Блог о путешествиях

С 2013 года мы создаем путешествия, которые невозможно повторить самостоятельно. Потому в блоге только экспертное мнение, авторские маршруты и путевые очерки, основанные на собственном опыте

Колонки | 30.04.2022

От Дягилева до Гельмана: события, люди и явления, которые сделали культурную революцию в Перми возможной

Осенью 2008 года в Перми началась революция. Тихая, но очень заметная. На протяжении нескольких лет здесь проводили многочисленные фестивали, выставки, концерты, которые преобразили культурную сферу, а она, в свою очередь, изменила современное восприятие города. Из индустриального и промышленного центра Пермь превратилась в культурную столицу Урала. Все началось задолго до 2008 года, но именно благодаря событиям и людям внутри проекта «пермской культурной революции», это стало возможным. В преддверие июньского путешествия на Дягилевский фестиваль разбираемся что к чему.

Сергей Дягилев: от Перми до Парижа и обратно

Сергей Дягилев вошел в историю мировой культуры как яркий театральный и художественный деятель, организатор «Русских сезонов» в Париже и труппы «Русский балет Дягилева». Он сыграл одну из решающих ролей в продвижении русского искусства на Западе и «открыл» миру много талантливых артистов, музыкантов, художников. Тем интереснее узнать, что детские и юношеские годы будущего импресарио прошли в Перми. Особняк его деда, Павла Дмитриевича, располагался в самом центре — на углу Большой Ямской и Сибирской улиц. Современники считали родовой дом Дягилевых одним из самых культурных в Перми, называли его «пермскими Афинами», новой колыбелью искусств. Также Павел Дмитриевич внес большой вклад в строительство каменного здания Пермского театра оперы и балета.

Сергей Дягилев учился в Пермской мужской классической гимназии, но в точных науках, судя по выпускному аттестату, не блистал. Зато свободно говорил на французском и немецком, прекрасно разбирался в литературе, театре и музыке. Музыкальное образование Дягилев тоже получил в Перми: сначала в кругу семьи, затем в музыкальном кружке и, наконец, на частных уроках. Они не прошли даром и уже в пятнадцатилетнем возрасте Дягилев впервые пробует себя в качестве композитора и пишет свой первый романс. 

После окончания гимназии Дягилев уезжает в Петербург и поступает на юридический факультет. В студенческие годы он много ездит по Европе, знакомится с музеями, посещает выставки и мастерские художников. Он становится редактором нового журнала «Мир искусства» и привозит выставку европейских мастеров в Петербург, а затем и впервые знакомит Европу с русским искусством. Так начинаются «Русские сезоны» в Париже и не только. Дягилев проводит исторические русские концерты, затем открывает сезоны русской оперы, еще позже — первые оперно-балетные выступления.

Традиция «русских сезонов» вернется в ставший для него родным город в формате Дягилевского фестиваля. В 2003 году он начинался как биеннале, с 2011 — становится ежегодным. Дягилевский фестиваль отличается многожанровостью: в его афише мировые премьеры оперных и балетных спектаклей, танцевальные постановки, концерты классической и современной музыки, художественные выставки, перформансы и фотовыставки.

Культурное наследие: Строгановы, театр и балет

Исторически культурная жизнь в Перми не ограничивалась только влиянием Дягилева. В романе «Доктор Живаго» Бориса Пастернака описывается провинциальный Юрятин-на-Рыньве — вымышленный уральский городок, прообразом которого послужила Пермь. Именно здесь Юрий Живаго и Лара тщетно ищут убежища от уничтожающей все и вся революции. По одной из версий, действие пьесы «Три сестры» Чехова происходит в Перми, считается, что здесь же жили и прообразы главных героинь. В Перми Сергей Прокофьев закончил балет «Золушка», который считается вершиной его симфонического творчества. А Арам Хачатурян написал в Перми «Танец с саблями» всего за один вечер: «Сел за работу в три часа дня, а к двум ночи все было готово. В 11 утра танец прозвучал на репетиции. К вечеру он был поставлен, а на следующий день была генеральная».

