Блог о путешествиях

С 2013 года мы создаем путешествия, которые невозможно повторить самостоятельно. Потому в блоге только экспертное мнение, авторские маршруты и путевые очерки, основанные на собственном опыте

Интервью | 18.04.2023

Французские картины с русской историей — лучшее из коллекции Щукина и Морозовых в Государственном Эрмитаже

Коллекция импрессионистов в Эрмитаже немногим уступает знаменитому музею Орсе в Париже. Она экспонируется в 30-и залах Галереи Сергея Щукина и братьев Морозовых — меценатов, у которых мы в долгу за возможность рассматривать работы Ван Гога, Гогена, Сезанна, Матисса, Пикассо и других мастеров XIX-XX веков. Каждый предмет в Галерее Щукина и Морозовых — это история для полнометражного кино. 

Услышать эти истории и увидеть все эти работы в пустых залах Эрмитажа, когда сквозь его большие окна просачивается закатный свет, вы сможете 29 апреля на нашей эксклюзивной экскурсии с куратором Галереи Щукина и Морозовых Ольгой Леонтьевой. Накануне этой прогулки мы попросили ее рассказать о самых необычных эпизодах из жизни великих коллекционеров Щукина и Морозовых — о знаменитых французских картинах с русской историей.

Живопись импрессионистов — Сезанна, Ван Гога, Гогена, Матисса и Пикассо,  сейчас воспринимается нами как знакомая с детства классика мирового искусства. Тем не менее, каждый поворот на пути становления и развития авангарда приводил к скандалам, критике и взрыву эмоций у зрителей. В России искусство модернизма или, как говорили в те времена, нового искусства воспринимали зачастую еще сложнее. Но находились и такие смельчаки, как Сергей Щукин и братья Морозовы, которые не боялись не только привозить такое искусство в Москву, но и делать заказы современным французским мастерам, показывать это радикальное искусство широкой публике.

Лестницу особняка Ивана Морозова украшал трехчастный ансамбль, заказанный Пьеру Боннару. Это был своего рода ответ коллекционеру Сергею Щукину, второму страстному поклоннику французской живописи. У Щукина на лестнице разместились скандальные «Танец» и «Музыка» Матисса. Щукин в свою очередь реагировал на декоративный ансамбль Мориса Дени «История Психеи», исполненный для морозовского Музыкального салона. В письме Матиссу он писал об успехе этого цикла: «Я надеюсь, когда увидят Ваши декорации, эта гамма криков восхищения, которые слышны теперь, немного изменится. Теперь об этом говорят, как о великом шедевре. Немного смеются надо мной, но я всегда отвечаю: «Хорошо смеется тот, кто смеется последним». 

В Главном штабе можно видеть и сравнивать все три заказа московских купцов. «История Психеи» и «У Средиземного моря» представлены в интерьерах, близких к тем, которые были в морозовском особняке на Пречистенке.

Морис Дени. «История Психеи»

Весной 1907 года Иван Морозов заказал Морису Дени, одному из своих любимых художников, огромные панно для украшения центрального зала своего особняка. Художник в качестве сюжета выбрал историю Психеи. Был ли этот выбор случайным? Вряд ли. Слишком много параллелей с личной судьбой коллекционера. 
История Психеи рассказывает о прекрасной девушке, красоте которой стали поклоняться люди. Это не понравилось Афродите, и она послала Амура влюбить девушку в ничтожнейшего из людей. Но по иронии судьбы Амур влюбился сам. Пара вынуждена была пройти через множество препятствий, чтобы наконец обручиться и навеки стать вместе. 

Морозов был безнадежно влюблен в Евдокию Кладовщикову, певицу в ресторане «Яр» (московский «Мулен-Руж»). Один из богатейших людей не только Российской империи, но и всего мира, и девушка, которую прозвали «Дося Ля Ля Ля». Еще одна ирония судьбы. Несколько лет продолжался их тайный роман, о котором знала вся Москва, и лишь в 1907 году состоялась свадьба.

Анри Матисс. «Танец» и «Музыка»

Заказ «Танца» и «Музыки» не даром называют коллекционерским подвигом Сергея Щукина. В мастерской художника он увидел масштабное полотно с хороводом (речь идет о первой версии картины, которая сейчас находится в Нью-Йорке), и загорелся идеей украсить лестницу своего особняка подобными панно. Матисс приступил к работе, отправил Щукину в Москву два эскиза и получил странный ответ: «Я не могу теперь поместить ню у себя на лестнице». Щукин объяснял, что в его доме воспитываются три девочки-сироты, «а у нас в России (мы здесь немного на Востоке) нельзя показывать ню девочкам». 

