Блог о путешествиях

С 2013 года мы создаем путешествия, которые невозможно повторить самостоятельно. Потому в блоге только экспертное мнение, авторские маршруты и путевые очерки, основанные на собственном опыте

Колонки | 06.05.2020

Легендарный почти 100-летний винджаммер – барк «Седов»

Четырехмачтовый барк «Седов» – учебный парусник. На 2017 год – самый большой из действующих барков. Парусное судно было построено на верфи Круппа в Киле (Германия) в 1921 году.

Четырехмачтовый барк «Седов» – учебный парусник. На 2020 год – самый большой из действующих барков. Парусное судно было построено на верфи Круппа в Киле (Германия) в 1921 году. Первый владелец парусного судна Карл Виннен назвал его в честь своей дочери – Магдаленна Виннен II. Но случился кризис 30‑х годов и судовладельцу пришлось продать несколько парусников, в том числе и барк «Магдалена Виннен» – в 1936 году. Четырехмачтовый барк купила судоходная компания «Норддойчер Ллойд». Новый судовладелец оборудовал барк кубриками на 70 кадетов и судно стало использоваться одновременно как грузовое, так и учебное. Паруснику дали имя «Коммондор Йонсен».

После Второй Мировой войны СССР получил «Коммондор Йонсен» по репарации. Учебное парусное судно барк «Седов» был так назван в честь полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова. В январе 1946 года «Седов» перевели в разряд учебных парусников. В 1991 году барк передали Мурманскому Государственному Техническому Университету. В связи со сменой учредителя МГТУ (Росрыболовство на Минобразования РФ), в 2017 году барк сменил приписку из Мурманска на Калининград, чтобы продолжать работу в качестве учебного парусника для прохождения плавательной практики курсантами морских специальностей.

История парусника «Седов»

Четырехмачтовое судно «Магдалена Виннен II» (названо так в честь дочери заказчика) спустили на воду весной 1921 года в городе Киль (Германия) на верфи «Круппа». 1 сентября того же года впервые вышел в море. Парусник перевозил грузы от портов Европы до Австралии, Океании, Южной Америки и Азии – древесину, уголь, серный колчедан, пшеницу и др. Но случился кризис 30‑х годов и судовладельцу пришлось продать несколько парусников, в том числе и барк «Магдалена Виннен» – в 1936 году. Компания «Норддойчер Ллойд», в руки которой попало парусное судно, переименовала его в «Коммодор Йонсен» и превратила корабль в учебный.

Около 100 курсантов могли проходить морскую практику на паруснике. Приняв на борт группу молодых кадетов, парусник отправился в Австралию за грузом зерна, но в Северной Атлантике парусное судно встретилось лицом к лицу с сильным штормом. Экипаж был буквально в двух шагах от смерти, но благодаря превосходной работе команды, судну удалось удержать корабль на плаву. Вторую мировую войну «Коммодор Йонсен» провел в Балтийском море. В декабре 1945 года корабль перешел к Советскому Союзу в качестве репараций, и с 11 января 1946 корабль стал принадлежать Советскому Военно-Морскому Флоту и носить имя русского полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова.

У многих не было надежды на то, что корабль сможет еще долго прослужить, но благодаря кадровому офицеру Военно-Морского Флота Петру Сергеевичу Митрофанову, который посвятил всю свою жизнь развитию советского парусного дела, парусное судно было восстановлено после войны. Балтийское море после войны было все в минах, и прохождение корабля такого размера, да еще и с неопытной командой на борту, было очень опасно.

Но вопреки всем трудностям команда справилась. Молодые моряки учились обращаться с парусами прямо на ходу. С 1957 года барк «Седов» стал выполнять функции исследовательского океанографического судна. Полученные в тот период данные до сих пор используются для составления прогноза ветровых волн в разных областях Мирового океана. Вместе с командой ученых курсанты, которые находились на борту, стирали белые пятна с карт Атлантического океана.

В 1966 году барк как учебное судно для плавсостава рыбопромышленного флота перешел в Минрыбхоз СССР, и в этой роли прослужил стране еще десять лет. Мнения разделились, когда встал вопрос об очередном ремонте парусника. Новые владельцы хотели порезать судно на металл, мол, оно уже точно никому не будет нужно, но капитан Митрофанов и еще более сотни известных моряков, для которых «Седов» стал частью жизни, были против такого исхода. Их просьбы были услышаны и парусник на шесть лет (с 1975–1981 гг.) встал на капитальный ремонт на Кронштадтском морском заводе. От «Магдалены» оставили только корпус «винджаммера», остальное пришлось заменить. Корабль получил кубрики для 164 курсантов, учебные классы, актовый зал, кают-компанию, столовые, спортзал, музей и сауну.

