Для новозеландцев качество палатки гораздо важнее бренда футболки
«Поезжай в Новую Зеландию. Это точно твоя страна, тебе она понравится», — сказал Ивану гуру в Индии. Так Иван и сделал, и ни разу не пожалел. Стиль жизни очень сильно влияет на то, как люди одеваются, на чем они ездят, как они живут. С одной стороны у них — Тасманово море, с другой стороны — Тихий океан. Небольшие домики, везде лужайки, зелень, лес. Перед кем там красоваться-то? Да и зачем? Поговорили с Иваном о том, как хорошо живется в Новой Зеландии и как туда переехать.
Как вы переехали в Новую Зеландию?
Я находился в неком личностном кризисе, духовном поиске, не понимая, куда дальше двигаться. И мы с женой поехали в Индию — в 2004 году. Там я встретился с гуру и сказал, что совершенно не понимаю, что мне дальше делать. Мол, хотел бы я сделать паузу в жизни, остановиться, потому что закрутился, как белка в колесе. И сказал, что одна из стран, куда я хотел бы поехать, это Новая Зеландия. Он засмеялся: оказалось, что он сам оттуда. И говорит: «Поезжай в Новую Зеландию. Это точно твоя страна, тебе она понравится». Для меня это был решающий шаг. Мне хотелось подтянуть английский язык и получить международное образование в туризме. Раньше я занимался экологическим туризмом на Байкале и в Монголии, мы организовывали экспедиции, в большей степени экстремальные. А Новая Зеландия — один из лидеров в приключенческом экологическом туризме. Вот так все совпало и с материальной точки зрения, и с духовной.

В Новой Зеландии есть такой перечень востребованных профессий онлайн. Если хочешь эмигрировать, то ты, там, можешь быть жокеем... и что-то еще было такое интересное. Есть у вас такие списки востребованных профессий?
Надо начать с того, что Новая Зеландия — одна из немногих стран в мире, где есть понятие плановой эмиграции. Австралия и Новая Зеландия разработали систему, которая позволяет вам оценить свои шансы заранее. Системы «гринкарты», как в Америке, тут нет. В другие страны эмигрировать сложно, потому что непонятно, получится ли устроиться где-то или нет, а здесь вы просто заходите на сайт миграционной службы, читаете и выбираете, что вам подходит. Департамент труда — Department Of Labour — каждый год публикует этот список, в котором конкретно говорит, какие профессии им нужны: допустим, в истопниках они не нуждаются, а вот строители печей — просто необходимы. По большому счету — это качественная конкуренция на рынке международного труда, и на мой взгляд — это правильная система, потому что она не создает лишних ожиданий, но в то же время не создает лишних преград. Если ты соответствуешь, если есть у тебя внутренняя уверенность в том, что обладаешь теми или иными навыками, то ты без работы не останешься.

Сложно ли вам было было привыкнуть к менталитету или вы сразу почувствовали себя в своей тарелке?
Начнем с того, что мы родились и выросли в Иркутске, и никогда не стремились в мегаполис: ни в Санкт-Петербург, ни в Москву. Нам нравилась хорошая провинция. Поэтому Новая Зеландия стала для нас оптимальным вариантом. Мы очень любим эту страну не только из-за природы. Нас поразило то, насколько доброжелательны и приятны в общении люди. Когда мы поначалу говорили с местными и извинялись за наш английский язык, они все время отвечали одно и то же: «Да что вы, что вы, не извиняйтесь, ведь ваш английский лучше, чем наш русский». Это типичный подход новозеландцев. Их желание помочь нас сильно поразило и подкупило.
Наверное, новозеландцы такие счастливые, потому что у них все есть — и горы, и море, и природа, и вообще все условия для счастья.
Долгое время новозеландцы были географически изолированы от остального мира. Когда сейчас мы жалуемся на то, что далеко лететь, целых 24 часа — это смешно по сравнению с тем, как лет сто назад люди по несколько месяцев добирались из Европы до Новой Зеландии. Это, безусловно, повлияло на менталитет, потому что длительная географическая изоляция способствовала объединению внутри страны. Люди старались помогать друг другу, потому что речь шла по большому счету о выживании. Маори, безусловно, осваивали землю более 500 лет, но во-первых их было мало, а во-вторых, все равно, понятие «осваивать» не всегда соотносится с тем, что мы себе представляем: они строили не города, а маленькие деревушки, между которыми постоянно шла война.

