Блог о путешествиях

С 2013 года мы создаем путешествия, которые невозможно повторить самостоятельно. Потому в блоге только экспертное мнение, авторские маршруты и путевые очерки, основанные на собственном опыте

Направления | 06.11.2020

«Финский залив — это такая смыслообразующая история». Путешествие по полукругу

Эх, хорошо рано утром выехать из Петербурга по южному берегу в сторону Петергофа, дальше по кольцевой дороге до Кронштадта и вернуться обратно в город уже с северной стороны... Проехать этим маршрутом можно и за день, но лучше подольше задержаться у самых примечательных мест, благо их на этом направлении хватает. Именно здесь можно понять, как параллельно создавались Петербург, Петергоф, Кронштадт и Сестрорецк. Даже Монплезир в Петергофе расположен таким образом, что находясь там Петр I мог одновременно наблюдать за всем, что происходит у него на Финском заливе. Неспроста наш гид Павел Бабинцев называет Финский залив смыслообразующей историей. Об этих смыслах, аллегориях и других примечательных историях Финского залива рассказывает Павел Бабинцев.

Путевой дворец Петра I

По дороге к Петергофу стоит заглянуть в путевой дворец Петра I — это самая ранняя постройка в пригороде, сохранившаяся до наших дней с петровских времен. Сейчас там музей, в котором сохранились какие-то трогательные вещи, связанные с нашим царем-основателем. Например, одеяло, которое Екатерина I (она же Марта Скавронская) сшила Петру своими руками, есть и другие его личные вещи. Это очень маленький дворец. Даже не дворец, скорее домик. Такая путевая деревянная хибарка на пути к Петергофу. Но туда все равно стоит заехать как летом, так и зимой. Это займет совсем немного времени.

Константиновский дворец

Нужно понимать, что Петергоф там, где он стоит сейчас, не должен стоять. Изначально Петр планировал построить его там, где сейчас находится Константиновский дворец. Уже запустил стройку, начал возводить дворец и парк. Парк обязательно хотел такой, как в Версале. Здесь-то и загвоздка и случилась, потому что никаких источников воды в этом месте найти не смогли. Пытались собрать помпу, но тоже не вышло. В итоге стройку просто забросили, потому что так, как хотел Петр не получалось. Вся история переехала в Петергоф, а дворец позднее доделал Растрелли.

Почему же он называется Константиновским? Когда почти сто лет спустя к власти пришел Павел, то первым делом отменил указ Петра I, который гласил, что следующий монарх назначается завещанием монарха существующего, и учредил указ, по которому есть великие князья и он дает им довольство. Великие князья — это все отпрыски царя. Старший сын становился царем, а остальным было прописано довольство. Каждый из великий внязей, как минимум, должен был иметь свой дворец. Этот недостроенный дворец, прототип Петергофа, перешел к сыну Павла — Константину. Поэтому он называется Константиновским.

Константиновский дворец перестраивался несколько раз. Сейчас это «Дворец конгрессов» — любимое место нашего президента. У него там есть собственные покои, официальный зал и зал для неформальных встреч. Попасть как в музей туда тоже можно. Посмотреть на век минувший, на век текущий. Можно пройти через парадную анфиладу начала XIX века и попасть в достаточно современное пространство, где Путин с Макроном, наверное, любят пить кофе и коньяк. Естественно, записываться надо заранее, если Владимир Владимирович будет во дворце, то к нему, конечно, никого не подпустят.

Парк Александрия

Дальше — парк Александрия, построенный в честь императрицы Александры Федоровны, супруги императора Николая I. По идее, там тоже должен быть дворец, но Николай I был эксцентричный царь и в пику всем шикарным барочным и классическим дворцам построил себе коттедж на английский манер. Особенно сильно заметен контраст на фоне Петергофа, Царского Села и других дворцов. Практически современная большая дача, но все-таки императорская. Что ж, цари тоже люди, так что это такая семейная, абсолютно непарадная история. Там очень много детских построек, смотришь на какую-нибудь башенку и понимаешь, что тоже самое может стоять и у тебя на участке для твоих детей. Какие-то такие параллели там возникают, очень советую заглянуть.