Пермь всегда была театральным городом, причем преимущественно оперным. Городом с балетной судьбой она стала уже в XX веке, но этот новый вид искусства так прочно вошел в ее культурную жизнь, что сегодня Пермь называют «третьей Меккой балета». Датой рождения Пермского балета принято считать 2 февраля 1926 года — день, когда на сцене городского театра состоялась (или должна была состояться) премьера спектакля «Жизель». Оговорка «должна была» не случайна: документальные свидетельства подготовки спектакля есть, а вот подтверждений состоявшейся премьеры — недостаточно. По-настоящему балет появился здесь в годы Великой Отечественной войны, когда в Молотов, как тогда называлась Пермь, эвакуировали артистов. Война окончилась, а в Перми осталось балетное училище. Труппа Пермского балета уникальна тем, что пусть и берет свое начало в петербургской школе, но все же полностью состоит из выпускников пермской школы.

Фамилия Строгановых — настоящий бренд для региона. Это крупный род русских промышленников и помещиков, из которого происходили крупные землевладельцы и государственные деятели. Главным делом Строгановых в пермских землях было солеварение, позднее они стали заниматься железом и лесом. Но самое главное — они были настоящими культуртрегерами. Они не просто делали капитал, а вкладывали его в развитие культуры, искусства и образование. Сложилась строгановская система образования, строгановский театр и строгановская школа иконописи. В какой-то момент Строгановы решили подчеркнуть древнерусское происхождение династии и обратились к иконописи. Строгановская школа отличается особой эстетикой, для которой характерна сумрачность цветовой гаммы. Впервые в истории древнерусской живописи на фоне многих икон нашлось место пейзажным панорамам с оврагами и холмами с извилистыми серебристыми реками и лесными полянами, поросшими золотолиственными деревьями.

Современники: первый толкинист на Руси, музейщики и благотворители

В Перми живет литературный переводчик высочайшего уровня — Александр Грузберг. Он учился на филологическом факультете Пермского государственного университета и оказался первым, кто перевел «Властелина колец» на русский язык. Причем делал он это почти не зная английского языка. Грузберг рассказывает, что занимался переводом для своих детей, которые стали первыми читателями Толкиена в нашей стране. А еще для собственного удовольствия — всегда любил фантастику и сказки. На перевод для «Самиздата» ушло почти десять лет, но он никому не говорил, что это его перевод, пока его не вызвали в КГБ. Когда в 1990 году отменили цензуру и появились многочисленные частные издательства, перевод вышел к широкому читателю под псевдонимом Д. Арсеньев.

Еще в Перми сформировалась просто потрясающая команда музейщиков. Юлия Тавризян возглавляет Пермскую художественную галерею, которая по своей коллекции занимает одно из лидирующих мест среди региональных музеев. Здесь и уникальная коллекция строгановской иконы, и пермский бренд «деревянные боги». Юлия Глазырина из Пермского краеведческого музея курирует проект «Музей пермских древностей» и знает все про пермский период. Организацией Пермского музея современного искусства PERMM занимался Марат Гельман, сейчас им руководит Наиля Аллахвердиева. PERMM — это первый и пока единственный в России государственный музей современного искусства за пределами двух столиц. Культуру благотворительности в Перми развивает и помогает верить в чудеса Дмитрий Жебелев. Фонд «Дедморозим», который он возглавляет, в одном ряду с «Подари жизнь», только это региональный проект.

События: «Русское бедное», мировые премьеры и «рыбофоны»

Из культурных событий в свое время много шума наделала выставка «Русское бедное». Это был пилотный проект Музея современного искусства, который только создавался в Перми. Она прошла в «руинированном»и специально отремонтированном здании Речного вокзала. Эта выставка стала первым шагом в проекте, получившем название «Пермская культурная революция». Только через год выставка «Русское бедное» прошла в Москве.

