Блог о путешествиях

С 2013 года мы создаем путешествия, которые невозможно повторить самостоятельно. Потому в блоге только экспертное мнение, авторские маршруты и путевые очерки, основанные на собственном опыте

Интервью | 12.06.2024

Все самое главное о Зальцбургском фестивале и путешествии Клуба на главное музыкальное событие этого лета

Александр Курмачев — музыкальный критик, лицензированный гид по Австрии и аккредитованный журналист на Зальцбургском фестивале. Местный житель, который знает все тонкости и нюансы одного из главных мировых событий в мире классической музыки. Вместе с ним мы окажемся за кулисами, посмотрим, как устроено это удивительное, фантастическое производство — настоящий Голливуд классической оперы и музыки. Накануне поездки Клуба на Зальцбургский фестиваль с Олегом Нестеровым мы поговорили с Александром о том, что нас ждет в этом году.

Как бы ты представлял это путешествие?

У нас будет такое разностороннее сопровождение, которое дает совершенно уникальную возможность, создает очень объемное представление о том, что из себя представляет Зальцбургский фестиваль. Именно как абсолютно неординарное явление, рядом с которым невозможно поставить ни один летний «смотр искусств», грубо говоря. Ведь как и любой фестиваль — это действительно смотр достижений, каких-то самых удивительных, необыкновенных, уникальных вещей. 

Саша, ты непосредственно отбирал фестивальные мероприятия для программы путешествия с Олегом Нестеровым — расскажи про самое-самое.

Мы попадем на самую дорогую, наверное, постановку за всю историю Зальцбургского фестиваля — на «Дон Жуана» Кастеллуччи в обработке Курентзиса. Это очень сложное представление, подготовленное к столетию фестиваля, с совершенно удивительным составом исполнителей. Там Надежда Павлова — одна из лучших исполнителей партии Донны Анны. Дмитрий Ульянов, который исполняет партию Командора, — с ним мы встретимся и обсудим особенности вокальной и музыкальной поэтики произведения. И, конечно, получим объяснение всей этой сумасшедшей символики оперы «Дон Жуан», поскольку Ромео Кастеллуччи является сегодня, наверное, главным представителем неосимволизма в режиссуре. Без четкого понимания конкретных символических образов на сцене идти на это  представление совершенно бесполезно.

Звучит так, будто нужна какая-то подготовка к правильному восприятию этого «Дон Жуана»…

Да, конечно, и вся наша программа и будет ключом к его пониманию. Мы стремимся к очень осмысленному восприятию одного из самых сложных и дорогих спектаклей по моцартовскому «Дон Жуану». Это четырехчасовое представление в новой музыкальной редакции. И мы обсудим насколько можно переделывать классические партитуры, тем более главного музыканта всех времен и народов — Вольфганга Амадея Моцарта. Это будет, так сказать, обязательный диспут по ходу, во время подготовки. Кто это еще такое делает и делает ли вообще, я не представляю.

Помимо «Дон Жуана» мы увидим и услышим выступления двух выдающихся музыкантов современности — Евгения Кисина и Григория Соколова.

У нас концерт Кисина включен в первую группу и концерт Соколова. Потому что Соколов, в принципе, не выступает в России, Кисин не может выступать в России. Ясно, зачем люди, с одной стороны, едут. С другой стороны, у нас там «Дон Жуан» еще включен. И вот эти мероприятия я бы сделал как бы основные, я об этом еще с Аней говорил, что у нас, в принципе, ни на Кисина, ни на «Дон Жуана» билетов на эти даты нету больше, в принципе, вообще в природе, их не существует. То есть, попасть на эти мероприятия можно только вот именно одновременно, то есть, захватить этот концерт, то есть, 7 числа и 6-го, и на Соколова еще попасть. То есть, эти три мероприятия, которые включены в программу, они только под гарантией вот в этом туре, больше их просто нету.

На Кисина билетов, естественно, уже нет. Как обычно, ничего удивительного. Это уникальный мастер, который всегда ретуширует собственное участие в интерпретации, все-таки стараясь максимально придерживаться… стиля. Именно стиля и духа музыки. Как бы сказать о нем… анекдот такой есть: в консерватории на вступительных экзаменах студент что-то исполняет, а ему говорят: «Вы знаете, вы гениально совершенно играете, но это не Шопен». Так вот Кисин всегда гениально играет и это Шопен, а не Кисин. У него на фестивале будет очень интересная программа, пестрая. Это, во-первых, Шопен, естественно — три его «Фантазии» и «Ноктюрн». Это Бетховен, четыре баллады Брамса и «Соната №2» Прокофьева — гигантские, стилистически абсолютно разные произведения. Это романтизм, это бидермайер, фактически, если можно так сказать. Безумно интересная программа, очень насыщенная. 

Соколова, на мой взгляд, отличает то, что мы всегда видим его индивидуальную авторскую интерпретацию нотного материала конкретно в этот самый момент, в этот самый день, в этот самый вечер. Мы видим абсолютно живую и неповторимую  звуковую ткань. В другой вечер, в другой день он это будет играть совершенно  по-другому. И это всегда взгляд на эти конкретные нотные знаки, за которыми прячется музыка именно этого великого совершенно музыканта и пианиста. 

Об этих различиях в их подходах мы и будем говорить. Попробуем это сформулировать, в чем же разница, почему Кисин практически у всех людей ассоциируется с академически строгой подачей авторского замысла, а Соколов выступает как бы его соавтором, композитором. Вот эти вещи — это то, о чем нужно разговаривать, что дополняет невероятным образом восприятие самой музыки в исполнении этих великих музыкантов. И что поможет в будущем осознанно ее слушать. 

Можешь вспомнить свои ощущения от участия Олега Нестерова в этом путешествии в прошлом году?

Олег передает очень доброжелательное, открытое настроение для восприятия  искусства. Он авторитет, он художник, он известный музыкант, и в его компании люди настраиваются все-таки больше слушать, чем самовыражаться. Олег создает правильную атмосферу для восприятия сложных вещей, а они действительно очень сложные. Я все время это повторяю, потому что мы в них не живем, мы не слушаем каждый день Баха, Шопена, Шумана, который будет в репертуаре Соколова.

Это не Чайковский, которого можно и в машине включить. Шуман, Шопен, Бах — это все камерная музыка, такой тотальный абсолютно эмоционально-инструментальный интим, и без правильного настроения к этому не прикоснуться, в этом не разобраться.

Читайте дальше

.