Блог о путешествиях

С 2013 года мы создаем путешествия, которые невозможно повторить самостоятельно. Потому в блоге только экспертное мнение, авторские маршруты и путевые очерки, основанные на собственном опыте

Интервью | 21.09.2020

“Лучшее, что можно делать во Владивостоке – это дружить со стихиями”. О жизни на другом краю страны, китайской кухне и мостах как символе соединения

Что для нашего человека другой конец страны, то для китайца — европейский город в Азии. Пора исправлять это географическое недоразумение и перестать смотреть на Владивосток как на некую точку В, куда не так просто добраться. В январе нового года мы как раз планируем путешествие в Японию через Владивосток и, поверьте, это будет не пересадочный пункт, а отдельная история: остров Русский, Токаревский маяк и зимняя рыбалка. О жизни в некогда закрытом городе на другом конце страны, близости к китайской границе и дружбе со стихиями мы поговорили с нашим гидом Натальей Барановой. Как местный житель она точно знает, почему мосты во Владивостоке это особенный символ, а купюра в 2000 рублей не только про достопримечательности, но и про музыку.

Долгое время Владивосток был закрытым городом. Как изменилась жизнь владивостокцев, когда его, наконец, открыли?

Владивосток — военный форпост России на Дальнем Востоке. Здесь была закрытая военно-морская база, было много секретных объектов и военных. Даже остров Русский, который сейчас активно осваивается туристами и становится точкой притяжения для самих владивостокцев, долгое время имел статус закрытой территории из-за того, что там располагались укрепления Владивостокской крепости, множество военных частей и несколько военных городков. Владивосток перестал быть закрытым городом в 1992 году. Я тогда была студенткой и мои ощущения от этого периода, скорее, были связаны не с открытием города, а с «перестроечным» открытием страны в целом. Изменился государственный курс, стала издаваться литература, которая раньше была запрещена, во Владивостоке стало мега-популярным ранее маргинальное «абстрактное» искусство, вышел из подполья рок... Однако говорить о туризме ещё не приходилось, в девяностые было не до того. Мои земляки предпочитали «челночный» бизнес праздным путешествиям и привозили из соседнего Китая не сувениры, а тюки с товарами. Постепенно на улицах становилось больше праворульных машин — владивостокцы наладили поставки из Японии... Знаменитый авторынок «Зеленый угол», откуда по всей стране разъезжались японские автомобили, здравствует до сих пор, а любые попытки властей как-то повлиять «праворульки» вызывают здесь бурное недовольство. Туристический потенциал город стал наращивать уже позднее.

Добраться до Владивостока из Китая, Кореи или Японии гораздо проще, чем из центральной части России. Если посмотреть на карту, то окажется, что даже из Австралии ближе, чем из Москвы. Определяет ли туризм география?

Конечно, определяет. Это для нашего человека Владивосток — другой конец страны, а для них — европейский город в Азии. Например, у китайских туристов Владивосток — третье по популярности направление после Москвы и Санкт-Петербурга. У них здесь свои туристические компании, гиды, рестораны и даже гостиницы — целая индустрия! Конечно, доходы от такого туризма, по большей части, идут в Китай, такая вот азиатская бизнес-хватка. Зато им всегда рады ювелирные магазины, которые продают золото и якутские бриллианты. Корейским туристам интереснее экологический туризм, их привлекают красоты дикой природы. У японцев — своя история с Владивостоком. Японские телевизионщики всегда любили наш город, и практически все крупные японские СМИ имеют представительства во Владивостоке. Отчасти такой интерес можно объяснить историей: в начале ХХ века город переживал иностранную интервенцию, поэтому многим интересно побывать там, где когда-то их предки строили дома, торговали, воевали... До пандемии по Владивостоку ежедневно колесили десятки автобусов с иностранными туристами. Сейчас туристов нет, даже появилось ощущение, что Владивосток снова стал закрытым — и знаю людей, которые этому рады. Но бизнес, конечно, не рад.

