Блог о путешествиях

С 2013 года мы создаем путешествия, которые невозможно повторить самостоятельно. Потому в блоге только экспертное мнение, авторские маршруты и путевые очерки, основанные на собственном опыте

Интервью | 05.04.2023

«Ферганская долина показывает настоящую жизнь без прикрас». О счастье по-узбекски, древних ремеслах и умении чувствовать себя столичным жителем без оглядки на эпохи

Оказывается, в Узбекистане давно сложилось свое «золотое кольцо» — города, в которых обязательно стоит побывать, чтобы познакомиться с историей и культурным наследием этой удивительной страны. Конечно, в путешествии в Ташкент и Самарканд нет ничего предосудительного — мы и сами там будем. Но вместе с тем заглянем и в Ферганскую долину, до которой добирается не каждый путешественник. И, между прочим, зря. Наш гид Максуд как раз родом оттуда, уж он-то точно знает, зачем стоит приехать в эти края.

Максуд, вы родом из города Андижан в Ферганской долине. Куда бы вы отвезли в первую очередь, что показали или предложили бы попробовать тем, кто никогда не был в ваших краях?

Ферганская долина — довольно замкнутый регион, окруженный со всех сторон высокими горными хребтами. Здесь прекрасная природа, но главная ценность нашего региона — люди. На площади не более десятой части от всей страны проживает практически треть населения. В отличие от Самарканда, Хивы и Бухары, где сохранились архитектурные и культурные памятники, Ферганская долина ничем таким похвастать не может: регион у нас высокогорный, сейсмоопасный. Но люди здесь смогли сохранить все традиционные ремесла — от производства шелковых тканей «икат» до гончарного дела, — которыми так славится Узбекистан. 

Каким образом им это удалось?

Самым прямым — веками передавая мастерство от отца к сыну. Это очень характерная черта для Ферганской долины. Например, город Маргилан известен с древности благодаря производству шелка. Сегодня здесь есть и крупные фабрики, а есть мастера-ремесленники, которые работают на дому. Это не одиночки, а целые семьи: одни ткут, другие красят, а третьи наносят орнамент. У нас есть гончары, которые в седьмом поколении продолжают дело своих предков, или кузнецы в восьмом-девятом поколении, изготавливающие традиционные узбекские ножи «пчаки». Они обучают не только своих детей, но и берут подмастерьев. Учеников воспитывают в традициях устоз-шогирд — обучение мастерству длится до тех пор, пока мастер не даст своего благословения на продолжение дела. Каждое ремесло имеет какого-то своего духовного патрона, своих святых и старцев, свои мифы и легенды, которых придерживаются эти ремесленники, о которых они рассказывают и поют. На самом деле, философия ремесла гораздо глубже, чем то, что мы видим на поверхности в виде готовой продукции.

Получается, что путешествие по Ферганской долине это не столько маршрут по новым местам, сколько знакомство с традициями?

Даже для такой яркой и колоритной страны как Узбекистан, это очень необычный маршрут. Стандартный туристический маршрут по Узбекистану, этакое «золотое кольцо», появился еще в тридцатые годы прошлого века. Там тоже есть лавки, где продают местные ткани, восточные приправы, разного рода снадобья и многое другое. Но прелесть Ферганской долины в том, что здесь все это вовсе не сувенирная история — эти традиции действительно живут в народе, а не делаются ради туриста. Нет этой искусственности, придуманной специально под определенного потребителя. Ферганская долина показывает настоящую жизнь без прикрас, без какой-то украшенности. Оказываясь в таком месте, уже не смотришь на все со стороны, как турист на экскурсии, а сам становишься частью большой экспедиции. Это еще и невероятное везение увидеть потомственных ремесленников, потому что не каждому жителю Узбекистана удается повстречать такого седобородого мастера, чье мастерство буквально заложено в генах.

Но ведь в больших городах вроде Ташкента, Бухары или Самарканда тоже есть свои ремесленники?

Конечно, есть. Например, в Ташкенте живет Мадина Касымбаева — мастер национальной узбекской вышивки. У нее тонкие, безупречные работы, в которых она возвращает актуальность старинному искусству традиционной школы, заново открывает ручную вышивку, восстанавливает забытое искусство. В Самарканде есть бумажная фабрика — это тоже ремесло, восстановленное после длительного перерыва, забвения. В Ферганской долине же ничего восстанавливать не пришлось — у нас о своих ремеслах не забывали.

Кстати, про узбекскую вышивку. Правда, что халаты от Мадины Касымбаевой, носят Мелани Трамп и другие первые леди?

Эта вышивка действительно очень популярна. Точно знаю, что в числе ее постоянных клиентов супруга Эрдогана, президента Турции. Она это не скрывает, очень часто носит. В гардеробе супруги Трампа, бывшего президента США, тоже есть несколько вещей, вышитых Мадиной Касымбаевой. И это я еще не про всех знаю.

Многие, кто был в Узбекистане, возвращаются оттуда с ощущением, что он избыточно прекрасен, а когда начинаешь спрашивать, что именно произвело такое сильное впечатление, отвечают «да все, вот буквально все». По вашему мнению, что так сильно впечатляет ваших гостей?

