Блог о путешествиях

С 2013 года мы создаем путешествия, которые невозможно повторить самостоятельно. Потому в блоге только экспертное мнение, авторские маршруты и путевые очерки, основанные на собственном опыте

Интервью | 22.11.2022

«Цвет приходит к нам из путешествий». Искусствовед Наталья Барбье о поиске вдохновений для интерьера и милых сердцу городках

Любовь к красивым интерьерам и страсть к путешествиям отлично сочетаются вместе, если знать, на что обращать внимание. Именно этим мы и планируем заниматься в двух таких разных, но одинаково стильных путешествия в Плес и Суздаль в компании искусствоведа и президента Ассоциации дизайнеров и декораторов России Натальи Барбье. В ожидании предстоящих поездок поговорили с Натальей о чудесных городах в окрестностях Москвы и далеком береге Охотского моря, современных интерьерных стилях и о том, как путешествия делают нашу жизнь ярче в прямом смысле слова.

О соседстве столь разных и непохожих стилей в современных квартирах

Прованс, средиземноморский стиль, скандинавские интерьеры... В России, как и во всем мире, на данный момент одновременно существуют все стили. Выбор, скорее, зависит от климата, ландшафта, вкуса и психологических особенностей человека. Пожалуй, единственный стиль, который менее всего интересен — это буквальная копия, реплика какого-нибудь исторического классического стиля. Грубо говоря, делать интерьер в стиле барокко сейчас просто смешно, конечно, если вы от рождения не обладаете наследством от прабабушки.

Настоящий русский стиль скорее не дворцовый, а больше провинциальный. Если в дворцах проявляются разные веяния — барокко, рококо или ампир, придуманный при Наполеоне и адаптированный в России и других странах, — то русский стиль совсем не об этом. Это много дерева, много резьбы, цвета и краски. Совершенно обаятельными мне кажутся маленькие усадьбы, поместья конца XVIII — начала XIX века. Знаете, как Пушкин в «Евгении Онегине» писал: «...во вкусе умной старины».

Когда возникает романтизм, появляется любовь к истории и интерес к национальному, возникает и та самая «умная старина». Это проявляется везде — в театре, живописи, интерьерах, моде. Например, грандиозный костюмированный бал 1913 года был дан в абсолютно отличном от дворцового распорядке — все гости были разодеты в кафтаны, сарафаны и кокошники. Это был совершенно естественный интерес, который не надо создавать искусственно, все-таки было уже совсем другое время.

Что касается русского стиля, то под ним мы, скорее всего, понимаем нарышкинское барокко или стиль а-ля рюс, который был характерен для второй половины XIX века и самого начала XX века, что-то затейливое, резное. Но это тоже сейчас кажется смешным, никто в квартирах этого делать не будет. Хотя я искренне считаю, что в моей московской квартире гостиная оформлена в русском стиле. Это не все замечают, но те, кто видит, тот понимает, о чем я говорю. Глубокий синий цвет стен, какой был в старых усадьбах, мебель под красное дерево, глубокие кресла, пестрый кавказский ковер на полу, много картин — и живопись, и графика — и, естественно, книги. Этот довольно насыщенный интерьер, очевидно, был вдохновлен русским стилем, причем провинциальным, а ни дворцовым. С другой стороны, черты такого стиля мелкой усадьбы, мы можем найти почти везде.

Моя гостиная совершенно не модная, ее даже актуальной назвать нельзя. Но мне, честно говоря, это глубоко безразлично, поскольку я делаю только то, что мне нравится, и в чем мне будет комфортно, уютно и хорошо. Людям, которые приходят ко мне в гости, вообще-то она тоже нравится, но если бы я кому-нибудь из своих заказчиков предложила бы, а давайте-ка сделаем синие стены и красную мебель, они бы решили, что я сошла с ума. На самом деле, когда те же самые люди заходят в мою гостиную, то даже не замечают того, чего боятся в собственном интерьере.

Современным интерьерам, в которых есть хотя бы какой-то элемент экзотики, свойственно то, что называется этникой. Люди много путешествуют и вдохновляются тем, что они видят, привозят из поездок какие-то ковры, статуэтки и картины, либо просто возвращаются, наполненные эмоциями и впечатлениями, и добавляют в свой интерьер насыщенных красок. Делают то, чего обычно боятся. Кажется, что правильно сделать все беленькое, бежевенькое, даже серенькое. А цвет приходит к нам из путешествий, на цвет нас вдохновляют именно путешествия.

О городах, в которых стоит побывать хотя бы один раз

Вообще этот куст — Владимир, Суздаль, Ростов, Юрьев-Польский и я не говорю уже про север, Новгород и Псков — это просто основа, ядро каменной архитектуры домонгольского периода. Можно быть патриотом или не быть, любить это или не любить, но посмотреть на эти города хотя бы один раз надо, чтобы понять, какой была Русь в XI веке, а потом представить, какой она могла быть.

