Блог о путешествиях

С 2013 года мы создаем путешествия, которые невозможно повторить самостоятельно. Потому в блоге только экспертное мнение, авторские маршруты и путевые очерки, основанные на собственном опыте

Направления | 02.09.2021

Хроника одного похода — вдоль Бирюзового побережья Турции

Ликийская тропа — пеший маршрут вдоль средиземноморского побережья древней Ликии. Древнее государство кануло в лету, а название у тропы осталось. Сегодня Ликийская тропа входит в списки лучших туристических маршрутов в мире. Мы обязательно пройдем по Ликийской тропе в компании Алены Свиридовой, а пока у нас есть время подготовиться к этому удивительному маршруту и узнать об опыте тех, кто уже прошел по тропе.

Путешественница Катя Николаева вспоминает, что всего несколько лет назад она впервые услышала о ней от друзей, но восприняла их историю как некую байку о путешествии, в которое она никогда не соберется. Осенью прошлого года она специально приехала в Турцию, чтобы пройти по Ликийской тропе. Она рассказала нам о своем походном опыте, уникальности пешей тропы и ходьбе, как способе медитировать.

До моего большого путешествия по Латинской Америке у меня практически не было походного опыта. Прежде я выбиралась только на небольшие радиальные вылазки: утром уходишь, а вечером возвращаешься обратно. Я никогда не была в походе по России, хотя меня всегда тянуло на природу. Видимо, не нашла нужных людей и не знала, как все устроено. Мои первые настоящие походы — с рюкзаком и на несколько дней — начались именно в Латинской Америке.

Что отличает Ликийскую тропу от других маршрутов

По сравнению с моим прошлым походным опытом, Ликийская тропа оказалась уникальной. Во-первых, существует несколько вариантов маршрутов. Во-вторых, можно обойтись без гида, найти компанию по дороге или вообще пройти ее одному. В-третьих, цены в магазинах по маршруту не намного отличаются от цен в супермаркетах в Анталии. В-четвертых, можно ставить палатку, где будет удобно, а можно останавливаться в отелях. В-пятых, здесь нет особо сложных троп, для прохождения которых нужна серьезная физическая подготовка. Думаю, что в этом плане Ликийская тропа очень похожа на Путь Сантьяго, но до Испании я пока не добралась, а вот по Ликийской тропе прошла уже два раза.

«Идти и ни о чем не думать»

Мне нужна была физическая нагрузка. Прошлое лето у меня выдалось непростым, думаю, как и у многих в ковидный год. На фоне всех эмоциональных переживаний я поняла, что больше не могу брать в руки телефон и ноутбук, и решила отправиться туда, где мне не пришлось бы это делать. Хотелось просто идти и ни о чем не думать. Был конец октября и я прикидывала, где еще может быть тепло. Сначала я думала поехать в Крым, а потом вспомнила о Ликийской тропе, про которую когда-то давно мне рассказывали друзья. Поэтому я купила билет в одну сторону и уехала, абсолютно не понимая, что меня ждет, но получилось классно.

Маршруты на Ликийской тропе

Ликийская тропа делится на три части — восточная, западная и центральная. Мне была интересна восточная часть, где больше перепада высот — начинаешь с каньона, потом поднимаешься на местный Олимпос высотой 2300 метров, затем спускаешься к морю и продолжаешь идти вдоль берега. На ней разнообразнее ландшафт: сосновые леса, каменистые пустоши, море и горы, на вершинах которых еще лежит снег. Западная тропа, наоборот, практически полностью проходит вдоль побережья. На центральном маршруте много интересных городов, встречаются древние руины, но особо красивых пейзажей здесь нет, так как большая часть маршрута проходит через чьи-то поля и вдоль дорог.

Я прошла по восточной части тропы дважды: в ноябре — сама, в мае — с группой. Оба раза маршрут был практически одинаковый. Мы начали в каньоне Гёйнюк, затем дошли до деревни Гедельме, переночевали в седловине горы Тахталы — это тот самый турецкий Олимпос, на который мы совершили радиальный поход. Потом был Бейчик, Улупинар, затем Чиралы, Адрасан, маяк Гелидония и Караез. В принципе пройти восточную часть можно без подъема в горы: начать с каньона, затем дойти до Кемера, потом до Текировы, а дальше Чирала, Адрасан, маяк Гелидония, Караез. Но мне кажется, что так идти скучно, поэтому я рекомендую обязательно подняться в горы. Там безумно красиво.

Общая протяженность Ликийской тропы — 540 км. Можно пройти всю тропу за две недели, но для этого придется проходить по 25 км в день, меньше осматривать  окрестности и отказаться от удовольствия проводить больше времени в понравившихся местах. Восточная часть Ликийской тропы — около 100 км, со всеми ответвлениями и радиальными вылазками — 130-140 км. На ее прохождение у нас ушло 9-10 дней, но мы не особо торопились. Например, в Адрасане мы остановились на две ночи, чтобы постирать вещи. В среднем мы проходили по 10-15 км в день. Это хороший ритм, чтобы не уставать, но и не расслабляться.