Щукин был настолько очарован живописью Матисса, что в Париже будто забыл об этом факте. Он предложил художнику сначала показать тот же хоровод девушек, только в платьях. Встретив отказ Матисса, выступил с новым предложением: уменьшить композицию так, чтобы она поместилась в частной комнате. Матисс остался непоколебим. После трех дней раздумий Щукин сдался. Но на этом история не заканчивается. Став в Париже свидетелем скандала, который вызвали панно Матисса, Щукин не мог не думать, а что же будет в Москве. Ведь если так смеется Париж, что будет в городе, где еще недавно высмеивали пейзажи импрессионистов? В минуту слабости Щукин отказывается от своего же заказа и уезжает в Москву. Но в дороге он меняет свое решение и из дома напишет: «Публика против Вас, но будущее за Вами».

Пьер Боннар. Триптих «У Средиземного моря»

«Щукину приходилось порой противостоять не только мнению современников, но и собственным сомнениям, а порой и непониманию: «…в целом я нахожу панно интересными и надеюсь однажды их полюбить». В отличие от него Иван Морозов не принуждал себя понимать или любить искусство, чуждое его вкусу. Любил живопись Сезанна — собрал лучшую в мире коллекцию его картин, любил искусство Дени — заказал живописный ансамбль для своего Музыкального салона. Так и для оформления лестницы он избрал Пьера Боннара, жизнерадостное видение мира которого было созвучно его собственному. Можно только представлять тот эффект, который производил южный пейзаж Средиземного моря в холодной заснеженной Москве.

Анри Матисс. «Семейный портрет» (1911)

За «Танцем» и «Музыкой» последовали новые заказы Щукина Матиссу. Пожалуй, самый необычный из них — «Семейный портрет». «Я привез фотографию «Игроков в карты» Сезанна … Рассматривая ее, я думал, что, может быть, однажды Вы также сделаете картину с фигурами в одежде. Может быть, портрет Вашей семьи (мадам Матисс и трое Ваших детей)». Заказ портрета или изображения своей семьи — просьба вполне традиционная, но предложение написать семью самого художника — необычно само по себе. С такой идеей мог обратиться к Матиссу лишь один коллекционер, Щукин, близко знакомый с мастером и его семейством.

«Семейный портрет» вдохновлен мусульманским искусством, выставку которого художник видел в Мюнхене в октябре 1910 года. Внимание мастера особенно привлекли восточные ковры и персидские миниатюры. Несмотря на источник вдохновения, картина оказалась созвучна русскому духу. Не случайно в России полотно встретили столь благосклонно. «Эта картина имеет здесь огромный успех, ее считают самым красивым произведением, которое я получил от Вас», — писал Щукин Матиссу. 

«Русский» Пикассо. Комната Пикассо в щукинской галерее на Знаменке

Противовесом радостной, красочной живописи Матисса, царившей в особняке Щукина, стала маленькое не парадное помещение — комната Пикассо. К началу Первой мировой войны на Знаменке сформировалась лучшая в мире коллекция Пикассо — 50 произведений. Все они разместились в этом небольшом пространстве: в три, а порой и четыре яруса, без интервалов и соблюдения какой-либо хронологии. Произведения голубого и розового периодов смешивались здесь с творениями раннего кубизма и самыми последними работами.

Для человека того времени живопись Пикассо была совершенно непривычна: рубленные, упрощенные формы, сумрачный колорит, пугающие образы. Пребывание в этом зале, который современники сравнивали с банкой с пауками, являлось серьезным испытанием. Эмоциональное воздействие зала было огромным. В Москве о Щукине говорили порой как о сумасшедшем и даже маньяке. Но это, вероятно, лишь подстегивало коллекционера. Не случайно комната Пикассо соседствовала с Большой столовой, наполненной полотнами Гогена. «После этого золотого сна просыпаешься в комнате Пикассо. Холодно, сумрачно, жутко».

Эрмитажная коллекция Пикассо — одна из наиболее значительных в мире. Все картины происходят из коллекции Сергея Щукина. Поэтому наше восприятие Пикассо — особое, во многом оно основывается на личном вкусе одного человека, Щукина. Увидеть все эти работы в пустых залах Эрмитажа, когда сквозь его большие окна просачивается закатный свет, вы сможете 29 апреля на нашей эксклюзивной экскурсии с куратором Галереи Щукина и Морозовых Ольгой Леонтьевой.

.