Вообще Новая Зеландия притягивает к себе определенного рода людей. Здесь все еще принято верить на слово, здесь все еще заключаются сделки пожатием руки: без печатей, подписей. Новая Зеландия все еще остается милой провинцией с развитыми технологиями. Почти все мы живем в своих домах, как в Хоббитоне. В отличие от многих других наций новозеландцы скромные по своей натуре, и скромность эта воспитывалась из поколения в поколение. Вы не увидите здесь дорогих машин или больших домов. Но при этом у людей есть деньги, просто они не выпячиваются. Шлепки, шорты, да футболка — вот, в общем-то, вся одежда на полгода. Можно сказать, что они одеваются безвкусно, много денег на это не тратят. Но с другой стороны, когда ты в этом обществе начинаешь жить, то понимаешь, что у людей просто другие ценности. Они любят активный отдых на природе. Для них это ценно. То, какая у тебя кемпинговая палатка, важнее, чем какой бренд у твоей футболки.
Стиль жизни очень сильно влияет на то, как люди одеваются, на чем они ездят, как они живут: у нас же очень маленькое население на огромной территории, где люди живут в своих домах. У нас везде вода. С одной стороны — Тасманово море, с другой стороны — Тихий океан. Люди живут в небольших скромных домиках. Везде лужайки, зелень, лес. Перед кем там красоваться-то? И зачем это надо? Никому это не надо.

Новая Зеландия считается самой мирной, безопасной страной мира. Но вы, собственно, об этом и сказали.
Да, Новая Зеландия стабильно держится на первом-втором-третьем месте. У нас вообще нет никаких хищников. Единственная условная угроза для человека — это мошка, которая есть на Западном побережье. Ну, мошка есть в каждой стране. И, в принципе, всё. В океане у нас нет медуз. Белые акулы, в основном, в Австралии. Это действительно безопасная страна со всех точек зрения. И климат комфортный, что тоже немаловажно.
Я нисколько не жалею, что мы уехали именно в Новую Зеландию. Когда люди сюда приезжают, они забывают про то, что людей тревожит в старом мире — то религия, то национальность, то политика. Я вообще человек мирный и считаю все конфликты политическими играми, которым люди слепо поддаются. А Новая Зеландия стоит в стороне. Мы дружим с разными ребятами, в том числе с украинцами, и с новозеландцами, которые не видят в моем лице Путина или еще кого-нибудь: им все равно, потому что они знают, что происходит в мире, но это никак не накладывается на нас. Мозги не запрограммированы, не зомбированы. И это важно.

Вы думали когда-то вернуться в Россию?
Нет. И своим детям я все время говорю: «Езжайте, смотрите мир». Потому что пока вы его не увидите, пока вы не побываете во многих местах, и не просто побываете на день-два, галочку поставить, а поваритесь в этом супе, то вам будет очень сложно понять мир. Наши границы настолько условные... Я считаю, мы достойны того, чтобы жить там, где мы хотим. Но чтобы понять, где мы хотим, надо сравнить, правильно? Многие считают Новую Зеландию скучной, а людей — деревенскими. Если вы привыкли к большому городу, то безусловно вы мегаполиса в Новой Зеландии не найдете. Поэтому многие отсюда уезжают в большие города. И это нормально. Я не пытаюсь навязать свое мнение людям, которым Новая Зеландия не понравились, и они уехали в Австралию. Это личный выбор каждого. Когда люди узнают, что я вегетарианец, они говорят: «Ой, тебе, наверное, противно, что мы мясо рядом с тобой едим?» Я говорю: «Да совершенно спокойно я к этому отношусь, это ваш выбор. Если вы уважаете мой выбор, я точно также уважаю ваш выбор». В данном случае я лишь могу мотивировать вас следовать любой вашей идее и путешествовать. К сожалению, когда мне было 20 лет, у меня были совсем другие установки — вкалывать, зарабатывать, обеспечивать семью. Но мне помог туризм сам по себе, нас хорошо в свое время спонсировали в турклубе, мы ездили в горы — в Тянь-Шань, Узбекистан, Киргизию, Казахстан. Так или иначе, вкус к путешествиям был развит с детства — и в тайгу ездили, и в сибирские регионы. В последнее время в Новую Зеландию приезжает огромное количество молодых ребят, которые путешествуют по всему миру. Я белой завистью им завидую, что они могут вырасти и не заморачиваться по тем вещам, которыми мы заморачивались и нас заморочили. Поэтому вот вам мое напутствие: путешествуйте при любой возможности.

