Блог о путешествиях

С 2013 года мы создаем путешествия, которые невозможно повторить самостоятельно. Потому в блоге только экспертное мнение, авторские маршруты и путевые очерки, основанные на собственном опыте

| 28.01.2017

Люди «Крузенштерна»: Павел Старостин, старший штурман

“А Паша-то где, штурман?” - спрашивает Михаил Кожухов парусного мастера Игоря Майорова на приеме по случаю юбилея “Крузенштерна”. - “Вот же он стоит” - “Нет-нет, другой” - “А, так он улетел домой, во Владивосток. Я даже посылку брату через него отправил” - “Жалко. Хороший парень очень” - “Пашка? Да”.

В тот вечер в Калининграде и правда собралось большое количество людей, связанных с барком: кто по долгу службы, кто по душевному зову. На деле - одно и то же. Я не рискну говорить, сколько точно было приглашенных, но отсутствие Павла Сергеевича - старшего штурмана - оказалось каким-то слишком заметным.

Я люблю рассказывать нашу историю знакомства с Павлом. По количеству случайностей и курьезов она если и похожа на что-то, то на комедию положений. “Кто у вас за старшего?” - обращается Павел к группе - “Я”, - неуверенно отвечаю ему, - “Стесняюсь спросить, сколько этой девочке лет” - думает он, а говорит - “Очень приятно”.

Потом были немцы, занявшие один из наших кубриков, мое по-чеховски пошлое “Если не можете решить эту проблему, я вынуждена буду позвонить...”, его “Замечательно, а теперь соберите у всех паспорта” - ”Как? Они ведь ушли в город” - “Как-нибудь, Даниэлла, в течение часа”. На день второй или третий я уже смирилась с тем, что если Павел на просьбы отвечает “Окей”, это ровным счетом ничего не значит. Он всегда сам принимал решение и, урок моей гордыне, почти всегда оказывался прав. А если и нет, то так искусно находил выход, что оставалось только удивляться. С улыбкой на лице.

Павел Сергеевич - это такой Остап Бендер в период между “12-ю стульями” и “Золотым теленком”, вобравший в себя, кажется, все обаяние главного персонажа Ильфа и Петрова. Один день ты смотришь на него без доли сомнения, что перед тобой… да, наверное, будущий капитан, дисциплинированный, честный, справедливый, взвешенного авантюризма и чистой энергии которого хватит на три кругосветки подряд. Во второй раз он предстает перед тобой человеком сентиментальным, но с каким-то грузом мудрости, спрятанным в тонкой иронии к жизни и ее обитателям. Ему доступна эта грань между человеком профессии и человеком как он есть.

Историю о том, что англичане в отношении слова “корабль” употребляют не “it”, а “she” я слышала неоднократно: один-два раза до похода на “Крузенштерне” и еще четыре-пять на самом барке. Почему, спрашиваю я себя, именно из рассказа Павла я этот факт и запомнила. Вскоре отвечаю, что в этой фразе вся суть его - старшего штурмана барка “Крузенштерн”.

- А Павел Сергеевич будет на “Крузенштерне” в этом году?

- Мы очень надеемся, что да.

- Было бы здорово, он нам очень понравился, хороший человек.

- Павел? Да.

.