Блог о путешествиях

С 2013 года мы создаем путешествия, которые невозможно повторить самостоятельно. Потому в блоге только экспертное мнение, авторские маршруты и путевые очерки, основанные на собственном опыте

Направления | 08.04.2021

Египет без пирамид, Красного моря и пустыни

Эта страна у многих ассоциируется с пирамидами, курортами Красного моря и пустыней. Немногие знают, что пустыня здесь есть черная и белая. Мало кто слышал про семь оазисов, целебные источники и грязи. А сколько гостей считают Египет чисто мусульманской страной и удивляются огромному числу христианских святынь. Наш гид и житель Каира Анастасия показывает путешественникам Египет, о котором мало кто знает. Оригинальные блюда, удивительные люди, богатая событиями история, большие достижения и маленькие секреты египтян.

Ваша мама — русская, папа — египтянин. Какое-то время вы жили в Москве, где родители познакомились, затем в Праге и после переехали в Египет. Легко ли далась вам смена места жительства?

Контраст с Европой был очевиден, а спустя время оказалось, что внутри Египта он еще разительней. Отец из интеллигентной семьи — настоящая египетская аристократия: несколько европейских языков, хорошее образование, открытый взгляд на многие вещи. На фоне среднего класса, очень традиционного и закомплексованного, они выглядят настоящими европейцами. Даже с бедняками в Египте общаться легче — они гораздо проще, более открыты. Сначала я не замечала этого, но чем больше ездила по стране, тем сильнее ощущала это расслоение. Когда слышишь истории, как в нескольких километрах от Каира выходят замуж в тринадцать лет, то осознаешь, насколько разной бывает жизнь в Египте. Долгое время я не могла понять, откуда это взялось. Ведь в 50-60-х годах страна была очень близка к Европе — красивые широкие проспекты, чистые улицы, модные тренды из Александрии, доходившие до Милана. Мне стало интересно, что произошло, почему все так изменилось за столь короткий срок, и в какой момент страна вернулась к традиционному укладу.

В момент, когда на смену монархии в середине 20-ого века пришли военные и пролетариат?

Возможно. После признания в 1922-м году Великобританией независимости Египта и отмены протектората страна была преобразована в королевство, просуществовавшее до 1953-его года. Самой большой общиной тогда была еврейская, потом армянская, еще греческая, итальянская и французская. Иностранцев в Египте было много. Они работали, имели собственность и не платили налоги. Особенно вольготно иностранцы чувствовали себя в Египте во время Второй мировой — везде война, нищета и разруха, а здесь балы и приемы. Когда к власти в 1952-м пришел Насер, он быстро понял, что за год не построит заводы, фабрики и школы — проще взять все готовое. Для этого нужно поставить своих людей на место иностранцев, а их выдавить, создать условия, чтобы уезжали сами. Люди отдавали все за бесценок, а то и просто бросали, и бежали за границу. Думаю, в каждой стране был такой период, когда все национализировали. Один из самых космополитичных городов мира покинули тысячи иностранцев. Из прежних общин остались только греческая и армянская. Практически не осталось евреев, хотя они жили здесь со времен фараонов и оставили огромный след в истории Египта. Среди них были первые банкиры, министры финансов и другие известные люди. Они очень любили свой город и считали себя коренными египтянами, но были вынуждены уехать.

Вашей семьи эта история как-то коснулась?

В честь моего дедушки, Юсефа Эль Гуинди, названа улица в Каире. Он был известным адвокатом и юристом, а еще революционером и выступал против англичан. В 1919 вместе с единомышленниками они заняли город Зефта в дельте Нила, заявили о своей независимости от короны, написали Конституцию и отказались пускать англичан. Эль Гуинди объявили в розыск и хотели казнить, но слишком много людей выступало против англичан и те поняли, что казнить полстраны невозможно. Деда помиловали. Об этих событиях потом даже сняли фильм «Республика Зефта». Мой отец пошел по его стопам и занялся политикой. Практически все наследство он вложил в компартию Египта, основанную египетскими и русскими евреями, бежавшими тогда из России. У него было много друзей-евреев — и французских, и египетских — тех, кто в свое время отказался уезжать из страны. Мы часто ходили к ним в гости, когда я была ребенком. Они рассказывали, как во времена Насера и братьев мусульман всех, кто занимался политикой, посадили в тюрьму в каирской цитадели. Французские коммунисты помогли им бежать и перевезли в трюмах во Францию. Какое-то время они жили там, а потом его отправили в Венгрию из-за политических убеждений. Там он получил еще одно высшее образование, стал журналистом, переехал в Москву, а потом вернулся в Египет.

Первое впечатление от Египта и египетской столицы чаще всего неоднозначное — блеск или нищета. Как составить правильное представление?

