и играет на гитаре (очень тихо). На “Крузенштерне” тяжело ощутить гнетущее человеческое одиночество. А настоящее счастье - сколько угодно. Но вы все же не засиживайтесь. Помните, что завтра в 7:00 вас разбудит голос судового радио.

.