Физическая подготовка

Людям, которые не любят ходить пешком и вообще никогда в жизни не занимались никаким видом спорта, на тропе будет непривычно и даже тяжеловато. Особенно на восточной части маршрута, где первые несколько дней практически постоянно приходится идти в гору. Но прохождение тропы — это не гонка. Никто не обязывает тебя проходить по двадцать километров в день. Можно пройти и пять километров, а если устал, то просто встать с палаткой, где угодно, или остановиться в оборудованном кемпинге. Обычной физической нагрузки для этого будет достаточно.

Когда лучше идти по Ликийской тропе

Успех похода определяет сезон. Например, в ноябре лучше идти вдоль побережья по западной части маршрута, потому что в горах будет уже холодно, а в мае — по восточной, где будет еще не жарко. Я очень плохо переношу жару, поэтому даже не представляю, каково это проходить тропу летом. Еще не рекомендую подниматься в горы с декабря по март: наверху много снега, а это может добавить приключений.

Что взять в поход

При себе лучше иметь палатку и спальник, либо спальник, гамак и москитную сетку, либо не брать вообще ничего и ночевать в отелях. Можно захватить газовый баллон, а можно все время готовить на костре. Если телефон держит зарядку несколько дней, то можно не брать с собой powerbank, а подзаряжать в поселениях по дороге. Набор одежды зависит от времени года: если летом помимо футболок может пригодится что-то с длинным рукавом, то зимой лучше иметь при себе теплую флиску. Обязательно защита от солнца — для кожи и на голову. Из обуви вне зависимости от сезона лучше взять треккинговые ботинки, так как они хорошо держат голень.

Как организовать быт на Ликийской тропе

Я приехала в Турцию, даже толком не понимая, как устроена тропа. Я не знала будут ли по пути магазины, где и как можно переночевать, смогу ли я где-то принять душ и подзарядить телефон. Но я переживала зря. На тропе много кемпингов — около 400 рублей с человека, но не в сезон можно сторговаться и за 100 рублей. Там есть душ, вай-фай, электричество, газ. Комната в гестхаусе в среднем обойдется в 1,5-2 тысячи рублей. Продукты можно купить в небольших магазинчиках по дороге.

Понятно, что там не найти каких-то специфичных продуктов вроде соевого молока, но будут стандартные для Турции продукты — фрукты, овощи, тахини, бобы. Осенью поспевают дикие гранаты, айва и виноград, их тоже можно срывать и есть по дороге. Еду можно готовить на костре по дороге — запрета на разведение огня нет, либо в специально отведенных местах в кемпингах. Останавливаться в кафе тоже можно, но, мне кажется, так ты немного выпадаешь из ритма походной жизни.

К концу маршрута я поняла, что немного переоценила свою неприхотливость в быту. Мы не пользовались благами цивилизации, не считая подзарядки телефонов в кемпингах пару раз и один раз душа. Даже ни разу не спали в кроватях. Несмотря на то, что мы купались каждый день — в море или в горных реках — я все равно чувствовала себя очень грязной. Поэтому в последний день маршрута не выдержала и проехала до Анталии только для того, чтобы привести себя в порядок.

Но этот опыт был важен, так что ко второму походу мы относились уже по-другому. Нам было важно, чтобы все чувствовали себя комфортно. Поэтому я бы дала совет не стараться жить в режиме «гиперпоходника». Поход — это хорошо, но возможность наладить минимальный быт в походе — еще лучше. Тем более, что на Ликийской тропе для этого много возможностей. Гестхаусы встречаются на пути чаще, чем можно представить, а сдать вещи в стирку можно всего за пару долларов. Это будет проще, чем тащить с собой сразу кучу одежды, не имея возможности ее постирать. Такие простые вещи сильно влияют на качество похода.

Походный «день сурка»

Иногда меня спрашивают, не возникает ли в походе ощущение заезженности, когда все время нужно идти пешком и кажется, что все дни похожи друг на друга. Но для меня это было тем, ради чего я пошла в поход. Наоборот, я не хотела, чтобы что-то происходило, пока я иду пешком. В этом и была идея похода — просто идти, любоваться пейзажами, жить в моменте и не думать о том, что будет потом. Я очень сильно ценила это ощущение. Если к концу своего первого похода по Ликийской тропе я была утомлена от отсутствия бытовых условий и хотела домой, то к концу второго ловила себя на том, что не хочу, чтобы дорога заканчивалась. Хочу продолжать идти дальше, и когда-нибудь добраться до Тихоокеанского хребта по маршруту протяженностью более 4 тыс. км, где можно идти около полугода и просто жить в дороге. Мне кажется, это потрясающим.