Сергиевка или усадьба Лейхтенбергских

В Петергофе есть еще одна усадьба — Сергиевка или усадьба Лейхтенбергских. Где-то в ее окрестностях закопана голова — скульптура неизвестного мастера, высеченная в гигантском гранитном валуне. История головы примечательна тем, что никто доподлинно точно не знает, когда и почему она появилась. По одной версии, это часть памятника неизвестному шведскому королю, по другой — неудачная скульптура Петра I, которую заказчик приказал закопать, значительно реже инициатива создания памятника приписывается Павлу I. Говорят, что голова вдохновила Пушкина на создание поэмы «Руслан и Людмила», даже в дневнике Льюиса Кэрролла во время его путешествия в Россию упоминается эта голова. По сути, это руины. В Царском Селе есть несколько руинных павильонов, в Павловске тоже есть Руинный павильон, в Петергофе каскад «Шахматная доска» тоже изначально планировался как руинный. Очевидно, что и эта скульптура была выполнена в руинном стиле — так называют что-то новое старое, этакое ретро, которое стало в моде с появлением английских романтичных парков.

Ораниенбаум

Гулять по Ораниенбауму после Петергофа покажется несколько вторично. Петергоф сейчас роскошнее, но во времена Петра I дворец Меншикова, коим и является Ораниенбаум, ничуть не уступал царскому дворцу. Любопытно, что в Ораниенбауме сохранился павильон с катальными горками. Это те горки, которые мы называем американскими, а американцы — русскими. Катальные горки были изобретением Елизаветы Петровны. Идея проста: гости поднимаются на башню, садятся в тележку и скатываются по такой вот синусоиде вниз. Развлечение приводило в восторг абсолютно всех! На всех вот этих прекраснейших собраниях праздных обязательно катались на горках. Горки стали называть русскими.

В Ораниенбауме есть картинный дом. По сути, первый дом культуры, который появился в нашей стране. Это была мастерская Растрелли, в которой давались концерты, ставились первые пьесы, писались картины, там же находился музей, где выставлялись картины, ну и сам Растрелли работал там же. Этот дом был посвящен исключительно искусству.

Еще в Ораниенбауме есть прекрасный Китайский дворец, который был дворцом Екатерины II. Она очень любила там бывать, долгое время жила в Ораниенбауме, Петр III тоже здесь жил. А поскольку с женой у них как-то не очень все ладилось, то у жены был свой собственный отдельный дворец — прекрасный образец стиля шинуазри.

Ораниенбаум сам по себе очень милый городок. Одно время хозяйкой Ораниенбаума была Елена Павловна, жена Михаила, сына Павла I. Она очень много перестроила там под свой вкус и очень много сделала для дворца. Поэтому в городе была улица, которая называлась Еленинская. Ходит байка, будто один из кронштадтских матросов как-то перебрался в Ораниенбаум и зачеркнул букву «е» в названии улицы. Получилась улица Ленинская. Говорят, что когда этот акт вандализма дошел до Луначарского и остальных, то они решили, что пример хороший и надо срочно переименовывать улицы и площади.

Дамба

Дамба — это самая невероятная часть кольцевой дороги. Просто представьте — пересекаем море... Нет, лучше скажу в цифрах: 26 километров, 3 водопропускных сооружения, 2 фарватера. На самом деле с фарватерами всегда была большая проблема: не все корабли могли пройти. Сейчас есть только один большой и один фарватер для малых судов. Первый проект дамбы был задуман еще после наводнения 1824 года, но реализовать его не получилось. Построили дамбу относительно недавно, на строительство ушло около тридцати лет. В Петербурге все наводнения — нагонные. Происходят не из-за приливов и отливов, а из-за ветра. Когда есть угроза сильного ветра, то заградные сооружения опускаются, фарватеры перекрываются и дамба защищает город от наводнения. Одно время в Кронштадте водопроводная вода подавалась прямо из Финского залива. Говорят, что кронштадтцы могли определять будет наводнение или нет, просто открыв кран на кухне. Если шла солоноватая, значит, дует ветер со стороны Балтийского моря, нагоняет морские волны.

Форты Коронштадта

Форты — история интересная. Первый форт был построен еще при Петре I, тогда он назывался Кроншлот. Во время всевозможных военных кампаний достраивались новые форты, а старые приходили в запустение. Всего в Кронштадте 19 фортов — все они разных эпох и разной удаленности от Кронштадта. Большинство из них закрыты, потому что принадлежат ВМФ, впрочем, как и большая часть Кронштадта. Но даже подплыть к ним, чтобы осмотреть вблизи, тоже интересно. Есть прекрасный форт Чумной, чем-то похожий на Форт Боярд. Несколько фортов все же открыты, в частности форт «Граф Милютин» — это не музей, это заброшенные военные руины с абсолютно дикой природой. Очень интересно там полазить, буквально по разным эпохам — и конец XIX, и начало XIX века, и все это живет и дышит историей.

