Блог о путешествиях

С 2013 года мы создаем путешествия, которые невозможно повторить самостоятельно. Потому в блоге только экспертное мнение, авторские маршруты и путевые очерки, основанные на собственном опыте

| 04.10.2016

Кирилл Самурский: Может, в прошлой жизни я жил на Востоке?

На прошлой неделе подошли к концу восточные истории с «душой» компании Кириллом Самурским, и сплоченная узбекская команда вернулась на родные земли. Мы узнали у Кирилла, что Бухара – самый фотогеничный город Узбекистана, а лучшая характеристика для всей страны – разный. Где-то советский, где-то древний, где-то разноцветный, но везде очень вкусный.

Как вам такой формат – быть «душой компании»? Уютно ли вы чувствуете себя в такой роли?

С одной стороны, она (роль) ни к чему не обязывает. А с другой стороны она, как любая душа, имеет совесть. Поэтому, так или иначе, все, что происходит в команде, через себя приходится проносить. Не потому что ты представляешь Клуб, а потому что у тебя есть… такая судьба, быть «душой». И когда я чувствую, что что-то идет не так, когда нужно о чем-то договориться, я должен выступать в роли того, кто будет соединять людей.


Команда подружилась?

Судя по тому, как мы прощались, было хорошо.
Вы знаете, для того, чтобы поехать в такую страну как Узбекистан или вообще на Восток, надо обладать определенным складом характера. Раз уж люди поехали, то, наверное, они были, так или иначе, близки по духу. Мне кажется, получилось именно так: поехали люди, обладавшие такими качествами, которые в итоге всех сплотили. Мы совершенно замечательно проводили время вместе и к концу поездки у нас была такая дружная узбекская команда.

Чему вы учитесь у ваших спутников из Клуба путешествий? Может, наивно смотреть на чужие земли? У вас-то уже опыт большой.

Жизнь каждый день преподносит какие-то сюрпризы, из которых мы должны что-то вынести. Каждая встреча, каждый разговор, каждый человек – это испытание, урок, либо просто какое-то приятное времяпрепровождение, которое тоже само по себе хорошо. Поэтому да, конечно, учусь. Может быть, учусь решать конфликты, учусь находить общий язык, учусь смотреть на какие-то вещи с другой точки зрения.



Кто вы больше – фотограф или путешественник?

Сложно сказать. Наверное, ни тот, ни другой. Спустя время все так перемешивается, и очень сложно давать себе определение, кто ты есть. Особенно, если человек занимается очень многими вещами. И навесить определенный ярлык – это не очень-то правильно…Человек, как правило, больше, чем какое-то одно определение.

Сейчас же очень просто быть путешественником. Купил билет и поехал. А вот раньше для того, чтобы куда-то поехать, нужно было долго готовиться, снаряжать экспедицию, копить деньги. А потом в итоге взять и пойти. И вернуться через несколько лет. Вот это путешествие. А сел в самолет до Абу-Даби, посмотрел, развернулся и обратно – это не путешествие. Так, ерунда какая-то.

Вы уже были в Узбекистане по заданию National Geographic, делали материал про раскопки доисторического человека из ущелья Оби Рахмат. Сравните ваши впечатления от Узбекистана сейчас и тогда.

Это совершенно разные поездки. Когда ты работаешь над заданием, то тебе надо поехать в определенное место, для работы. Тогда я был на раскопках в ущелье Оби Рахмат (у Чарвакского водохранилища), и наши ученые-археологи копали доисторического человека. И фактически Узбекистан я и не видел, мы жили в этой пещере. А в этот раз у нас была большая поездка. Мы объехали значительную часть Узбекистана – Хива-Бухара-Самарканд-Ташкент. Плюс еще Чарвакское водохранилище. Все эти города дают представление о стране.

Какой город в Узбекистане оказался самым фотогеничным?

Бухара, однозначно. Он больше чем Хива и меньше чем Самарканд. Его можно весь обойти ногами пешком. Плюс он невысокий, очень уютный, компактный. Там очень много колорита местного. И, несмотря на то, что он по большей части все равно туристический, остались места, которые мне, как фотографу, очень понравились. Бухара - сам по себе интересный город. Для, так называемых, стрит-фотографов, – большое раздолье. Туда часто проводятся фототуры. И, на мой взгляд, для фотографии места там идеальные.



Что дают вам путешествия как человеку и профессионалу?