На самом деле, я прекрасно понимаю тех, кто отвечает «всё», потому что это такое комплексное ощущение, которое складывается из мелких деталей, разных этапов и моментов пребывания в Узбекистане. Знаете, вот когда туристы входят в музей, где хранится Коран, написанный несколько столетий назад, то им нужно разуться, как при входе в мечеть. Это, конечно, очень по-восточному, и об этом всем известно, но вот когда туристы уже выходят из музея, то замечают, что их обувь расставлена более упорядоченно, носом в сторону улицы, чтобы было удобнее. И это делают не сотрудники, а такие же посетители музея, обычные граждане Узбекистана. И такое отношение к гостям от совершенно посторонних людей у нас можно встретить повсеместно. Мы к этому привыкшие, сами так живем, а вот туристов это обволакивающее радушие очень поражает. Наверное, это присущий узбекской культуре элемент гостеприимства — создать максимальный комфорт вокруг своего гостя. Посещение достопримечательностей это одно, а вот приятное послевкусие оставляют именно такие моменты. Думаю, это послевкусие остается у каждого побывавшего в Узбекистане, а точнее у каждого, кто уезжает от нас с этим изумительно сладким вкусом, и за которым готов вернуться вновь. Это заслуга не только организаторов и гидов, но и очень радушного населения.

Из года в год Узбекистан попадает в мировые рейтинги по уровню счастья населения, причем опережая страны бывшего Союза. Это какой-то сложносоставной индекс, но суть не в расчете, а в смысле. Что такое счастье по-узбекски?

Узбеки мало изменились со времен Темура. Испанский посол, гостивший тогда в Самарканде, писал, что не встречал другого такого народа. Когда у узбеков есть мясо и много хлеба, то они употребляют его в безмерно, не думая о том, что завтра все может кончиться, а когда хлеб и мясо все же заканчиваются, они продолжают жить, даже не вспоминая о том, что существуют такие яства.

Получается, что счастье в умении довольствоваться тем, что имеешь на сегодняшний день?

В довольствии, в умении смаковать и продлевать это состояние. Наверное, поэтому у нас так любят праздники, особенно свадьбы. Если узбек в течение месяца побывал хотя бы на одном празднике это уже хорошо, на двух — очень радостно, а на трех — уже счастье. Не просто вкусно кушать и громко веселиться, а разделять с родными и близкими эти яркие, праздничные моменты, видеть их горящие глаза — это и есть главный компонент счастья по-узбекски. Еще очень важно чувствовать свою вовлеченность — если я сегодня вы пригласили меня, то завтра я обязательно приглашу вас. Наверное, в этой событийности и цикличности заключается простое узбекское счастье.

Что нужно знать о традициях, обычаях и культуре общения, чтобы легко найти общий язык с местными жителями, и чтобы этот опыт был приятным для обеих сторон?

Это такие тонкие, но очень простые моменты. На улыбку отвечать улыбкой. Даже если что-то предлагают лишний раз, то отказываться не принято. Лучше согласиться и не сделать — это меньше обидит человека, чем категоричное «нет».

На русском языке же многие говорят?

Говорят, конечно же. В крупных городах русским владеет большинство, а в маленьких — гораздо меньше. Но в целом русский язык очень популярен и распространен, как язык межкультурного, межнационального общения. В школах по-прежнему учат русский язык два раза в неделю — это в обычных, а есть еще и русскоязычные школы, где все уроки ведут на русском. Русский для нас не иностранный, а второй язык.

И все же, возвращаясь к большим городам. Москву часто называют финансовой столицей страны, а Санкт-Петербург — культурной. Можно ли провести аналогичные параллели между Ташкентом, Самаркандом, Бухарой и Хивой? Какими вы сами видите эти города?

Вообще Узбекистан, в плане своих городов и, конечно же, своей древней культуры, создает достаточно пеструю картину, а самим узбекам всегда было важно ощущать себя частью своего города, своей локальной культуры. Безусловно, Ташкент — это индустриальная, политическая и культурная столица Узбекистана. Самарканд же до сих пор несет на себе исторический пласт, как столица империи Темура, и хотя это была совсем другая эпоха, самаркандцы по-прежнему ощущают себя столичными людьми. Это чувство знакомо и бухарцам, ведь Бухара тоже когда-то была столицей Бухарского эмирата. Также и Хива тоже в свое время была столицей, последней столицей древнего Хорезма. И город Коканд, что в Ферганской долине, тоже ощущает себя вполне самодостаточно, ведь когда-то он был столицей Кокандского ханства. Поэтому сейчас в Узбекистане существует очень интересная тенденция — если спросить у местных, где готовят настоящий плов или где самый красивый диалект узбекского языка, то каждый назовет свой город. Просто потому, что действительно считает его самым лучшим, самым настоящим и с самыми сохранившимися традициями. Наверное, я и сам такой, поэтому так люблю говорить о Ферганской долине.

.