Неканонический Татарстан: что посмотреть в Казани, Болгаре и Свияжске
Казань претендует не только на статус «третьей столицы России», но еще вполне заслуженно может называться и одним из самых толерантных городов мира. Неслучайно на территории Казанского кремля главная соборная мечеть «Кул-Шариф» спокойно соседствует с православным собором XVI века, а недалеко от Казани находится единственный в своем роде Храм всех религий. Почему он не является религиозным храмом в привычном понимании, чем Болгар похож на Тадж-Махал и почему на остров-граде Свияжске можно почувствовать всю квинтэссенцию XX века — о самых интересных местах Татарстана, где переплелись традиции разных культур и религий, рассказывает наш казанский гид Леонид.
Храм всех религий, как символ диалога цивилизаций
Архитектор Ильдар Ханов рассказывал, что идея построить в поселке Старое Аракчино под Казанью сооружение, посвященное разным религиям мира, пришла к нему еще в юности, после путешествия по Тибету и Индии. Задумывалось оно как символ диалога цивилизаций, а не религиозный храм в привычном понимании. Ильдар долго не мог подступиться к осуществлению задуманного. Сначала реализовать подобный проект в нашей стране просто не было возможности, потом не решался начать строительство уже сам архитектор. Дело сдвинулось после обсуждения с сыном Николая Рериха Святославом, который идею поддержал и даже помог с планировкой будущего храма. В поисках места под строительство Ильдар понял, что должен построить храм на земле своих предков. Место было выбрано, но будто бы все равно чего-то не хватало. Озарение пришло во время одной из медитаций: «Встань завтра рано утром и начни копать». Ильдар копал десять часов без перерыва, а вечером приехал его приятель и сразу же захотел помочь. Потом откликнулись другие и работа закипела.

Храм всех религий удивителен своей архитектурой: маковка православной церкви соседствует с мусульманским минаретом, буддийской пагодой и иудейской синагогой. Всего в проекте предусмотрены знаковые элементы 16 разных религий, в том числе религиозных культов исчезнувших цивилизаций — здесь есть, например, египетский зал и зал майя. При этом вселенский храм никогда не задумывался как место, где бок о бок будут молиться люди разных религий, поэтому здесь не проводят службы и обряды.
Болгар — от Золотой Орды до современных рыцарей
Вокруг татар всегда было много мифов, основной из которых связан с Золотой Ордой. Татар представляли раскосыми, похожими на монголов, и обязательно кровожадными, мол, на лошадях скачут, женщин арканят и прочие страсти-мордасти. На самом деле все было по-другому. Современные татары являются потомками гуннов, которые сначала от Алтая дошли до Европы, потом осели на Кавказе, а здесь спасались уже от набегов арабов. В VIII веке они впервые здесь появились, в IX-X приняли ислам и основали первое государство. Две крупнейшие реки — Волга и Кама — взяли в свои руки как торговые пути, поэтому с русскими князьями приходилось одновременно и торговать, и воевать. Когда Казань стала наследницей Болгара, здесь сохранилось много памятников, датированных периодом Золотой Орды. Еще через сто лет Иван Грозный взял Казань и началась невиданная до сей поры колонизация — тысячи километров на восток. Ермак получил Сибирь на блюдечке с каемочкой, после Казани не было ни одного государства вплоть до Китая. Именно взятие Казани открыло дорогу ко всем этим территориям и Россия начала прирастать Сибирью.

Самый узнаваемый вид Болгара — новая «Ак Мэчет». Многим она напоминает Тадж-Махал в Индии, но это такая игра со смыслами. Конечно, это не индийский стиль, а классический исламский: арабески, мукарнасы, тюльпаны и другие декоративные элементы. В Болгаре построено много новодела, но есть и древние памятники: Черная палата, Малый минарет, сохранились старинные болгарские надгробия. Соборная мечеть рухнула — сейчас одни руины, рядом с ней на реконструкции Большой минарет и Успенская церковь. Недалеко стоит памятный знак «1100-летие принятия ислама», есть Музей болгарской цивилизации, Музей под открытым небом «История тюрко-татарской письменности» и Музей хлеба. Одна из главных религиозных достопримечательностей Болгара — гигантский Коран, самый большой из когда-либо напечатанных.
В августе в Болгаре проходит один из самых больших фестивалей исторической реконструкции — «Великий Болгар». Интересно, что в основном там выступают рыцари, а еще дамы, франирующие в платьях с длинными шлейфами. Думаешь сначала, ну где Болгар, а где рыцари, а потом забываешь об этом несоответствии. Потому что это очень зрелищный фестиваль, а главное шоу начинается, когда рыцари сражаются на мечах и устраивают конные состязания. Еще один фестиваль «Чак-чай» проходит в мае. «Чак-чай» — это такая игра слов «чак-чак» и «чай». Причем татары не произносят «ч» и говорят «щай». «Щак-щак» — это «чуть-чуть», а по-русски — чак-чак. Это одна из самых популярных кулинарных татарских традиций. Вообще татарская кухня сформировавшаяся, полноценная и очень самодостаточная: чего у нас только нет, а выпечка — одна из самых лучших. Поэтому многие начинают знакомство с татарской культурой через гастрономию: эчпочмак, перемяч и, конечно же, чак-чак.
Остров-град Свияжск — квинтэссенция XX века
Свияжск — это как Суздаль на Волге. Здесь находятся церковные фрески, датированные XVI веком, и самые древние памятники, которые только могут быть на Волге. В Успенском соборе Свияжска хранится единственное прижизненное изображение Ивана Грозного, а также сохранилась фреска Святого Христофора с лошадиной головой. Даже иконы с ним, такие неканонические, наперечет, а в виде фрески больше нигде нет. Еще Свияжск — это один из самых известных православных центров Поволжья, сравнимый с Валаамом и Соловками. Намоленное место, близкое к богу.

Долгое время Свияжск был не особо известен, даже возможности доехать туда не было, но лет десять назад все изменилось. На остров потянулись путешественники, они стали называть его местом силы. Место, где сливаются Волга и Свияга — это такой чарующий пейзаж, когда можно просто наслаждаться видами, даже не зная истории. Задушевное это место, особливое, неторопливое, будто попадаешь в некое пространство, из которого не хочется выходить.

В Свияжске живет много творческих людей. Один из них — Рашит Сафиуллин, который работал художником-постановщиком над фильмом «Сталкер» Тарковского. Свияжск сам по себе похож на декорацию к «Сталкеру» — некая квинтэссенция XX века: богом забытое, заброшенное место, поруганная церковь, звенящее одиночество, говорящая тишина. Сложно описать возникающее там чувство — грустное, глубокое и щемящее одновременно — есть в этом что-то такое по-настоящему русское. Даже воздух там кажется прозрачнее и яснее. Сейчас, конечно, остров изменился не то что до неузнаваемости, а просто стал другим, но это ощущение еще можно почувствовать.
Фото:
Казань: Anastasia Medvedevskaya, Evg Klimov
Свияжск: Alexxx Malev