Легендарные парусники "Крузенштерн" и "Седов": история последних выжимателей ветра
«Крузенштерн» и «Седов» – два известнейших и самых крупных парусных корабля не только современной России, но и мира. Совсем скоро каждый из них отпразднует свой 100-летний юбилей! Однако даже несмотря на столь значительный возраст, оба парусника продолжают совершать учебные плавания, участвуют в регатах и ходят вокруг света. «Крузенштерн» и «Седов» принято постоянно сравнивать между собой. В их судьбе действительно есть удивительно схожие моменты, но также много и различий. Об этом мы и поговорим в статье!

Чем похожи и различаются парусники?
Оба парусных корабля относятся к морским судам типа «барк», на каждом из них оборудовано по четыре мачты и пять палуб.
Правда, самая высокая мачта у «Седова» на три метра длиннее, чем у «Крузенштерна»: 58 метров против 55. Хотя невооруженным глазом эту разницу бывает сложно заметить, все-таки это высота 14-15 этажного дома! К слову, во время плавания на такую высоту приходится подниматься матросам, курсантам и даже присоединившимся к ним обычным туристам-практикантам.
Разница в длине корпуса у кораблей опять же всего три метра: 117,5 метров у «Седова» и 114,5 метров у «Крузенштерна». Различие в ширине судов и того меньше — всего 70 см, опять же в пользу «Седова». Именно поэтому он и включен в Книгу рекордов Гиннеса как самый большой учебный парусник мира.

Существенное различие между двумя кораблями наблюдается в площади парусов — их главной движущей силе.
32 паруса «Крузенштерна» вместе занимают 3553 м². Его самый крупный парус площадью 272 м² по размеру равен теннисному корту!
На «Седове» те же 32 паруса занимают гораздо большую площадь — 4192 м², что по меркам обывателей на 2,5 теннисных корта больше.
С помощью парусов судна могут разгоняться до 32-33 км/ч (17,4 и 18 узлов соответственно), а за счет двигателей развивают скорость до 18,5 км/ч (10 узлов).
И «Крузенштерн», и «Седов» относятся к типу кораблей, называемому «windjammer», или «выжиматель ветра». Подробнее о том, как в конце XIX века появился такой вид парусных судов, чем они отличались от предшественников и для чего их строили, узнаете в первой серии нашего морского цикла «История последних выжимателей ветра».
Как появились парусники «Седов» и «Крузенштерн»?
Сходство в истории двух парусников начинает прослеживаться уже с момента их появления.
Построены они были на верфях в Германии и когда-то носили совершенно другие имена. В 1921 году в городе Киле на верфях знаменитого концерна «Круппа» спустили на воду «Седова». На тот момент парусник назывался «Magdalene Vinnen II». Постройку корабля оплатила компания «Ф.А. Виннен & Ко», а ее владелец Карл Виннен назвал корабль в честь дочери.
Изначально парусник должен был возить сухие грузы через Атлантику. Однако в 1936 году Виннен разорился и перепродал судно другой бременской компании «Norddeutscher Lloyd». Ну а «Магдалена» стала «Командором Йенсеном» и была преобразована в учебно-торговое судно. Так оно и ходило по морям и океанам под парусами этой компании вплоть до Второй мировой войны.