Пермь богата на театральные события. Постановка «Королевы индейцев» стала событием года. Это последняя и незавершенная семи-опера Генри Пёрселла. Селларс и Курентзис создали уникальное произведение, дополнив партитуру незаконченной оперы фрагментами других произведений Пёрселла. Это было событие в музыкально-барочном мире. Одна из самых успешных постановок Пермского театра оперы и балета — «Травиата» в постановке режиссера Роберта Уилсона и дирижера Теодора Курентзиса. Режиссер идеально синхронизировал световой фон с партитурой и добился потрясающей цельности. Спектакль был выдвинут на Национальную премию «Золотая маска» в семи номинациях и получил три из них: за лучшую женскую роль, за работу дирижера и работу художника по свету в опере. «Жанна на костре» — не опера, но оратория с драматическими артистами в главных партиях — стала совместной постановкой Перми, Лиона, Базеля и Брюсселя. В постановке приняли участие Одри Бонне и Дени Лаван. Первое исполнение состоялось сначала в Лионской национальной опере, а через полтора года — в Перми. Теодор Курентзис в очередной раз заставил ценителей оперы собраться в Перми, ведь именно здесь состоялась премьера. 

Еще одно примечательное событие в жизни города — фестиваль стрит-арта «Экология пространства». Впервые фестиваль уличного искусства прошел в 2012 году по инициативе стрит-арт группы Kiafish и Музея советского наива как открытый конкурс художественных идей и их реализации на таксофонах. Организатор проекта Александр Жунев рассказывал, что главная идея фестиваля состояла в том, чтобы преобразить серые безликие городские объекты силами художников и местных жителей. Художник Александр Жунев несколько лет назад ушел из жизни, но некоторые его знаковые произведения, которые дороги пермякам, по-прежнему украшают город, делая его более живым и ярким.

Паблик-арт: «Счастье не за горами», «Красные человечки» и «Пермские ворота

Паблик-арт — это искусство в общественном пространстве. В Перми, по большей части, это тоже наследие Музея современного искусства. Именно PERMM занимался созданием паблик-арт проектов. Программа общественного искусства в Перми разворачивалась масштабно, поэтому художники и проекты сразу становились очень известными. Но часто интерес к таким проектам оказывается скандальным, а отношение — негативным. Например, Пермь просто взорвалась от безобидного проекта «Красные человечки» Андрея Люблинского. Их называли «ужасными безголовыми красными чурбанами, которые позорят город». Но когда «Красные человечки» уехали, люди стали требовать, чтобы их вернули. В прессе их даже окрестили неофициальным символом культурной революции в Перми.

У паблик-арта нет цели развлекать — это возможность изменить представление об окружающей нас действительности. Может ли общество выступить в качестве заказчика таких проектов? Скорее оно окажется консервативным, особенно по части искусства. Пермь — едва ли не единственный случай в нашей стране, когда заказчиком на современное искусство выступила власть. Паблик-арт не подчеркивает, а выражает продвинутость власти и общества. «Пермские ворота» — своеобразная арка из нескольких тысяч бревен, четыре фасада которой смотрят по разные стороны света. Николай Полисский рассказывал, что идея проекта возникла во время экспедиции по Пермскому краю: «Я узнал, что когда-то лес сплавляли по Каме, и у меня родился образ, как структурированная масса леса поднимается из воды наружу и материализуется в хаотичную структуру. Поэтому я сделал „Пермские ворота“ из грубой ели, которая структурирована в виде ворот. Выглядеть все это будет как висящие в воздухе бревна, словно вознесшиеся из воды в небо».

Пожалуй, самый известный проект паблик-арта — «Счастье не за горами». Борис Матросов придумал разместить гигантские красные буквы на парапете набережной у Речного вокзала на берегу реки Кама. Надпись стала знаменитой после того, как попала в сериал «Реальные пацаны», а потом и в фильм «Географ глобус пропил». Когда набережную затапливает после сброса на Камской ГЭС, «Счастье не за горами» наполовину в воде выглядит особенно эффектным.

