Кто подарил Тарусе Айвазовского и Брюллова. Удивительная история спасения дома Николая Ракицкого
Житель Тарусы, ученый Николай Иванович Ракицкий фактически основал Тарусскую картинную галерею, чья экспозиция достойна лучших мировых музеев. После смерти его дом 50 лет простоял в запустении, пока московский дизайнер, обладатель многих международных премий Евгения Жданова не решила превратить его в новое культурное пространство — уже для современных творцов. В ожидании февральской поездки Клуба в Тарусу мы поговорили с Женей о великих людях, которые жили и работали здесь, и о тех, для кого она старается сегодня.
Карантин, Марио, Исмаил
До марта 2020-ого почти 20 лет я ездила в Тарусу к маме — у нее там чудесный дачный домик, практически в двух минутах от реки, в живописном месте. В пандемию я приехала туда с детьми на карантин. Сначала мы долго «варились в собственном соку» пока на одной прогулке не встретили итальянского художника и скульптора Марко Бравура. Мы знали, что он там живет, но встретить его на тропинке в лесу было приятной неожиданностью. Марио был со своим другом-итальянцем Фердинандо, еще одним резидентом Тарусы. Разойтись на этой дорожке мы никак не могли, и я воспользовалась возможностью подтолкнуть ребенка поговорить на языке с носителем. Дети мои изучают иностранные языки, и второй у них как раз итальянский.
Разговорились. Марко пригласил нас к себе в мастерскую, ушли с подарком — с альбомом его работ. На следующий день уже я принесла ему свои книги. Так мы начали ходить друг к другу в гости, и в какой-то момент я познакомилась с Исмаилом Ахметовым — очень важным человеком для Тарусы. Собственно, он и создал мастерскую для Марко и привез его в Россию. Теперь Марко говорит, что в Италии он работает, а в Тарусе — творит. Исмаил открыл для меня совершенно прекрасную Тарусу: природу, людей, какие-то неочевидные и скрытые от глаз публики и туристов места. И я влюбилась в этот город, поняла что, хочу свое собственное пространство, хочу приглашать гостей к себе.
Дом и сад Ракицкого
Вместо того, чтобы найти нормальную дачу, первым, на что я обратила внимание, были фотографии фрагментов традиционных калужских изразцов в каком-то старом доме. Прочитала, погуглила и поняла, что это объект культурного наследия — дом с садом ученого и агронома Николая Петровича Ракицкого. Человека удивительного, сделавшего для Тарусы очень много и абсолютно незаслуженно забытого. Мало кто знает, например, что он фактически стал основателем Тарусской картинной галереи, в коллекцию которой передал около 200 живописных работ, включая полотна Поленова, Айвазовского, Брюллова, Борисова-Мусатова, и предметы декоративно-прикладного искусства.
Он дружил с Паустовским, Пастернаком, Булгаковыми и Волошиным. Многие современники Ракицкого из этого круга были без ума от его сада и черпали в нем вдохновение для своих произведений. Интересно, что и сам Николай Петрович в какой-то момент стал литературным героем. Прототипом дедушки Лены Бессольцевой из повести «Чучело» Владимира Железникова, которую тот писал в Тарусе, в гостях в доме Паустовского. В ставшем культовом одноименном фильме его роль сыграл Юрий Никулин.
Узнав насколько удивительная история стоит за этим домом и садом, я поняла, что думать долго нельзя, и буквально на третий день подписала документы о купле-продаже. Мне достался заброшенный и обветшалый дом вместе со всем содержимым, которое годами было свалено как попало и не разбиралось. Месяц я размышляла о том, что со всем этим делать, и решила, что весь этот дом и сад — это место достойно того, чтобы стать общественным, музейным, просветительским пространством. С тех пор я потихонечку иду к этой цели. В мае 2022-ого мы открылись как музей. Можно прийти в сад, попасть в мемориальный дом, узнать о жизни, достижениях и круге общения Николая Петровича, о его роли и значении в истории Тарусы.