Строительство будущего «Крузенштерна», а пока парусника «Падуя», закончили в 1926 году на верфях Иоганна Текленборга в Бремерхафене. Принадлежало судно компании «F. Laeisz», которая к тому времени уже владела несколькими винджаммерами серии «Летучий-П-Лайнер». В то время суда этого типа били все рекорды скорости! Ну а «Падуя» стала не только их заключительным приобретением, но и последним парусников, построенным в Бремерхафене.
Кстати, большинство кораблей из флота компании «Лайеш» называлось на букву «П» — «Пруссия», «Памир», «Померания», «Пекин» и так далее. Традиция эта пошла после того, как в 1857 году сын основателя компании назвал первый парусник в честь своей супруги — Софии Лайеш. Где здесь буква «П», спросите вы? Все просто, в семейном кругу Софию за мелкие кудри любя называли «Пуделем». Именно так стали именовать и парусник, давший начало великой серии «Летучих-П-Лайнеров».
О том, что произошло после окончания Великой Отечественной войны с обоими парусниками, об удивительных людях, которые спасли «Седова» и «Крузенштерна» от незавидной участи, а также о других интересных событиях из истории кораблей смотрите в нашей второй серии «Капитаны и парусники».
Главные достижения российских парусников
Парусник «Седов» может похвастаться одной документально подтвержденной кругосветкой, произошедшей в 2012-2013 годах.
Плавание тогда заняло 13 месяцев, а началось и закончилось оно в Санкт-Петербурге на набережной Лейтенанта Шмидта. Хотя, возможно, впервые корабль обогнул земной шар еще под флагами Германии в 1920-1930-х годах.
«Седов» дважды (в 1991 и 1995 годах) побеждал в престижнейшей парусной регате «Cutty Sark». Также парусник участвовал в специальном европейском плавании в честь 70-летия окончания Великой Отечественной войны. Вообще «Седов» частый гость морских портов Европы, где неизменно приглашает туристов и местных жителей прогуляться по своим палубам и познакомиться с корабельной жизнью. Ну а самые смелые могут присоединиться к учебной команде во время плавания и стать настоящими матросами!

За 90 лет своего существования барк «Крузенштерн» обошел вокруг света четыре раза! Правда, дважды он совершал коммерческие рейсы, еще в свою бытность «Падуей», так что они в расчет не принимаются. А вот первую исследовательскую кругосветку парусник совершил в 1995-1996 годах. Более того, в 2009 году корабль «тряхнул стариной» и отправился в Трансатлантическое плавание!
В истории «Крузенштерна» было еще множество регат, на которых он завоевывал призовые места. Кроме того, первым в истории России «Крузенштерн» получил приз «Cutty Sark» — своеобразный «Оскар» в парусном спорте. Наконец, в 2020 году судно должно отправиться в свою пятую юбилейную кругосветку! Из нашей следующей серии «Гонки больших парусников» вы узнаете не только о знаковых победах «Крузенштерна» в регатах, но и о самом драматичном и невероятно вдохновляющем плавании, произошедшем в 2000 году в рамках одной из парусных гонок.
«Седов» и «Крузенштерн» в кино
Путешествия под парусом и морская романтика остаются актуальными темами в кино даже в наш век «дизельных двигателей». И, конечно, если мы говорим о российских и советских фильмах, посвященных этой теме, то неизменно видим на экранах либо барк «Седов», либо его собрата — барк «Крузенштерн».
«Крузенштерн» попал на киноэкраны еще в 1935 году, когда появился в немецкой картине «Улица Большая свобода, 7». В 1937-1940-х годах немецкие режиссеры сняли на его борту еще несколько фильмов. В российском же кинопрокате «Крузенштерн» появился лишь в 1969 году, когда вышел советский фильм «Рыцарь мечты». В дальнейшем кино на борту корабля снимали не часто — примерно раз в 10 лет. Ну а самые известные фильмы с «Крузенштерном» — романтическая мелодрама Станислава Говорухина «Пассажирка» (2007 год) и детский музыкальный фильм «Выше радуги» (1986 год).

