Блог о путешествиях

С 2013 года мы создаем путешествия, которые невозможно повторить самостоятельно. Потому в блоге только экспертное мнение, авторские маршруты и путевые очерки, основанные на собственном опыте

Интервью | 19.08.2024

«Я ухватился за баланс между музыкой и путешествиями»: виолончелист Борис Андрианов о жизни в «Музыкальной экспедиции»

Классическая музыка и стрит-арт, прогулки на велосипедах и концерты виолончели, а еще устрицы, море и каналы — Амстердам в путешествии с Борисом Андриановым предстанет еще большим городом-контрастом, чем открывается обычным туристам. И все потому, что мы заглянем намного глубже помпезных фасадов, а к искусству подойдем со своим мастером. Поговорили с ним о музыке, с которой начались путешествия, и о путешествиях, к которым привела музыка. 

Борис, у вас был шанс не стать музыкантом?

Знаете, моя мама всегда обижается, когда я так говорю, но она не оставила мне ни малейшего шанса. Обрубила всю конкуренцию на корню. Я даже подумать не успел, что могу заняться чем-то другим, кроме музыки. Сначала меня отдали на скрипку, потом — на виолончель. Говорила, что буду играть в оркестре, который будет гастролировать по всему миру. О гастролях советских оркестров в то время ходили легенды: помимо творчества, скажу вам по секрету, в то время это был еще и неплохой заработок на перепродаже джинс и японской техники. 

Заодно и мир посмотреть?

Это уже потом стало понятно. Несмотря на идею с оркестром, из меня сразу начали делать большого солиста. У нас, к счастью или сожалению, система образования такая, что из всех нужно делать гениев. Особенно в специальных школах. Сначала я учился в обычной музыкальной школе, но делал такие большие успехи, что меня перевели в специальную. Там уже я окончательно сдался и полюбил музыку. За что, конечно, очень благодарен. Путешествую теперь действительно много, даже слишком.

География ваших выступлений впечатляет, не говоря уже об оркестрах и дирижерах, с которыми вы стояли на одной сцене. Какая поездка запомнилась больше всего?

Есть такая международная благотворительная программа «Новые имена». В 1993 году я оказался среди ее стипендиатов. У нас было, как водится, очередное сложное время, а там — шла обычная жизнь. И мы все, честно говоря, все наше поколение, мы просто ошалели от того, что увидели. Италия, Швейцария, Франция, Германия — в общем, объездили всю Европу и не только. Нам было от 13 до 18 лет, и мы, конечно, с ума сходили от счастья, а еще от того, что творилось не только вокруг, но и в нас самих. Эти гастроли невероятно закалили нас в профессиональном плане, и все, кто был в обойме «Новых имен» состоялись как известные музыканты — от Дениса Мацуева до вашего покорного слуги.

Еще я часто вспоминаю поездку с Израильским филармоническим оркестром, когда нужно было играть симфонию-концерт Сергея Прокофьева. Наверное, это самое сложное из известных произведений, написанных для виолончели, а мы играли его по несколько раз в день. Один выход у нас был вечером, второй утром, а третий днем — и все это на многотысячную аудиторию. Я был уже достаточно зрелым музыкантом, но все равно это было то еще испытание.

Калейдоскоп поездок продолжается до сих пор. Сейчас, например, вы поймали меня в Китае.

Тоже с концертом?

На фестивале виолончельной музыки. Последние лет десять здесь просто бум классической музыки. По статистике, классикой занимаются всего 3-4% населения, но в масштабах Китая — это миллионы людей. На наши мастер-классы и концерты ходят толпы детей, и этот интерес очень воодушевляет.

В одном из интервью вы сказали, как наполняете свою жизнь смыслом: по работе — музыка, а в свободное время — путешествия. А ваш проект «Музыкальная экспедиция» больше про музыку или про путешествия?

