Блог о путешествиях

С 2013 года мы создаем путешествия, которые невозможно повторить самостоятельно. Потому в блоге только экспертное мнение, авторские маршруты и путевые очерки, основанные на собственном опыте

Интервью | 29.04.2020

О городе “джага-джага”, правиле двух рукопожатий и самой вкусной шаурме в мире. Все это – Осетия

Сослан Плиев – КВНщик, продюсер, блогер и писатель. Автор сборников "Владикавказяне и владикавказята", "Книжка № 2" и "Иногда нам снятся старые собаки". Свои посты-рассказы относит к жанру комедии наблюдений. Герои его произведений – владикавказцы: его друзья, знакомые, дети, кот Остап и любимый тесть Маирбек Маилютович. В преддверии нашей поездки в Северную Осетию поговорили с Сосланом о правилах двух рукопожатий и самой вкусной шаурме в мире.




Давайте начнем с традиций. В одном из ваших рассказов вы пишете: “Свадьбу еще можно пропустить, но похороны…”

Да, хоть это и отзвуки традиционного общества, но похороны в Осетии всегда были массовым мероприятием из-за тесных межродственных связей не только между представителями одной фамилии. На прощание всегда очень много людей приходит – родственники, друзья, знакомые. А еще одна из старых похоронных традиций осетин – пригласить для этого женщину-плакальщицу, специально, чтобы вызвать у гостей мероприятия слезы. Но важно понимать, что если хоронят человека, который прожил больше 90 лет и ушел в силу естественных причин, то из этого не будут делать фальшивую трагедию. Но если действительно случается трагедия, то и смеяться никто не будет.

Осетины очень красиво одеваются на похороны – это правда. Для них это средство коммуникации, которое пошло из далекого прошлого, когда люди не так много перемещались, как сейчас. Тогда из одного села люди приезжали в другое, иногда преодолевая очень далекие расстояния, и естественно они хотели показать себя с лучшей стороны. То есть, это не ярмарка тщеславия, а вполне естественная причина выглядеть хорошо. Вот и шутки эти все сохранились. Есть даже такая присказка, мол, не беспокойся, тебя все равно похоронят. То есть, в любом случае ты можешь быть уверен, что с точки зрения ритуала все будет хорошо сделано.

Здесь, во Владикавказе, каждый каждому знаком. Хоть и нельзя сказать, что Владикавказ совсем маленький, но, тем не менее, правило двух рукопожатий – это про наш город.

Все эти люди – носители одной фамилии – в Осетии считаются родственниками, причем достаточно близкими, несмотря на то, что могут жить в разных населенных пунктах. Соответственно, когда две фамилии между собой становятся родственниками, то получается, что ты должен узнать и представителей той фамилии. Это такой маркер “свой – чужой”. Конечно, раньше это было актуальней, чем сейчас. Но в любом случае традиция сохраняется.

Интересно как. А какие еще есть важные осетинские традиции?

Так, ну про свадьбу даже говорить не стоит – это и так очевидно. Есть еще один важный праздник, когда мальчику исполняется один год. То есть, до года и родителей не поздравляют, и ребенка никому не показывают. Но этот праздник устраивают только в честь рождения мальчиков, у нас все же тут такое патриархальное общество. Собирается много гостей – родственники, друзья, соседи. Первый день рождения мужчины.

На самом деле очень много праздников, которые берут свое начало в прошлом. Праздник урожая, начало летнего сезона... Вот все эти праздники, естественно, остались. Потом они сильно перемешивались с христианством, в годы советской власти трансформировались во что-то другое. Как Пасха. Помнишь, Пасху пытались заменить Первомаем? Была же такая – коммунистическая Пасха.

А вообще Владикавказ очень позитивный город. Он становится депрессивным, только когда дождь идет. Реально, все хмурые сразу бродят. А так это очень такой, джага-джага город, понимаешь? Музыка на улице все время играет. Это сейчас, на время карантина все замерло. А так…

В Осетии гостеприимство – такая же важная штука, как и на всем остальном Кавказе?

Да, конечно. Эта традиция характерны для всего Кавказа и Закавказья, но несмотря на то, что основы примерно одинаковые, мы все – очень разные. И дело не только в религии и укладе жизни.

Высокая степень урбанизации в Осетии дала то, что мы имеем – достаточно открытое, спокойное общество. При этом в селах традиционный уклад сохраняется. Но по сравнению с тем же Дагестаном, где больше половины населения живет в сельской местности, в Осетии таких гораздо меньше. В Осетии население маленькое, из них около 400 тысяч живет во Владикавказе. Плюс еще относительно большие города – Моздок, Алагир, Ардон, там 30-40 тысяч человек населения. Я знаю, что в сельских районах очень мало живет людей сегодня. Учитывая, что молодежь в основном учится в городе – в техникумах, университетах, то процент именно сельского населения очень низкий. Есть еще одна показательная штука: если в селе есть электричество и газ, то автоматически становится цивилизацией. А у нас практически везде есть и газ, и электричество. То есть, традиционный уклад в любом случае разрушается цивилизацией. А когда еще и интернет проводят, то все.