А куда новозеландцы сами путешествуют чаще всего?
Новая Зеландия — вообще довольно путешествующая страна. Из 4,5 миллионов человек почти три миллиона выездных каждый год. Они ездят в Европу, в Штаты. В Канаду у нас прямые рейсы, в Азию. Новозеландца можно встретить почти в любой точке мира. И австралийцы, и новозеландцы — очень путешествующие нации. Они часто летают во Французскую Полинезию, так как она от нас в четырех часах на самолете. В двух часах — Фиджи, в трех — Острова Кука. Многие ездят в Австралию, а австралийцы в свою очередь приезжают к нам. Наверное, на путешествия у нас и уходит больше всего денег, после дома и еды. Сейчас мы зависнем немного в Болгарии, затем поедем в Польшу, в Украину, оттуда, скорее всего, в Китай, потом в Австралию и в октябре вернемся домой. Ну а что? Дом построили, деревья посадили, сыновей вырастили. Можно и собой заняться.

Вы сказали, что Новая Зеландия — это рай для любого вида экстрима...
Новозеландцы очень любят активный отдых на природе и все время придумывают что-то новенькое. Квинстаун — вообще один из красивейших городов мира, столица приключений, и проще сказать, чего там нет, чем что там есть. Стены отеля завешаны разными буклетами о том, чем там можно заняться. Но нацию можно разделить на две части. Люди, у которых есть деньги и желание заниматься собой, — это, как правило, более состоятельные слои населения. И люди, которые живут обычной жизнью, сидят на диване и едят чипсы, ходят в фастфуд и смотрят телевизор — таких в Новой Зеландии тоже достаточно много. Как ни неприятно об этом говорить, но по ожирению Новая Зеландия и Австралия далеко не на последнем месте: они в десятку самых «жирных» стран входят. Здесь много полинезийцев, а полинезийцы — это люди, которые не любят работать и заниматься спортом. Ну, часть из них любит, но в большинстве своем это люди полные.

Это правда, что в Новой Зеландии меньше симпатичных женщин, чем в России?
В России их значительно больше, чем вообще где-либо. Русские женщины славятся на весь мир своей красотой, и с ними состязаться очень сложно. Но в России женщины еще и более ухоженные, а новозеландские женщины — это такие независимые члены общества, которые почему-то считают, что их надо принимать такими, какие они есть, в своем натуральном состоянии. Странно еще то, что в Новой Зеландии вы чаще видите ухоженных мужчин, чем женщин. Мужчин в хорошей спортивной форме, в хорошей одежде, с интересными прическами. А женщины часто выглядят неряшливо, без макияжа, одежда у них так себе. Ну, давайте откровенно, если завтра я хорошо оденусь, загримируюсь, то буду выглядеть одним образом, а если я этого не буду делать, с бодуна проснусь и кое-как выйду на улицу, то буду выглядеть совсем по-другому. У каждого социума — свои стандарты, но мы живем в том социуме, где стандарты значительно ниже. Но если мне комфортно не чистить зубы и в вонючем рванье ходить, то любое адекватное общество меня не примет, потому что я им доставлю неудобство.

Почему Новая Зеландия называется страной длинного белого облака?
Есть маорийская легенда, согласно которой Новая Зеландия была открыта полинезийцами. Жил-был такой навигатор — капитан и вождь Купе. Он отправился в море со своими воинами и женой по заданию рыбаков, которых тревожил огромный спрут и мешал им рыбачить. Спрут оказался хитер, и они его долго преследовали. В конечном итоге они добили его, когда подплывали к Новой Зеландии. Светало. Жена навигатора Купе первой проснулась и увидела на горизонте длинное белое облако. Это ее поразило, так как ничего подобного она ни разу не видела. Она разбудила своего мужа, и они стали кричать: «Смотрите, смотрите, Аотеороа!» Аотеароа — это три слова по-полинезийски, которые означают длинное белое облако. Когда они подплыли ближе, увидели огромную землю — Новую Зеландию. Почему длинное белое облако? Потому что в Новой Зеландии есть интересный климатический эффект: вокруг Антарктиды в сороковых широтах постоянно идут определенные превалирующие ветра. Как правило, с запада на восток, вокруг Антарктиды крутятся. Тот же самый эффект — в Южной Америке, в районе Чили и аргентинской Патагонии. Если вы там будете, то увидите то же самое. С чилийской стороны — это фьорды, много влаги. Если вы возьмете Южный остров Новой Зеландии и посмотрите на него, то увидите, что по сути он полностью прорезан хребтом. Этот хребет идет с севера на юг, и его протяженность — порядка 650 км. Так вот, этот хребет — это стена, которая стоит на пути у очень влажных, теплых ветров.

Ветер поднимается наверх, на горы, и тут же превращается в облака. Вы наверняка видели много видео, особенно таймлапс, когда облака сползают прямо с гор. Это классический климатический эффект. Его в Гималаях тоже можно увидеть. Из океана вы видите сползающие облака — длинные белые облака. Поэтому в итоге вот так страна получила свое первое название.