Со стороны моего востоковедческого образования – такие поездки очень интересные, поскольку ты оказываешься в среде, про которую ты много учил. История, которую ты проходил в школе и в институте, оказывается у тебя перед глазами. История начинает оживать. Теперь все оно - материальное, все можно потрогать. С точки зрения фотографа… сложно. С одной стороны, ничего не меняется. Фотограф найдет что снять в любом месте. Для этого совершенно не нужно никуда выезжать. Но, например, Хивинские, Бухарские, Самаркандские минареты – они уникальные. Такого ты нигде не увидишь. И интересно будет, как этот цвет заиграет потом, при какой погоде, при каком освещении. Вот с этой точки зрения, конечно, очень интересно.

Но со временем начинаешь понимать, что все очень похоже. Эти голубые мечети… Ниточки начинают соединяться, сходиться, и у тебя все истории и мир начинают сплетаться в один большой узор. Чем больше путешествуешь, тем больше находишь общего. В последнее время в мире происходят расколы по разным поводам, из-за разных вещей. Но в принципе же все люди одинаковые, культуры соединены, одна из другой вытекает. Мы – большой гордиев узел, нас нельзя разорвать, только насильственно.



Что вы добавите в будущие путешествия с Клубом путешествий?

Я бы, наверное, посоветовал съездить на Аральское море как символ того, что мы делаем с планетой. Это все-таки мы делаем, а не оно само. И чтобы каждый посмотрел и решил для себя, хочет он такое будущее или нет. Слава богу, что есть такая возможность это сделать. Еще не все потеряно с остальными реками и морями.

Подберите один эпитет для Узбекистана (экзотический? теплый? пустой? советский?)

Он уже какой-то не очень советский. Разный, может быть… Что-то от советского периода осталось, а что-то новое, очень исламское. Он древний, он разноцветный, он светский, он новый. Древняя Хива и современный Ташкент. Полноводные реки и высохший Арал. Да. Маленький, но разный.



С Клубом путешествий вы ездите по восточным странам. Только что был Узбекистан, затем - Иран, а в ноябре - Япония. Действительно, путешествия восточные, но кажется, что это совершенно разные миры. Есть ли что-то общее у Средней Азии и Дальнего Востока? Вообще, сколько «востоков» можно выделить?

Все зависит от философии и от того, какое мировоззрение принято в обществе - исламское, буддистское, иудаистское, индуистское или конфуцианское.
Есть, безусловно, общие золотые правила, которые не меняются, независимо от общества. Например, не делай никому зла, если не хочешь, чтобы зло было сделано тебе. Но мировоззрение разное. Скажем, буддистское и исламское. Христианство на Востоке и христианство на Западе. Православие и католицизм.

Хотя все, по сути, говорят об одном и том же.

Что вам больше всего запомнилось в поездке?

Мне понравилась больше всего Хива с минаретом. Там есть самый высокий минарет, с него мы смотрели на Хиву, преодолев чуть больше сотни ступеней. Второе – это еда. Каждый раз мы ели очень плотно и каждый раз ждали этого обеда, когда будет плов, самса.

И третье – это, наверное, закат в Бухаре. Он очень красивый. Мы смотрели на него с центральной площади. Там было абсолютно пустынно и очень хорошо.



Чего вы ждете от ноябрьской поездки в Японию?

Для меня встреча с любимой страной – это всегда ожидание радостное, поскольку мне там нравится все. Приведу кулинарное сравнение. Вот вы любите еду какую-нибудь, и вы знаете, что сейчас она приготовится, и вы это блюдо съедите. Или как встреча с любимым человеком. Вот это то же самое. Только встреча с любимой страной. Туда не устаешь ездить.

Чего ждать тем, кто поедет с вами?

Ничего не ждать. Тогда не будет обманутых ожиданий. Едешь, например, к кочевникам, и думаешь о том, что они сейчас тебе торт «Москвичка» дадут. А у них соленый сыр и все. Поэтому надо просто ехать и смотреть.

Почему Азия?

Ко мне это пришло, когда мне было восемь лет. Непреодолимое желание заниматься Востоком. Не знаю, из прошлой жизни пришло, наверное. Может, я жил на Востоке в прошлой жизни. Сначала я книжки читал о Японии, потом занялся японским языком, потом поступил в институт и пошло-поехало. В Японию я съездил первый раз в 1999 году. Я не стажировался, к сожалению, поэтому первый раз поехал по работе. Потом был большой перерыв, потом снова по работе. Ну а потом благодаря Клубу я снова часто путешествую.

И также с фотографией. Хочу заниматься. Хочу и все.



Как вы решили присоединиться к Клубу?

Любое новое дело хорошо. Самые интересные вещи случаются спонтанно, когда ты не думаешь о том, что будешь дальше, хорошо оно или плохо. Если это не преступление, то надо браться за все новое, что жизнь тебе подсовывает.

.