Если честно, у нас не так много городов, которые казались бы мне уютными, поэтому сказать, что я просто обожаю маленькие города в окрестностях Москвы, было бы не совсем честно. За последний век все изменилось настолько, что городская среда лучше всего сохранилась там, где ее меньше всего трогали, в совсем крошечных, милых, старинных городках. Тем ценнее для нас то, что мы еще можем увидеть, то, что создает атмосферу, и то, что позволяет хотя бы немного представить, как это было раньше. 

Поэтому таким успехом у туристов пользуется тот же Суздаль, который действительно похож на праздничную открытку, что совершенно естественно, поскольку город живет туризмом. Я не воспринимаю Суздаль как веселый городок, куда все приезжают, чтобы веселиться, ходить в бани и по ресторанам. Мне хотелось бы просто ходить по улицам и узнавать город через его архитектуру или историю, а еще лучше — через замечательных людей, которым он не безразличен. Чего стоит только история керамической мастерской Евгении Зеленской, которая стала одной из точек притяжений в городе. 

Я была в Суздале, когда он еще не был залакированным, надеюсь, что он и сейчас не превратился в этакий аттракцион для туристов. И речь не о какой-нибудь карете, которая катает туристов по городу, а о подлинной, а не воссозданной архитектуре. Я не понимаю и не принимаю так называемую реставрацию, когда все сносят под ноль, а потом отстраивают новое здание с закосом под историю. Иногда облупленное старое, но крепкое здание лучше, чем если его перекрасят в цвет, который ему совершенно не подходит. Когда я пересматриваю «Женитьбу Бальзаминова», старый добрый фильм, который снимался как раз в Суздале, то каждый раз с удовольствием отмечаю, что город не то, что хорошо сохранился, он еще и не пострадал от реставрации, что по нашим временам большая редкость.

Самые прелестные интерьеры я видела в Плесе. Я вообще люблю Плес, так сложилось исторически — я езжу туда уже двадцать лет и вижу, как он меняется, что с ним происходит. Плесу повезло еще и в том, что там нет ни одного шедевра, а самым ценным является просто ландшафт. Еще в советское время в Плесе открыли дом-музей Левитана, и вот вместе с Музеем пейзажа и комплексом «Присутственные места», весь город превратился в заповедник, предметом охраны которого стала именно городская среда. Сохранились улицы, домики и ландшафт, которые Плес делают Плесом, а самое главное появились люди, а не только музейные работники, которые справедливо сочли, что все это и является визитной карточкой города. 

Во время нашей августовской поездки в Плес мы как раз обсуждали это с Алексеем Шевцовым, который восстановил здесь много домов и очень много сделал для города. Вместе с Клубом мы вообще часто знакомимся с такими людьми, у которых есть художественный вкус, они понимают старое дерево, разбираются в рисунках, свойственных русским тканям XIX века, и ценят предметы за их историю. С одной стороны, они стараются приблизить их эстетику к русскому провинциальному мещанскому быту, а с другой стороны сделать их с удобствами пятизвездочного отеля. Плес в этом плане, конечно, уникален.

Таруса — еще один чудесный городок. Это прямо такое гнездо дачной жизни еще с XIX века. С точки зрения архитектуры, если так всерьез говорить, то по большому счету ничего особенного — просто чудесные домики. Больше всего в Тарусе мне нравится, что в разные годы там поселились люди из артистической среды, художественной интеллигенции. Эти люди сохранили свои дома такими, какими они были куплены их бабушками и дедушками, и даже сейчас, когда они их реставрируют или ремонтируют, то делают это с большим вкусом. Все, что касается интерьеров в Тарусе, особенно вот этой дачной интеллигенции, кажется мне божественным в своей простоте, все эти выскобленные деревянные столы, какая-то старая вышивка, металлические эмалированные чайники и букеты полевых цветов в кружке. И это не «бабушкино», как сейчас любит говорить молодежь, это просто такая эстетика.

О путешествии как поиске места силы

Иногда мне кажется, что все войны происходят от нищеты и невежества. С нищетой бороться трудно, если ты не антиглобалист, а вот с невежеством еще что-то можно сделать. Оттого что люди просто не видят, как живут другие, они начинают думать, что в каких-то далеких странах живут люди с песьими головами или на трех ногах, но если начинаешь путешествовать, то все воспринимается абсолютно иначе.

Когда я только начинала путешествовать, то думала, что для одного места достаточно одного раза, а потом вдруг стала возвращаться куда-то снова и снова. У меня есть одно место, куда я езжу не очень часто, но все же регулярно — это берег Охотского моря. Место силы — так говорят про такие места, хотя эти слова ничего не объясняют. Там сурово и прекрасно настолько, что начинаешь понимать всю тщету человеческих усилий. С одной стороны можно все сделать с комфортом, а с другой — все равно будешь зависеть от погоды. Полезно бывает иногда почувствовать и понять, насколько мы бываем самонадеянны. Это ощущение зависимости от стихии немного приземляет и заставляют почувствовать жизнь без того, что привносим в нее мы. Никакой культуры, только импакт и ощущение невероятной энергии.

Интересные путешествия

.