Искусствовед Татьяна Пигарёва: пять мест в Испании, которые нужно увидеть
Татьяна Пигарёва — один их самых знаменитых испанистов в России. Мы сняли большое интервью о работе в загадочном театре «Тень», о личных встречах с Педро Альмодоваром, Антонио Бандерасом и королевой Испании Софией Прекрасной. Поговорили о театре, искусстве и культурных мостах между Россией и Испанией. Полную версию смотрите на нашем канале, а здесь мы рассказываем о пяти местах в Испании, которые, по мнению Татьяны, никак нельзя пропустить.
Музей Прадо
Я считаю, что Прадо — самый совершенный музей мира, и готова это доказать на любой дуэли любому представителю Лувра, Эрмитажа и Британского музея. Здесь каждый может проложить свой маршрут, но новичку я советую подойти к «базиликальному» залу, из коридора повернуться, увидеть в конце зала «Менины» Веласкеса и медленно-медленно идти к ним, представляя, что вы сейчас войдете внутрь, что на вас смотрят Веласкес, инфанта Маргарита, фрейлины. Ощутить это смущение: почему это ко мне такое внимание, и они все смотрят на меня. А потом вдруг поймать в зеркале отражение Филиппа IV и Марианны Австрийской и представить, что это на самом деле ты отражаешься в этом зеркале, а потом нырнуть в это пространство, пройти сквозь него и выйти в такую сияющую желтую дверь в глубине.
Наверное, нет в мире такой другой картины, которая бы давала ощущение такого глубокого заныривания внутрь пространства. И недаром есть история, что когда-то по Прадо гуляли Жан Кокто и Сальвадор Дали, и директор Прадо спросил их: «Что бы вы забрали из Прадо при пожаре?» Кокто решил выпендриться и сказал: «Я бы забрал огонь». А Сальвадор Дали говорит: «Я забрал бы воздух “Менин”».
Часовня Антония Падуанского в Мадриде
На берегу реки Мансанарес стоит часовня Антония Падуанского, которую полностью расписал Гойя. И это вообще уникальное место: рядом с часовней стоит ее архитектурный клон, точно такая же. Просто умные испанцы поняли, что… например, в России уже загубили росписи Рублева во Владимире, а они просто взяли и построили точную копию часовни, чтобы там жечь свечечки. А вторую часовню, оригинальную, оставили как святилище Гойи. В куполе вы видите «Чудо Антония Падуанского», а вокруг него, по балюстраде, стоит толпа. И там кто-то видит чудо, а там девушки болтают, совершенно не обращая на Антония внимания, какой-то ребенок свесился, преступник убегает — такой вот мир времен Гойи, совершенно невероятный.
Город Куэнка
Город Куэнка в часе езды от Мадрида — удивительной географической красоты место: к высокому каменному ущелью липнут домики, в том числе casas colgantes — висячие дома XVI века. Через это ущелье к старому монастырю, который превращен в роскошную гостиницу, идет мост, построенный тем самым Эйфелем. Это все представляет собой какую-то невероятную конструкцию.
Еще во франкистские времена в 60-е годы XX века там поселился Фернандо Зобель, художник-абстракционист. И получилось такое испанское Переделкино: к нему в гости съезжалось множество художников, они там снимали домики, дарили Фернандо картины, собралась огромная коллекция. И этот же Зобель в конце 70-х открыл в Куэнке музей абстрактного искусства.
И ты видишь эти картины, а за окном у тебя скалы или голубое небо, и возвращаясь из Куэнки, ты смотришь на испанский пейзаж, на камни, на какие-то распаханные поля, и вдруг начинаешь их видеть как абстракцию, так уж меняется твой взгляд и восприятие.
Крипта Гуэль, Барселона
Мое самое любимое сооружение у Гауди — это крипта, построенная им под Барселоной, в таком городе-саде, который пытался создать меценат Эусеби Гуэль. Это вообще была великая эпоха — конец XIX века, когда люди пытались изменить мир не революционными, а гуманитарными проектами. Эусеби Гуэль был из таких. Жаль, что после его смерти потомки спустили все на тормозах. Он начал строить потрясающие дома для рабочих, и естественно, там должен был быть храм. Гауди строит первую часть крипты, подземную, там огромные базальтовые колонны высеченные. То есть, ты оказываешься как будто внутри какого-то дракона, при этом с модерновой мебелью и удивительными витражами.
Дворец Альгамбра в Гранаде
Испанию невозможно понять без огромной арабской составляющей. Альгамбра — одно, наверное, из самых красивых сооружений в мире. Если прийти весной в сады Хенералифе, когда начинается цветение, увидеть этот невероятный замок, можно попытаться объять весь этот арабский мир, который вдохновлял юного Федерико Гарсиа Лорку.