В 1981 году парусник «Седов» снова был сдан в эксплуатацию и отправился в путешествие вокруг Европы. На обратном пути из Севастополя барк «Седов» попал в сильный шторм. Порывы ветра достигали 35 м/с, а крен корабля был под 25 градусов. Но корабль снова взял верх над стихией. О паруснике снова заговорили во всех странах Европы, ведь неоднократно с 1986 года восстановленное судно с гордостью посещало европейские порты, участвуя во многих регатах, соревнованиях и выставках.

Дважды парусник побеждал в регате The Cutty Sark Tall Ships’ Races, сумев под парусами развить скорость до 18 узлов. В 2012–2013 годах легендарный «Седов» прошел первую кругосветку. В 2015 году парусник совершил экспедицию в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Каждый год парусное судно «Седов» посещают сотни тысяч туристов по всему миру. «Седов» даже был занесен в Книгу рекордов Гиннеса как крупнейший учебный парусник, дошедший до наших дней.

Технические характеристики барка «Седов»

Схема парусника

1  – Национальность: Россия2 

2  – Порт приписки: Калининград

3  – Год постройки: 1921

4  – Верфь: Germaniawerft, Kiel 

5  – Тип судна: 4‑х мачтовый барк 

6  – Корпус: сталь

7  – Водоизмещение: 6148 т

8  – Длина: 117,5 м 

9  – Ширина: 14,7 м. 

10  – Осадка: 6,7 м.

11  – Высота мачт: 58 м

12  – Площадь парусов: 4.192 m²

13  – Количество парусов: 32 шт

14  – Марка двигателя: Вяртсиля

15  – Мощность двигателя: 2.800 л.с.

16  – Энергия ветра: 8.000 л.с.

17  – Скорость под парусами: до 18 узлов

18  – Скорость под двигателем: до 10 узлов

19  – Тоннаж: 3556 дп. Т

20  – Экипаж: 54

21 – Курсанты: 102

22  – Практиканты: 46

Судовые помещения и названия парусов

Верхняя палуба:

1 – Штурманская рубка 

2 – Радио рубка

3 – Каюта капитана 

Главная палуба

4 – Госпиталь 

5 – Кают-компания офицерского состава 

6 – Камбуз

7 – Туалет 

8 – Кают компания рядового состава 

9 – Учебная штурманская рубка 

10 – Каюты экипажа

Нижняя палуба

11 – Кубрики курсантов 

12 – Каюты практикантов

13 – Кают компания курсантов и практикантов

14 – Туалет

15 – Каюты экипажа 

16 – Пекарня 

17 – Учебные классы

Платформа:

18 – Спортивный зал 

19 – «Ленинская комната», комната отдыха

20 – Судовой музей 

21 – Капитанский салон 

22 – Актовый зал

23 – Машинное отделение

Капитаны парусника «Седов»

Петр Сергеевич Митрофанов 1948–58,1969–74 гг.

В. Нечаев 1960—1966

В. Т. Роев 1974—1981

А. Б. Перевозчиков 1981−1993

Д. О. Цауне 1988 год

Капитан Мишенев Виктор Михайлович, более 10 лет

Капитан Поляков Дмитрий Борисович, более 3 лет

Максим Николаевич Родионов (с 2006 по 2014 год)

Николай Кузьмич Зорченко (с 2011 по 2014 год)

Виктор Юрьевич Николин (с 2014 по 2018 год)

Евгений Николаевич Ромашкин (с 2018 по настоящее время) 

Известность барка «Седов»

Барк «Седов» несколько раз появляется в пиратских сценах фильма «Das Herz des Piraten» (ГДР, 1988 год, режиссер Юрген Брауэр)

«Седов» также появляется в конце фильма «Чёрная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» (1989 год)

Барк «Седов» появляется в кинофильме «Гибель „Памира“» (нем. Der Untergang der Pamir, 2005 год)

Барк «Седов» появляется в фильме «Большая свобода № 7» (1944 год)

.