Наверное, и сами владивостокцы чаще бывают в том же Китае или Японии, чем путешествуют по России?

Нам удобно ездить в Китай почти так же, как питерцам в Финляндию. Говорю «почти» потому, что приграничная инфраструктура развита хуже и одним днем обернуться не получится из-за очередей на границе. Далеко забираться не обязательно, интересен даже ближайший приграничный Китай. Всего за пару десятков лет маленькие китайские деревушки на границе с Россией превратились в современные города, где есть широкие автострады, шикарные набережные и благоустроенные парки. И сам туристический сервис у соседей развит, безусловно, лучше. Добраться до Японии можно на пароме или самолетом всего за 2 часа. Для сравнения: рейс Владивосток-Москва длится 8-9 часов.

Как еще на обычной жизни владивостокцев сказывается это соседство?

Пользуемся японскими бензокосами, культиваторами, видеокамерами... Кстати, о видеокамерах. В конце 80-х они были еще в диковинку в России, а во Владивостоке уже вполне в ходу. Поэтому первые видеосъемки андеграундных рок-концертов в России были сделаны именно владивостокцами, которые приезжали на большие фестивали со своими маленькими камерами и снимали все это для истории. В Москве сейчас тиражируют эти раритетные записи. Еще в наших школах можно выбрать китайский, корейский или японский в качестве иностранного, думаю, не во всех российских школах есть такая возможность.

На местной кухне тоже сказалось?

Корейские пянсе у нас давно обрусели. Их продают из одних тележек с пирожками и сосисками в тесте. На легендарном рынке на Спортивной есть островок китайской кухни. Вообще этот рынок «легонькой промышленности» постоянно планируют переделать, уж очень несовременно выглядят эти длинные крытые ряды с одеждой. Но пока ещё он стоит на месте, а вместе с ним и китайские чифаньки с однотипными названиями в духе «У Лены и Саши» или «У Ани и Жени». Китайская кухня там представлена во всем разнообразии. Знатоки говорят, что в России аутентичную китайскую еду можно найти только во Владивостоке

Еще мне кажется, что для нашего туриста Владивосток это не просто другой конец страны, а такой конечный или, наоборот, отправной пункт в самом длинном путешествии по стране на поезде.

Мне нравится версия, что моду на такие поездки задал Дэвид Боуи, когда проехал на поезде по Транссибу в 1973 году. Он приплыл на пароходе из Японии в Находку, пересел там на поезд и отправился через всю страну в Москву. По одной из версий, он сделал это потому, что боялся летать на самолете, по другой — просто хотел отдохнуть и взять паузу между концертами. От путешествия на поезде Боуи остался в восторге, о чем свидетельствуют его письма, множество сохранившихся фотографий и другие свидетельства его пребывания в СССР.

Почему для дизайна двухтысячной купюры был выбран именно мост?

Мост — достойный символ Владивостока. На купюре изображен не один, а сразу два. Первый ведет на Русский остров, другой идет через бухту Золотой Рог. Мосты были построены в 2012 году к саммиту АТЭС. Причем, когда их только начинали строить, звучало много сомнений — что мосты эти никогда не будут достроены, что можно обойтись без них... Но тут уместно вспомнить классика социологии Георга Зиммеля, который называл мост воплощением социальной функции соединения. В этом смысле Русский мост вполне годится как символ соединения не только острова с материковой частью Владивостока, но и соединения «далекого» Владивостока с «большой» Россией.

А еще выбор Владивостока для купюры в 2000 рублей настолько точная музыкальная ассоциация, что в голове сама собой начинает звучать эта песня «Мумий Тролля».

