Блог о путешествиях

С 2013 года мы создаем путешествия, которые невозможно повторить самостоятельно. Потому в блоге только экспертное мнение, авторские маршруты и путевые очерки, основанные на собственном опыте

Интервью | 31.03.2022

Бесконечная сила древнего Египта — Дмитрий Озерков о стране пирамид

«Тебя уже совершенно не беспокоят и люди вокруг, и скорости современного Каира, и вечно сигналящие автомобили — все это уходит, растворяется. Ты видишь просто другое измерение, и оно тебя наполняет силой. И эта сила бесконечна». Вернувшись из поездки в Египет, душа компании Клуба — заведующий Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа Дмитрий Озерков поделился впечатлениями от увиденного в стране пирамид.

Вы один из главных специалистов в России по современному искусству, а Египет — это искусство древности. Насколько он вам близок, если не профессионально, то лично?

Как искусствовед я изучал общую историю древнего Египта, историю египтомании XVIII-XIX веков в России и на Западе. Знаком в общих чертах с историей раскопок, обнаружением гробницы Тутанхамона, конечно. И у меня есть большой профессиональный интерес к египетской концепции души — некой, условно говоря, мистике и философии двойников человеческой души и тела. Я — читатель, не более того. Не профессиональный знаток и не специалист по какому-либо отдельному периоду в истории Египта. Видя что-то новое, я просто понимаю к чему это может относиться, куда и откуда вести.

Это была ваш первый опыт путешествия в качестве души компании Клуба — как вы себя ощутили в этой роли?

Все верно, формат этот для меня нов и очень интересен. Это было еще и мое первое путешествие в Египет. Поэтому мне было важно — всегда стараюсь это делать — приехать на день-два раньше в Каир, чтобы просто сориентироваться, продышаться и акклиматизироваться во всех смыслах этого слова. Уловить ритм города, его ментальность, составить некое общее представление. Что-то понять и почувствовать про место, в котором оказываешься впервые. Дальше ты говоришь уже с позиции того, что сам успел осознать. Мы же общаемся историями, мы рассказываем их и делимся своими эмоциями. Собственно, душа компании — это ведь и есть такой своеобразный камертон... ты что-то чувствуешь, передаешь эти ощущения и приглашаешь окружающих почувствовать это вместе с тобой.

За несколько дней в Каире не появилось ли у вас ощущение, что этот город, наряду, например, с Римом или Иерусалимом, не объять за день-два?

Я жил в Иерусалиме и в Риме. И Каир по сравнению с ними, конечно, гигантский город. Настолько большой, что в нем очень быстро теряешься и не можешь ничего сделать, понять. Огромный перенаселенный мегаполис, трафик, безумная концентрация всего... Осознать и охватить все происходящее здесь очень не просто. Из-за того что и ментальность другая, город подступает к тебе вплотную. Твоя зона комфорта заканчивается очень близко. Москва такой же большой город и интересные места тоже разбросаны по разным его концам — ты точно также едешь в Архангельское, Кусково или Царицыно из центра через весь город. Может быть, и   трафик такой же, и схожие проблемы, но Каир это... очень близко к тебе, все от тебя чего-то хотят, подходят очень близко. Нужно готовиться к этому, научиться не смотреть в глаза, двигаться так, чтобы не обидеть, не создать конфликтную ситуацию, не стать эмоциональной жертвой всех этих людей, которые вытягивают из тебя внимание.

Если абстрагироваться от повседневности и посмотреть на город с точки зрения культуры, что бросается в глаза?

Каир — очень красивый город. Но нужно знать места. Москва, безусловно, тоже очень красивый город, но для человека, живущего на ее окраине, в спальном районе,  это прозвучит довольно странно. Что там красивого, вы с ума сошли! Нужно зайти в Архангельский собор и Третьяковскую галерею, пройтись по набережной Москва-реки, приехать на Воробьевы горы — так ты понимаешь, что это красивый город. Нужно знать места и оказаться там в правильный момент. С Каиром ровно тоже самое. Только там еще больше этих мест в силу его древности.

Меня потрясли каирские христианские церкви, о которых я знал, но увидел впервые. Старая церковь святых Сергия и Вакха, убежище Девы Марии на греческом кладбище — они, конечно, сильно поразили. Древнейшие места и это чувствуешь сразу, как только оказываешься там. И когда вспоминаешь, что монашество, столпничество, исихазм — вся эта история про самоограничения в христианском мире — она началась именно в Египте. Здесь родина отшельничества. И смотреть, воспринимать все окружающее тут начинаешь совсем по-другому. Тебя уже совершенно не беспокоят и люди вокруг, и скорости современного Каира, и вечно сигналящие автомобили — все это уходит, растворяется. Ты видишь просто другое измерение, и оно тебя наполняет силой. И эта сила бесконечна.

Эклектика египетской столицы сбивает с толку, местами Каир напоминает совсем другие города. Интересно, не возникало ли у вас ощущения дежавю во время прогулок по историческим кварталам?

Было какое-то ощущение османовского Парижа, наверное. Когда уходишь чуть дальше за Гран бульвар и видишь эту границу между Парижем до Османа и «новым» городом. Его арабские кварталы. Никаких ассоциаций с родным Петербургом, хотя схожие архитектурные стили в Каире заметны и определенные параллели конца XIX века очевидны. И даже с точки зрения философии и поэзии наверняка найдется в Каире — городе невероятной интеллигенции — аналог той же башни Вячеслава Иванова, например. Но живет этот город совершенно другим, отличным от Петербурга ритмом. Он больше напоминает Манхэттен, наверное. Нет, даже Нью-Йорк, Бруклин и вот это все.

Каирский музей и Эрмитаж — совсем из разных миров сущности? Смог вас чем-то поразить главный музей египетских древностей?

Да, из разных. Каирский музей — это начало XX века. Иная архитектура, иное отношение к древностям. Музей буквально завален экспонатами «с этикетками». Поэтому нет ощущения похожести с Эрмитажем. Пожалуй, кроме того, что это тоже очень большой музей, который поражает масштабами и тем, как он устроен. Этими залами, их бесконечностью и отсутствием людей. В каждом месте здесь ты можешь оказаться первым, один на один с удивительными экспонатами.

Чем вообще запомнился Египет, что произвело самое сильное впечатление?

Как бы банально это ни прозвучало, но меня потрясли пирамиды. Даже несмотря на то, что я был готов к тому, что увижу. Я специально прилетел в Каир на день раньше, чтобы поехать в Гизу. Провел там весь день с утра до вечера, забирался внутрь. От жары, а главное — от эмоций и впечатлений от всего этого, часов 12 после просто «болел». Видимо, обезвоживание, может быть какая-то эмоциональная перегрузка. И это было нужно, чтобы понять свои границы, границы того, что ты видишь и того максимума, который ты пытаешься принять в себя. И в этом смысле пирамиды — невероятное явление, намного превышающее чьи-то ожидания. 

Потом, конечно, Нил. Его течение, панорама, возникающие на горизонте горы, какие-то люди, животные на берегу, это соединение грязи и чистоты. Новая, другая пропорция. Между пылью дорог и древнейшими храмами.

И еще мне показалось, что Каир и Египет — очень кинематографичны. Для меня все то, что я видел — это было как на экране, в кино. Ты подходишь к пирамидам, трогаешь их, но они настолько большие, что ты не можешь их объять ни руками, ни разумом.

.