Изначально мы задумывали «Музыкальную экспедицию» как проект, где лучшие музыканты со всего мира играют для неискушенных слушателей возле старинных церквей и заброшенных усадеб, на площадях небольших поселков и других неочевидных местах. Потом я понял, что такой образ жизни близок и мне, поэтому еще больше ухватился за баланс между музыкой и путешествиями — в этом году «Музыкальная экспедиция» охватывает пять российских регионов и пять стран.

Играть на диком пляже в Греции, малонаселенном острове в Эстонии, для рыбаков на Фарерских островах или на винодельне в Калифорнии — совсем не то же самое, что давать формальный концерт. Открыть музыку получается для большего количества людей, чем если бы это был обычный зал. Кроме того, мы и сами успеваем почувствовать место, куда приезжаем, понять его и получить колоссальное удовольствие. Это влияет и на само ощущение музыки.

Например?

Если люди из больших городов специально едут за «Музыкальной экспедицией», то к людям из маленьких поселков — музыка приезжает сама. И они — наше главное открытие. Когда к нам подходят после концерта и говорят: «Мы даже понятия не имели, что это так красиво, что аж дыхание перехватывает. Думали, что это только для избранных, а так вдохновились...». Когда слышишь такие отзывы, то вдохновляешься и сам. Я вижу это и по своим коллегам-музыкантам, которые всегда рвутся в «Музыкальную экспедицию» — для них за счастье играть не в официальном концертном зале. Никаких скидок на то, что это концерт в провинции, только игра с полной самоотдачей. Залог успеха в том, что все, что мы делаем, должно быть на самом высоком уровне, иначе ничего не сработает, не будет волшебства. 

Музыка в таких местах тоже звучит по-другому?

Концертные залы проектируют так, чтобы звук был хороший и выглядело все красиво, но играть на природе — совсем другая история. Играешь, а на фоне поют птицы, ветер шелестит листьями, льется теплый закатный свет — и начинаешь ощущать музыку пятью органами чувств. Природа дополняет музыку так, что они кажутся единым целым. Ловишь себя на мысли, что не играешь, а добываешь музыку из каких-то недр.

Присуще ли вам что-то вроде синестезии, когда какие-то места звучат в голове как музыка?

Я вас разочарую, но нет. В голове всегда звучит только то, что тебе надо учить сейчас, где бы ты не был. Если грядет какой-то концерт, то все время, когда ты не сконцентрирован ни на чем другом и отпускаешь свое внимание, мыслями сразу возвращаешься к тому, что готовишься сыграть. Возможно, для кого-то природа звучит как симфония, но не для меня — я все время нахожусь во внутренней работе.

А тишину вы любите слушать?

Тоже не удается. Это надо, конечно, уходить в медитацию, чтобы научиться слушать тишину, но все время изнутри, как поется в песне: «Льется музыка, музыка, музыка...»

Какую музыку вы ожидаете от предстоящего путешествия в Амстердам?

Там пройдет фестиваль, который полностью посвящен моему любимому инструменту — Cello Biennale Amsterdam. Это настоящий праздник для всех любителей виолончели, причем такого невероятного вселенского масштаба, что хочется рассказывать об этом всем. Только представьте огромный концертный комплекс, отданный со всеми залами и фойе на две недели под концерты виолончели. Играют на виолончели с утра до вечера соло, в ансамбле, с оркестром, в джазе и даже рок — да как угодно! Один инструмент объединил разные жанры, музыкантов и слушателей.

Слушать виолончель целыми днями мы не будем, но на самых интересных выступлениях обязательно побываем, чтобы окунуться в эту невероятную атмосферу. Остальное время проведем за прогулками по Амстердаму, устрицами и вином. Будем знакомиться с местными, кататься на велосипедах и устроим круиз по каналам.

На месте Амстердама мог оказаться любой другой город, потому что я придерживаюсь принципа «не важно где, важно с кем», но раз уж фестиваль пройдет именно там, то стоит погрузиться в это путешествие с головой, чтобы получилось что-то совершенно невероятное по эмоциям.

.