Обычно гости проживают классический all inclusive, Хургаду или Шарм-эш-Шейх, и думают, что весь Египет — это курорт. Потом выбираются за пределы отеля, видят объездную дорогу, недостроенные дома, грязь и мусор, — и думают, может быть, вот это и есть Египет? Они ставят галочки «видел пирамиды», «ходил в музей», но по-прежнему не очень понимают саму страну. Мало кто имеет представление, например, о настоящем Каире, а ведь это самый большой город на Ближнем Востоке и в Африке. Я много общаюсь с экспатами, которые переехали в Каир по работе или по семейным обстоятельствам, и они часто рассказывают, что поначалу все здесь казалось им чужим, странным и диким. И только со временем они открывали для себя город. Мы ходим по разным местам — город мусорщиков, город мертвых, благополучные районы — и разговариваем с разными людьми. У каждого из них своя история, и из этих историй и состоит Каир.

И из целого нагромождения вполне реальных памятников. Иногда кажется, что их в городе даже с избытком.

Здесь куда не ступи, всюду какие-нибудь древности, все верно. Причем то, что в Европе окружили бы со всех сторон оградкой или выставили бы свет, в Каире существует абсолютно буднично. Можно спокойно подойти, прикоснуться, например, к зданиям VII века и раньше. Какие-то из них до сих пор используются по назначению, но многие даже не осознают их исторической значимости в окружающей действительности. Не представляют, насколько все это действительно древнее. То, что должно быть под охраной ЮНЕСКО, воспринимается здесь, как должное, потому что таких мест много.

Разговор с местным жителем как самый короткий путь к познанию?

Да. Каир, о котором я говорю и который люблю, надо познавать изнутри. Ходить по улицам, общаться с людьми. Все они разные. Самые тяжелые на общение — средний класс. Меньше всего комплексов у элиты и бедных. С бедными вообще очень легко найти общий язык и совершенно не опасно, хотя обычно ими как раз любят пугать, мол, в бедные кварталы не ходите. Ничего подобного. Они открыты и дружелюбны.

Ваши любимые места в Каире?

Улица, с которой начал строиться в Х веке средневековый город. Она усеяна разными памятниками — старинные мечети, поильни, дома для отшельников, бани, османские дома, мамлюкские дома. Старый Каир вообще мне очень по сердцу. Здесь же буквально центр мировых религий. Есть старинные мечети VII века. На месте, где остановилась корзина с Моисеем, была построена церковь, позже переделанная в синагогу. Здесь есть висячая церковь Девы Марии, есть грот, где скрывалось святое семейство. Мне также интересно все, что связано с королевской семьей. Поэтому своим гостям я искренне рекомендую посетить дворец Абдин, который сегодня является официальной президентской резиденцией. Перед тем, как зайти сюда, я обычно рассказываю историю королевской семьи, которая похожа на настоящий сериал. Еще люблю Саккару и ступенчатые пирамиды Серапеум, которые мне кажутся интереснее пирамид Гизы. Сколько раз я там была, но вопросов у меня все еще больше, чем ответов. Пирамиды Гизы, конечно, великолепны, но Саккара — это повседневная жизнь древних египтян.

Арабы, завоевавшие в VII веке Египет, египтян называли коптами. Буквально это и означает «древний египтянин». И отнюдь не свидетельствует о религиозной принадлежности?

Да, копты были и христианами, и мусульманами, и иудеями. Говорить о том, что копты — это православные египтяне или потомки древних египтян не совсем верно. Все коренные жители Египта называют себя коптами. Вне зависимости от религии. Когда говорят коптская церковь — это значит египетская церковь. В большинстве египтяне православные, но это православие немного отличается от русского или греческого, оно ближе к армянскому. В Египте проживает самая большая община христиан на Ближнем Востоке. Они считают себя самыми древними, потому что пронесли свою религию с первого века и до наших дней практически без изменений. Так как все было им ниспослано.

Тем не менее, существует определенная путаница относительно происхождения и даже вероисповедания современных египтян. Многие считают, что все они арабы, исповедующие ислам.

Египтяне очень обижаются, когда их называют арабами, потому что они — египтяне, оседлые жители. Арабы — это те, кто кочует с места на место, живет в пустыне и на Синайском полуострове. Египтяне не кочевали, они жили вдоль Нила и занимались сельским хозяйством и скотоводством. Фермеры в деревнях — это и есть настоящие египтяне, потомки фараонов, строителей гробниц и пирамид. Арабы принесли религию, но продержались в Египте всего полвека, а греки и римляне — почти тысячу лет. У древних египтян были серые глаза, и вьющиеся каштановые волосы, кожа отливала бронзой. У большинства египтян глаза стали карими, когда они смешались с римлянами, а не с арабами. Современные мусульмане и христиане в Египте внешне ничем не отличаются. Иногда у христиан возможно проскальзывает сходство с фаюмскими портретами, но отличить их от мусульман практически невозможно. Тот же язык, те же традиции, пристрастия в еде и многое другое. И особенно заметно это именно в старом Каире.

.