Это естественный процесс – урбанизация и разрушение традиционного уклада. У нас он происходит достаточно безболезненно, по крайней мере мне так кажется. Кто-то наверняка страдает, кто-то хочет ходить в папахе и жить как предки жили. И это тоже нормально. Когда тебя вырывают из знакомой среды, психологически хочется за что-то цепляться. Вот если просто взяли и переселили из одного места в другое, то что-то должно напоминать о твоей прошлой жизни. Соответственно, вот этот уклад позволяет сохранить хотя бы какие-то признаки естественного порядка. Поэтому люди цепляются за прошлое. Думаю, на Кавказе везде так.

Есть какое-то наблюдение, что гости Осетии хотят получить от поездки в первую очередь?

Раньше к нам приезжали в основном “транзитники”, которые ехали в Грузию на какие-нибудь горнолыжные курорты или в Тбилиси, а через Владикавказ просто мимо проезжали. Но затем многие стали притормаживать, оглядывались и оставались здесь, в Осетии. Мол, офигеть, здесь та же самая красота и вкуснота, только еще и в России!

К сожалению, довольно часто происходят ситуации, когда неожиданно закрывается граница. Вроде бы в прошлом году сошел селевой поток, граница закрылась, и все, кто хотел ехать дальше, остались в итоге во Владикавказе. Таких туристов-транзитников было очень много, и они прямо толпами ходили. Ели, пили, смотрели, фотографировали. Но главное, что им все нравилось.

Помимо исторической части города и природных красот – у нас тут очень много вкусной еды. Прямо вкусной-вкусной. Ну, и тут атмосфера не кавказского города, а скорее какой-то замес. Владикавказ – не совсем Кавказ, Нью-Йорк – не совсем Америка, Москва – не совсем Россия… Вот из той же серии. Микс из культур, религий, национальностей.

Я думаю, что у нас, как и в Грузии, будет активно развиваться туризм, и к туристам тоже начнут относиться как к кошелечкам на ножках. Все туристические города проходят этот этап, неважно в какой стране, но так или иначе все через это проходят. Сначала местным это не нравится, потому что растут цены, меняется качество еды (задача поваров меняется от хорошего качества к скорости приготовления), такси дорогим становится. То есть, минусы тоже будут. Но мы пока в начале пути, нам это сильно пока не грозит, я думаю. Поток, который может и должен сюда приходить, пока не придет, потому что просто тупо расселять негде: у нас нет такого количества гостиниц.

А вообще в Осетии за три дня можно получить очень много эмоций – на любой вкус. Начиная от пеших походов, заканчивая гастрономическими турами, спусками на байдарке и бог знает еще чем. Есть бары, есть кабаки, есть рестораны. Ну, и тот самый знаменитый владикавказский фастфуд, лучше которого нигде нет.



Тот самый?

Да. Все то же самое, что и везде, только в десять раз вкуснее и в двадцать раз дешевле. То есть лучшие бургеры на земле – у Новикова и во Владикавказе. В любом фастфуде делают очень хорошие бургеры. А еще шаурму. Вот что самую лучшую шаурму готовят в Осетии, я готов с кем угодно спорить. Я ее ел в разных странах. Израильтяне убеждают, что в Тель-Авиве самая лучшая шаурма. Я был в Тель-Авиве, я ел – вкусно, да, но никакого сравнения. Ну, и те израильтяне, которые меня убеждали, потом ели шаурму во Владикавказе. И говорили, мол, да, ты прав, ваша вкуснее.

Даже так!

Понимаешь, осетинская кухня сама по себе очень бедная. Ну, бедная по определенным причинам. Она – простая. А вот владикавказская кухня сильно непростая, потому что здесь замешан весь Кавказ, Закавказье, греки и евреи. Они все мешали и смешивали, и получилась в итоге очень интересная кухня. Некоторые даже говорят, что хинкали во Владикавказе лучше, чем в самом Тбилиси...

То есть, я понимаю, что пироги в ресторане будут хуже, чем те, которые, может быть, дома кто-то приготовит. Но при этом в магазине готовой кухни тебе могут сделать пироги, которые лучше, чем у тебя дома. Всякое может быть. Это вот загадочная загадка – все зависит от человека, который печет эти пироги.



А что осетины делают по вечерам?

Ты знаешь, в этом году весь Владикавказ увлеченно начал играть в квизы. Это прямо какое-то сумасшествие. Просто я в этом чуть-чуть участвовал, сначала играл, а потом меня позвали вести игры. Сначала играли в небольших барах, потом переместились в рестораны побольше. А еще каждую субботу в бельгийском пабе Notre Ville играет живая рок-музыка.

Вообще городская культура начала развиваться лет пять назад. Именно городская, не клубная. Клубная культура у нас не развивается, потому что нужно вводить либо жесткие ограничения на алкоголь, либо на возраст. Наш народ до последнего веселится, и в какой-то момент уже переходит в конфликтную стадию. Все удивляются, что у нас уже в 12 часов ночи все заведения закрываются. Но закрываются они потому, что владельцы заведений устали объяснять, почему сейчас лучше пойти домой, а не драться.

Но начнется лето и все уедут за город. Весь город будет пустой. То есть, даже если ты не едешь, условно говоря, на море, то за небольшие деньги можешь себе позволить хоть каждый день уезжать куда-нибудь в горы. Красота.

Интересные путешествия

.