Тарусская картинная галерея
Идею о том, что искусство должно быть доступным даже жителям небольших городков, сильно продвигал сосед Ракицкого по Тарусе — писатель Константин Георгиевич Паустовский. И я думаю, что, разделяя ее, Ракицкий и передал свою коллекцию живописи не Пушкинскому музею, а именно Тарусской картинной галерее. Выступив одновременно и инициатором ее создания. Он буквально пишет в министерство культуры, что готов передать свою коллекцию, что нужно открыть галерею в Тарусе. О том же писал в Минкульт и сам Паустовский. И все их совместные усилия привели к открытию в 1963-м году галереи, основой коллекций которой и стало собрание Ракицкого.
Для такого маленького городка, как Таруса, наличие невероятной постоянной экспозицией с работами художников первого эшелона было и остается огромным достижением. Они действительно могли бы храниться и в Пушкинском музее. История которого, кстати, корнями тоже уходит в Тарусу, где долгую и счастливую жизнь прожил его создатель Иван Владимирович Цветаев. Прожил и вырастил в Тарусе своих талантливых дочерей.
«Творческая лаборатория»
«Нигде поблизости от Москвы не было мест, таких типично и трогательно русских по своему пейзажу, — объяснял феномен Тарусы писатель Константин Паустовский. — Недаром еще с конца XIX века Таруса стала городом художников, своего рода нашим отечественным Барбизоном. Здесь жили Поленов и тончайший художник Борисов-Мусатов, здесь живут Крымов, Ватагин и многие другие крупные наши художники. Сюда каждое лето приезжает на практику молодежь из московских художественных институтов.
За художниками потянулись писатели и ученые, и Таруса сделалась своего рода творческой лабораторией и приютом для людей искусства и науки». Среди них — художники Василий Поленов и Эдуард Штейнберг, поэт Николай Заболоцкий, поэтесса Белла Ахмадулина, театральный художник, сценограф, педагог Борис Мессерер. Сегодня в Тарусе живет, например, советский и российский художник Лаврентий Бруни, чьи работы продавались на аукционе «Сотбис».
Большие надежды
Что же делаю я? Следуя традиции, заложенной Ракицким, я тоже создаю новое культурно-просветительское пространство, которое должно стать площадкой для сегодняшних героев в мире искусства. Я думаю, спасти такой дом не-архитектору, не-дизайнеру было бы в разы сложнее, и результат оказался бы совсем другим.
Здесь нужны профессиональный опыт, наметанный глаз, умение работать с историческими материалами — с уважением к наследию, с вовлеченностью во все этапы и детали. Наверное, все это помогло всего за два года заброшенный дом и заброшенный сад превратить в музей. Удивительные сроки для такого проекта. 50 лет дом ветшал, наследницей была падчерица Ракицкого, у которой я его выкупила. У нее своя жизнь, свои дети, своя дача… Сил на заботу об этом здании уже не хватало, а хлопот и расходов он требовал немало. Разрушались и падали вековые деревья, их нужно было вывозить, распиливать. Одно приземлилось на крышу и повредило ее. В крыше возникла течь, вода повредила библиотеку. Работы очень много. Недавно мы открыли уличную галерею. Сейчас восстанавливаем ботаническую коллекцию: мы распечатали все работы на ультратонкой керамике Arch-Scin, и круглый год они будут висеть в экспозиции с внешней стороны сада.
Мы хотим открыть Гастрономический театр и павильон, где будет останавливаться общественный транспорт и где мы будем предлагать напитки и не только по рецептам Николая Петровича: кофе из топинамбура и цикория, варенье из одуванчиков, — то, что он завещал нам в своих гастрономических заметках. Чтобы привести все в идеальное состояние, понадобится еще минимум два года, но наш сад станет самым красивым садом во всей Калужской области.