Илья Лагутенко сделал очень много для продвижения Владивостока и заслуженно был удостоен звания почетного гражданина города. Он вырос здесь, учился в школе с углубленным изучением китайского языка и получил образование востоковеда. Илья придумал и создал фестиваль V-ROX — одно из главных культурных событий Дальнего Востока. На протяжении нескольких лет этот фестиваль проходит в формате открытых опен-эйров и больших уличных концертов со свободным входом. Здесь выступают и местные перспективные группы, и приезжие. Это событие международного уровня, которое, надеюсь, возобновится в следующем году.

Кроме Лагутенко с Владивостоком у меня ассоциируется Евгений Гришковец. Причем он самым удивительным образом ассоциируется еще и с самой западной точкой России — Калининградом.

Все верно. В Калининграде он живет сейчас, а во Владивостоке служил на Тихоокеанском флоте на острове Русский. Об этом эпизоде своей биографии он и написал свою пьесу «Как я съел собаку», а потом поставил по ней свой первый моноспектакль. Для того чтобы почувствовать атмосферу мест, которые легли в основу спектакля, надо обязательно побывать на острове Русском. Еще о Владивостоке — а точнее о неком подвладивостокском пространстве под названием Южное Овчарово — пишет Лора Белоиван. Южнорусское Овчарово — вымышленное метафизическое село на берегу Японского моря, где происходят такие чудеса, что даже бревно, которое вынесли волны на берег, может оказаться обломком волшебной палочки. Сама Лора живет во вполне реальном поселке Тавричанка, где заведует Центром реабилитации морских млекопитающих, пишет рассказы, рисует картины. Вообще, если говорить о писателях, которые прославили Владивосток, то безусловный «гений места», как выражаются наши музейщики, — это Владимир Арсеньев. Еще в начале прошлого века он написал повесть «Дерсу Узала» о путешествии по Уссурийскому краю. Даже те, кто не читал книгу, наверняка смотрели одноимённый фильм Акиры Куросавы — его, кстати, снимали в Приморье в окрестностях Арсеньева.

Ваше любимое место во Владивостоке?

«Мой» маяк, неподалеку от которого живу, — Токаревский. Это настоящее место силы, которое прекрасно в любой сезон и любую погоду: слева море, справа море, наверху небо, а мосты и земля где-то вдалеке. Сейчас, к сожалению, насыпную косу, которая ведет к маяку, затопило после трех тайфунов, но это сезонное явление. Обычно тайфуны случаются в августе, а сентябрь во Владивостоке всегда был благословенной порой. Правда, в этом году тайфуны шли чередой, был сильный ураганный ветер и волна поднималась до шести метров. Пострадала даже знаменитая Стеклянная бухта — это такой почти рукотворный пляж в пригороде Владивостока. Когда-то фарфоровый завод на берегу залива скидывал весь брак и бой в море, туда же попадало и стекло с близлежащей свалки. Волны обтачивали эти стекляшки естественным образом, так получилась прозрачная разноцветная галька, которой теперь усыпана бухта. Вид просто волшебный! Сейчас после штормов стекляшки засыпало черным песком, надо ждать, когда они выйдут обратно.

Что обязательно стоит сделать туристу во Владивостоке?

Лучшее, что можно делать во Владивостоке — это дружить со стихиями. Ветер, волны, горы, сопки, леса... Наверное, поэтому у нас очень здорово развиты морские виды спорта: сапсерфинг, каякинг, подводная охота, гребля на лодках-драконах, парусный спорт... Не обязательно покупать собственную яхту, чтобы заниматься яхтингом или ходить под парусом. Всегда можно влиться в готовый экипаж или вместе с друзьями собрать команду на драконе. Для детей парусный спорт и вовсе бесплатный. Еще во Владивостоке можно ходить в походы, в горы, сплавляться по рекам... Каждому изнеженному туристу я порекомендовала бы окунуться в море или хотя бы побродить по кромке прибоя босыми ногами. Это отличный способ быстро акклиматизироваться и переключиться на местное время.

Интересные путешествия

.