Блог о путешествиях

С 2013 года мы создаем путешествия, которые невозможно повторить самостоятельно. Потому в блоге только экспертное мнение, авторские маршруты и путевые очерки, основанные на собственном опыте

| 31.03.2017

Дважды пройти мыс Горн

Первое российское кругосветное плавание Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского ознаменовало начало эпохи русских морских экспедиций. По числу исследовательских навигаций в первой половине XIX века с Россией не могли сравниться ни Англия, ни Франция. Экспедиция Крузенштерна и Лисянского на парусниках «Нева» и «Надежда» — по накалу страстей, историческому контексту и драматизму сравнима разве что с романами Жюля Верна. Но не нужно считать, что кругосветные плавания остались в прошлом.

Легендарный парусник «Крузенштерн» за свою 90-летнюю историю дважды ходил кругом света, а совсем недавно — в 2009 — совершил трансатлантический переход. Еще будучи немецким грузовым судном «Падуя», барк дважды обогнул мир. Но то были коммерческие рейсы, а не исследовательские. Потому принято считать, что первая кругосветка «Крузенштерна» состоялась именно с 1995 по 1996 год под российским флагом.

Барку предстояло проделать путь из Европы к западному побережью Южной Америки, пройдя Тихий океан — попасть во Владивосток, а потом, через Сингапур в западную Австралию, откуда по водам Индийского океана оказаться в Кейптауне и северным курсом вернуться в Европу. Но перед этим «Крузенштерн» принял участие в летних европейских регатах, чтобы в оптимальное время — в декабре, обогнуть мыс Горн, известный своими экстремальными погодными условиями. Экспедиция завершилась в Санкт-Петербурге. Позади 308 дней и почти 42, 5 тысячи морских миль.

Но все в том плавании прошло гладко. 13 марта 1996 года в западной части Тихого океана «Крузенштерн» попал в сильнейший шторм. Ветер разорвал многие паруса, хотя они были закреплены на реях. Кстати, некоторые из тех потрепанных парусов до сих пор хранятся на борту.

Уже в декабре 2004 года постановлением Правительства было решено — «Крузенштерн» обогнет земной шар во второй раз. В честь 60-летия Победы в Великой Отечественной войне и 200-летию первого русского кругосветного плавания Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского. На подготовку было отведено всего три месяца — чудовищно короткий срок, но все справились. 30 апреля «Крузенштерн» сошел с верфи в Светлогорске, где проходил переоборудование, на борт зашли курсанты, были пополнены запасы провиантом. Как и в первой кругосветки, барк летом принял участие в гонках, а осенью уже начал свое плавание вокруг света.

Покорение мыса Горн пришлось на 10 декабря 2005 года. К вечеру ветер усилился и шторм достиг мощи в 10 баллов по шкале Бофорта, но уже во второй половине дня 11 декабря стих до 7-8 баллов. Это и позволило «Крузенштерну» обогнуть мыс Горн — мыс штормов, забравших бесчисленное количество жизней в эпоху «винджаммеров». Среди счастливчиков, к слову, были Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский, обуздавшие стихию в 1804 году на парусниках «Нева» и «Надежда» — во время первой русской морской кругосветки. Второе плавание кругом света барка «Крузенштерн» продлилось почти 14 месяцев.

Конечно, сегодня морские кругосветки не являются стратегической необходимостью: все земли давно открыты, созданы тысячи других методов исследования — большинство из которых не требует даже выхода из кабинета. Ко всему прочему, кругосветное плавание — это всегда серьезное испытание для экипажа. Зачастую команда почти в полном составе идет в длительное увольнение. А их — квалифицированных служителей парусу в мире осталось не так-то много. Потому сложно предсказать, когда «Крузенштерн» ждет новая кругосветка. Но вот что точно — каждому хоть раз в жизни нужно не просто прогуляться по палубе легендарного барка, пройтись под его парусами и почувствовать на себе жажду странствий.

.