Кино: от «Девчат» до «Мира Пермского периода»

Многие обратили внимание на Пермь как раз после фильма «Географ глобус пропил». На самом деле, Пермь попала в объективы киношников гораздо раньше. Фильм «Девчата» снимали на одной из лесозаготовок в Пермском крае. Даже бензопилы «Дружба», которые использовались при съемке фильма, были сделаны на заводе в Перми. Поход Ермака в Сибирь начался с Чусовой, а вот пятисерийный исторический фильм «Ермак» снимали на Каме. Даже съемки фильма «Волга-Волга» частично проходили в верховьях Чусовой и на Каме, отсюда герои фильма спустились дальше вниз по течению до Волги. Съемки исторической саги о династии первых промышленников в России «Демидовы» велись в верховьях Чусовой и немного в Кунгуре. Здесь же был снят фильм «Приваловские миллионы» по роману пермяка Дмитрия Мамина-Сибиряка, а после и фильма «Золото», также снятого по его роману.

Из недавних фильмов, кроме «Географа...» в Перми снимали одну из частей новогодней комедии «Елок», а также сериал «Реальные пацаны». Например, дом Коляна — это известный в Перми «дом грузчика». Его жена училась в пермском университете, а встретились они возле большого глобуса — знакомые любому пермяку места. Фильм «Время первых», рассказывающий о драматической посадке корабля «Восход-2» в пермской тайге весной 1965 года, снимали практически на том же месте. Также в Перми снимали эпизоды сериала «Зулейха открывает глаза».

Пермский край интересен киношникам своими естественными декорациями — природными красотами, заводскими окраинами. В этом году в Перми запланированы съемки нескольких полнометражных фильмов. Уже прошли съемки фильма «Одна» — реальная история спасения Ларисы Савицкой после крушения самолета. В окрестностях Горнозаводска планируют снять историю Чука и Гека, которые вместе с мамой приезжают к отцу в поселок геологов, чтобы вместе встретить 1939 год. Летом в Перми и Кунгуре хотят отснять «12 стульев». Съемки исторической драмы про династию Романовых растянутся до 2022 года. К 300-летию Перми приурочены съемки анимационного фильма «Мир Пермского периода, или Приключения Маруси и Платона».

Пермский индастриал: как заводы культуру двигали

Вокруг месторождения меди был основан Егошихинский медеплавильный завод, у которого образовался заводской поселок, преобразованный впоследствии в губернский город Пермь. Пермь появилась благодаря заводу, а потом благодаря рабочим Мотовилихи началось строительство каменного здания Пермского театра оперы и балета. Даже до революции около четверти населения Пермского края работали на заводах, а в советские года этот показатель стал еще выше. В советское время именно заводы превратились в двигатель развития города, его инфраструктуры, социальной жизни, культуры.

Многих путешественников в Пермском крае интересует именно промышленный туризм. Действительно, посмотреть есть на что: особая архитектура старой Мотовилихи, цеха Лысьвенского металлургического завода, краснокамская фабрика деревянной игрушки, музей завода «Пермские моторы» и частные музеи авиации. Съемки одного из эпизодов фильма «Географ глобус пропил» проходили в районе затона с остовами старых кораблей — это место тоже популярно у туристов. Еще есть бывшая ракетная база в поселке «Звездный», который совсем недавно был закрытой территорией.

Претерпел изменения завод Шпагина. Когда-то здесь занимались производством и ремонтом колесных пар на все основные виды путевой техники, а теперь здесь проводят паркеты, бизнес-форумы, театральные и музыкальные фестивали, книжные ярмарки и другие мероприятия. Скоро на бывшей производственной площадке разместятся краеведческий музей и художественная галерея. Пермь до сих пор воспринимается как промышленный город и это действительно так. Но поводов считать ее культурной столицей с каждым годом становится все больше.

Интересные путешествия

.