Что касается «Седова», то его кинокарьера началась гораздо позже. Первый художественный фильм на борту парусника сняли только в 1988 году. Причем сделала это команда из ГДР для немецкого фильма «Das Herz des Piraten». В российской картине «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» Сергея Соловьева парусник появлялся лишь в финальной сцене, и было это в 1989 году.
Однако киноиндустрия дважды значительно повлияла на судьбу «Седова». В 2004 году для съемок немецкого фильма «Гибель «Памира», корпус судна перекрасили с белого в двухцветный — черно-белый. Именно такая расцветка была у «Памира» и у его собрата «Падуи», сейчас барка «Крузенштерн». Кстати, в честь 100-летия парусника корпусу судна планируют вернуть исторический белый цвет. Ну а самое главное влияние на судьбу «Седова» оказал документальный фильм «Кому нужны паруса?» студентки ВГИКа Ады Лазо, снятый в 1975 году. Об этом мы подробнее расскажем в четвертой серии нашего морского цикла — «Второе рождение Седова».
Как проходят учебные плавания на кораблях?
И «Седов», и «Крузенштерн» относятся к учебным судам. Каждый год они принимают на борт курсантов морских вузов страны и отправляются в многодневные плавание. Ежегодно парусники совершают по 2-3 учебных перехода.
Экипаж «Седова» насчитывает 54 человека, а на борт может взять до 102 курсантов и 54 практиканта. На «Крузенштерне» постоянно присутствует экипаж из 60 человек, а участвовать в учебных плаваниях могут до 120 курсантов и не более 34 практикантов.
Кто такие курсанты объяснять не нужно! Нам гораздо интереснее «практиканты», вступить в ряды которых может любой желающий. Участвовать в учебном плавании разрешено даже детям с 13 лет (конечно, в сопровождении взрослых). Больше ограничений по возрасту нет!
Однако не думайте, что «практикант» на корабле — это обычный турист. И что в течение 7-11 дней в море вы будет прогулочным шагом расхаживать под парусами, глядеть на морскую даль, обедать и ужинать в шикарном ресторане, а спать в каюте экстра-класса.

Учебные парусники — это настоящие корабли, где все находящиеся на борту становятся членами команды. Здесь нужно беспрекословно соблюдать дисциплину и подчиняться капитану. Хотя от туристов многого не требует, в отличие от обычных матросов-курсантов. Однако жить придется в кубрике на 10-12 коек, есть по общему меню в столовой, вставать с утренним подъемом и отправляться набоковую после официального отбоя.
Как же устроен день на учебном паруснике:
Утренняя зарядка и общее построение;
Четыре приема пищи: 7:30, 11:30, 15:30 и 19:30;
Лекции по морскому делу;
Практические занятия по работе с парусами, завязыванию морских узлов и управлению кораблем;
Тренировочные подъемы на мачты и участие в настоящих морских авралах!

Парусники «Крузенштерн» и «Седов» — настоящие города! На каждом из них есть стоматология, больница и медчасть, спортзал и музей, лекционная комната и столовые. Здесь даже оборудовано собственное «ателье» по починке парусов. Правда, все это гораздо меньшего размера, чем мы привыкли видеть на большой земле. Более того, ежедневно в судовых кухнях обоих парусников выпекают по 60 буханок свежего хлеба! Делает это специальный корабельный пекарь.
Ну а о других интересных традициях на кораблях, первых впечатлениях на борту и об известных участниках плаваний смотрите в нашей завершающей серии морского цикла — «Кругосветные плавания». Будем рады видеть вас на борту последних в мире парусных судов — выжимателей ветра!
Экспедиции под парусами «Крузенштерна» и «Седова»
Клуб путешествий Михаила Кожухова уже несколько лет участвует в учебных плаваниях «Седова» и «Крузенштерна». К одной из этих экспедиций под парусами мы приглашаем присоединиться и вас! Чем наши путешествия отличаются от обычного учебного плавания?
Во-первых, вас ждет не только насыщенная программа обучения морскому делу, но и интересный досуг. Перед началом и по окончании экспедиции мы проводим экскурсии по портовым городам. Ну а в плавание берем с собой «душу компании»: известных музыкантов и артистов. Они создают на борту невероятную творческую атмосферу: дают концерты, показывают кино или просто удивляют интересными рассказами.
Во-вторых, мы уже опытные морские волки. Поэтому поможем справиться с морской болезнью и возьмем с собой важные вещи, которые обязательно забывает большинство «практикантов».
В-третьих, мы уже свои люди на парусниках, поэтому знаем, как быстро влиться в команду.
Ну и в-четвертых, в такое важное приключение нужно отправляться только в хорошей и проверенной компании.
Поэтому ждем вас на борту!