Маяки Финского залива

Акватория Финского залива примечательна не только фортами, а еще и маяками. На форте «Константин» обязательно стоит зайти в Музей маяков. Это вообще идеальное путешествие — приехать на форт «Константин», взять кораблик, поплавать по разным другим фортам и маякам пару часов, послушать о военной истории и вообще о Балтийском море, а потом зайти в Музей маяков. Это совершенно сумасшедший музей, абсолютно странный, открыт энтузиастами. Оказывается, есть люди, которые просто обожают маяки. Представляете, что значит жить на маяке? Жить на маленьком острове, посреди моря, быть смотрителем маяка... Про таких людей как раз в этом музее рассказывают.

Кронштадт

Кронштадт — это вообще отдельная история. Обязательно стоит увидеть футшток — это уровень, с которого измеряются все глубины и высоты в нашей стране. Даже орбиты измеряются, исходя из этого абсолютного нуля уровня моря. Еще в Кронштадте есть первый Петровский док — место, где ремонтировались корабли. Это целая система доков. Изначально Кронштадт планировался как некая морская база. Любителям инженерии будет интересно посмотреть на систему доков, потому что для своего времени она была инновационной. Проблема была в том, что после того, как корабль заходил в док, нужно было слить воду из этого дока, чтобы отремонтировать корабль на сухом месте. Петр I увидел в Голландии целую систему насосов, но у нас получилось все проще и эффективнее. Док работал как ванная: выдергиваешь пробку и вода естественным образом стекает в огромные рвы. Когда Петр I устраивал стройку, то первым делом разбивал парк и строил себе дворец. В Кронштадте тоже был дворец Петра I и дворец Меншикова. К сожалению, дворец Петра I не сохранился, а Меншикова — хоть и перестроенный несколько раз — до сих пор стоит на месте. Сейчас там находится прекрасный Кронштадтский музей.

Морской собор — яркая доминанта Кронштадта. Из Петербурга его, конечно, не видно, а из Петергофа вполне. Собор был построен на деньги моряков и никогда не принадлежал церкви. Поэтому и оформление собора совсем не такое, как в обычных храмах: узоры на полу состоят из графических элементов, которыми на морских картах обозначаются корабли; купол собора сделан как морской компас и состоит из 36 делений, через которые можно увидеть Финский залив; на мраморных плитах в стенах выгравированы имена моряков, погибших за всю историю военно-морского флота России... Таких интересных деталей в соборе много. Все-таки это главный морской собор страны.

Прямо напротив собора находится чугунная мостовая. Как мы знаем, каменные мостовые были не везде, в основном их делали из дерева. Но для Петербурга и тем более Кронштадта это было большой проблемой. При каждом наводнении все это дерево поднималось и уплывало в Балтийское море. Приходилось перестилать все заново. Поскольку наводнения случались раза два в год, а то и чаще, к решению проблемы подошли кардинально и сделали мостовую чугунной. Чугун точно не уплывет. Символично, что площадь у собора называется Якорной.

Недалеко есть парк «Патриот», где стоят бюсты наших адмиралов. Вроде бы не самое примечательное место, но интересно разузнать их судьбы подробнее. Например, был такой адмирал Корнелиус Крюйс, который, по большому счету, был пиратом-капером, а потом стал Корнелием Ивановичем — первым человеком в русском флоте. Такие перипетии всегда любопытны.

Сестрорецк

Строительство Оружейного завода в Сестрорецке шло параллельно со строительством Петербурга, Петергофа и Кронштадта. Еще в Сестрорецке есть церковь святых Петра и Павла, посвященная морякам-подводникам. Почему им? В 1721 году в Сестрорецке прошли первые испытания подводных лодок в России, на котором присутствовал Петр I. Мастер-самоучка Ефим Никонов придумал первое в мире «потаенное судно» — большая бочка с торчащими из нее веслами и длинной «кишкой», которая служила воздуховодом. Идея была в том, что бочка опускается под воду, незаметно подходит к кораблю, потом поднимается и пикой протыкает днище корабля. Первые испытания прошли успешно, а на вторых что-то не задалось. Петр I умер, изобретатель потаенного судна попал в опалу, в итоге историю с подводными лодками в России прикрыли практически на двести лет. Макет той первой лодки, очень внушительный и интересный, до сих пор стоит около собора.

Еще в Сестрорецке рядом с собором находятся остатки первой плотины, построенной у нас в России. Изначально была река Сестра, которую Петр I перекрыл, вследствие чего образовалось озеро Разлив. От некогда впечатляющего сооружения остались большущие глыбы гранита, раскиданные по периметру уже более новой но не менее живописной плотины XIX века. Разлив считается первым искусственным озером в России. Правда, прославилось озеро не этим, а тем, что на его берегу Владимир Ильич со своим приятелем Зиновьевым построили шалаш. Но это уже совсем другая история.

Интересные путешествия

.