Блог о путешествиях

С 2013 года мы создаем путешествия, которые невозможно повторить самостоятельно. Потому в блоге только экспертное мнение, авторские маршруты и путевые очерки, основанные на собственном опыте

Направления | 31.05.2021

Речные круизы: история и современность. Чем хороши путешествия по воде и куда можно отправиться уже сегодня

С момента появления в XIX веке речных круизов в путешествия по воде с удовольствием отправлялись и чиновники, и купцы, и аристократы. Построенный в 1930-е годы канал имени Москвы открыл столице выход к Волге и дал повод называться «портом пяти морей». Казалось, что речные круизы ждет большое будущее, однако события в истории страны внесли свои правки. Сегодня этот вид путешествий готов вернуть былую популярность.

Первые речные туристы

Первые туристические пароходы начали ходить по Москва-реке в 1837 году. Публика отправлялась на экскурсию из центра Москвы до Николо-Угрешского монастыря (сейчас территория города Дзержинский в Московской области). Также было налажено сообщение между городами на Волге. Илья Репин прошел по Волге от Твери до Саратова на пароходе специального общества «Самолет», и за время путешествия создал первый карандашный эскиз «Бурлаков на Волге».

Пароход того времени имел железный корпус и большие гребные колеса по бокам. Пароходы общества «Самолет» были построены в Бельгии, имели длину 47 метров и приводились в движение поршневыми паровыми машинами. Номинальная мощность двигателя составляла 50 лошадиных сил.

В корпусе судна были оборудованы комнаты для пассажиров с мягкими диванами в два яруса. На таком пароходе можно было путешествовать первым или вторым классом. Не было отдельных кают, но в каждом классе была одна общая женская каюта и одна мужская. Они освещались керосиновыми лампами и осенью отапливались небольшими железными печками.

На Волге и ее притоках конкурировали несколько крупных пароходных обществ — «По Волге», «Кавказ и Меркурий», «Самолет», «Купеческое пароходство в Саратове». Пароходы разных обществ отличались друг от друга формой корпуса и труб, звуком гудка, гребными колесами. Путешественники могли выбрать пароход по скорости и уровню комфорта. Конечно, и цены на билеты были разные.

Степан Монастырский, автор «Иллюстрированного спутника по Волге», писал: «… на меркурьевских пароходах ездили люди, привыкшие к комфорту и большому обществу. Дамы же выбирали пароходы по капитанам. <...> На “Самолете” ездил народ преимущественно деловой: купцы, управляющие, странствующие артисты, II класс обычно составляли священники, офицеры, студенты, преимущественно мелкие торговцы. На “Волжских” пароходах можно было встретить людей солидных: генералов, гражданских особ первых 4 классов, других степенных лиц».

После революции флот был национализирован. Во второй половине 1930-х годов речными путешествиями премировали передовиков производства, также в круизы ездили представители политической и культурной элиты. Речные круизы готовы были стать массовым видом отдыха, но помешала война. Только к концу 1950-х годов они стали доступны большинству граждан.

Речной туризм в СССР

В 1936 году завершилась величайшая стройка ― был открыт канал имени Москвы. В столицу пришла чистая вода из Волги, открылись новые водные пути. Москва получила прямой выход к сети других крупных каналов, построенных в советское время, а через них ― к пяти морям: Черному, Белому, Балтийскому, Азовскому и Каспийскому. Возникло выражение «Москва ― порт пяти морей».

Круиз — это отдых и развлечение. Нужна была простенькая, но все же гостиница на плаву. В Советском союзе комфорту уделяли мало внимания, поэтому корабли приходилось закупать в странах, где могли делать комфортабельные суда — в Чехословакии, ГДР, Австрии.

В СССР круизы были модными в 1960-80-е годы. Интеллигенция и аппаратчики непременно отправлялись в путешествие по Волге в летний период. Самой большой популярностью пользовались круизы из Москвы или Ленинграда в Астрахань и обратно.

На этих маршрутах было много судов, однако спрос превышал предложение в несколько раз. Путешествия по Волге в 60-80-е годы прошлого столетия бронировали за год, и доставались они только привилегированной части общества. До конца 1980-х годов речные круизы были самым качественным видом отдыха в России.

Речные круизы в 1990-е

Имидж речных круизов сильно пострадал в 90-е годы. Теплоходы стали напоминать старые советские пансионаты: потрепанные интерьеры, плохой сервис. В конце 90-х на Россию обратили внимание иностранные туристы, и корабли стали реконструировать под них.

Русские туристы продолжали интересоваться речными круизами, но все чаще это был бюджетный отдых, когда вместо уютных кают — полки как в купейном вагоне. Лучшие корабли отдавались под иностранные группы, россияне же ехали в Европу, полагая, что в России даже за деньги хороший сервис не найти. Возник определенный информационный вакуум.

Когда с началом пандемии закрыли границы, круизные компании переориентировались на российский рынок. Будто бы из ниоткуда возникла идея комфортных путешествий по рекам России, которые оказались уникальным видом отдыха, незаслуженно забытым одними и совершенно незнакомым другим. Между тем, все это время у нас перед глазами было настоящее сокровище — речные круизы на комфортабельном теплоходе с отличной кухней и сервисом. Просто на эти путешествия всерьез не обращали внимания.

В чем секрет речного круиза?

Это редкая возможность за один раз увидеть с непривычного ракурса много удивительных мест. До некоторых из них другим способом и добраться будет трудно. Например, на «Императорском» круизе компании Volga Dream после Углича и Ярославля теплоход уходит на север — в малообитаемые районы. Немногие бывали в Горицах в Вологодской области и вообще задумывались о том, чтобы туда съездить. А ведь это такая история! Там стоят монастыри XVI века, основанные еще при Иване Грозном. В Ферапонтовом монастыре сохранились фрески Дионисия, иконописца уровня Андрея Рублева. Дионисий жил и творил в одно время с Микеланджело, поэтому его часто называют «русским Микеланджело», а монастырские фрески часто сравнивают с росписью в Сикстинской капелле.

Еще одно удивительное место — остров Кижи. Только представьте, что вы плывете несколько часов по озеру, как по морю, не видя берегов, а потом пристаете к обитаемому острову с 22-купольной деревянной церковью. Будто добрался до края земли. А чего стоят города Золотого кольца! Пейзажи невероятной красоты на подходе к Ярославлю — церкви, деревни, лес.

Отправляйтесь в путешествие по реке, чтобы увидеть города и страну с воды — с их лучшей стороны, как с парадного фасада, без плохих дорог и окраин, под плеск волн и алые закаты над водой.

* * *

Речные круизы с Volga Dream

Теплоход Volga Dream — это настоящий пятизвездочный отель на воде, с классическими интерьерами и авторской кухней. Путешествие на нем по рекам России — это комфорт, соответствующий сервис и интересная программа на борту.

На теплоходе Volga Dream можно отправиться в путешествие по двум маршрутам: Москва-Санкт-Петербург (круиз «Императорский») и Москва-Астрахань (круиз «Большая Волга»). «Императорский» круиз отражает масштаб двух столиц и путешествия между ними. На этом маршруте много симпатичных деревень и уютных городков. На «южном» маршруте, наоборот, много крупных городов — Нижний Новгород, Самара, Волгоград. Также это направление интересно возможностью познакомиться с национальной культурой народов России.

Забронируйте ваше летнее путешествие на www.volgadream.ru

.