Блог о путешествиях

С 2013 года мы создаем путешествия, которые невозможно повторить самостоятельно. Потому в блоге только экспертное мнение, авторские маршруты и путевые очерки, основанные на собственном опыте

Направления | 01.04.2023

Страна–вдохновение для великих художников. Дмитрий Озерков об истоках современного искусства Европы, которые идут из Марокко.

После поездки с Клубом в Египет Дмитрий Озерков предложил нам отправиться в Марокко, чтобы познакомиться с истоками современного искусства Европы. Касабланка, Марракеш, Фес, Мекнес и Рабат — каждый из этих городов уникален по своему, а все вместе они оказали большое влияние на самых именитых художников и писателей не только африканских стран, но и европейских. Большим вдохновением они стали и для искусствоведа, два десятка лет возглавлявшего отдел современного искусства Эрмитажа. Специально для путешественников Клуба Дмитрий Озерков поделился своими ожиданиями от предстоящего путешествия в Марокко.

Марокко — страна с уникальным сочетанием нескольких культур сразу. Этим она мне и интересна. Во-первых, культура коренных народов Северной Африки, берберов — кочевых племен, живущих в пустыне. Во-вторых, ислам, принесший единобожие и представление о морально-этических нормах. Наконец, современная культура Марокко, в начале 20-го века испытавшая на себе сильное европейское влияние, когда в страну устремились многие художники и состоятельные люди из Европы. При этом особенно интересен период после 1956 года, когда Марокко получила независимость и стала осмыслять себя как страна во всех отношениях современная, в том числе с точки зрения искусства.

Эти три компонента мы и попробуем рассмотреть в нашем путешествии. И, конечно, уловить еще все то, что находится за пределами этих явлений. Ведь помимо всего прочего, Марокко — полноправная часть африканского континента, вобравшая в себя как всю глубину древности этой прародины человечества, так и историю средиземноморских войн и колонизаций. Именно Марокко казалась древним границей Ойкумены, краем земли, населенной людьми. Потому что Геркулесовы столбы, Атласские горы — это и есть конец мира, за ним начинается океан и неизведанное. 

Атлас, который держит мир, или Атлант, как его по-русски называют, — это очень важный мифологический персонаж для всей европейской цивилизации. Он стоит здесь, на краю мира, и держит на своих плечах небесный свод, и только поэтому мир продолжает существовать. Если Атлант перестанет его держать, наступит мировая катастрофа. И вот этот Атлант или Атлас ассоциировался у европейцев с Атласскими горами, которые мы тоже увидим и обязательно поговорим об этой мифологической истории. 

Что же касается современности, то со второй половины 20-го века начинается осознание марокканцами себя как важной, уникальной и независимой нации. И в это же время возникает марокканское современное искусство, в котором есть самые разные течения и веяния — и абстрактные, и реалистические. И что очень важно, все что касается абстракции в современном искусстве Марокко — это не просто какие-то там плоды баухауса, а это современные переживания исламского запрета на изображение образов. Это очень интересный аспект.

Ну, и, наконец, важно понимать, что во многом именно на севере Марокко родилось современное искусство Европы. Потому что в 1910-х годах туда поехали европейские художники, на тот момент никому не известные — Матисс, Дюфи, Дерен. И, увидев там невероятные краски, они перенесли на холст эти оттенки розового, оранжевого, красного цветов. И это дало начало тому, что мы знаем сегодня как, собственно, современное искусство. В Марокко поехали прежде всего фовисты, наделавшие много шума в Париже в середине 1900-х. Фовизм — от французского слова fauve или «дикий». Именно «дикими» называли этих живописцев. И дальше в искусстве 20-го века было много «диких» — и в Германии, и в России. Потом были и «новые дикие», но те первые художники, которые увидели и изобразили какие-то совершенно невероятные, несообразные для своего времени вещи, — они появились в Марокко, французскими туристами. Для Матисса Марокко стала местом перехода от чистой теории фовизма к практике тесного общения с природой.

Вот об этом всем нам и предстоит узнать. Конечно, помимо этого будет совершенно невероятная марокканская кухня, и дома-риады с внутренними дворами, пустыня, Атлантика и океан, который произвел на меня самое сильное впечатление в свое время. Потому что океан — это очень мощная сила и очень многое становится понятно про историю и культуру человечества, когда ты оказываешься перед этой безмолвной мощью, постоянно меняющейся, живой. Тяжелой и грозной, с одной стороны, но с другой — будто зовущей в плавание, к открытиям и свершениям.

.