Блог о путешествиях

С 2013 года мы создаем путешествия, которые невозможно повторить самостоятельно. Потому в блоге только экспертное мнение, авторские маршруты и путевые очерки, основанные на собственном опыте

Направления | 15.11.2022

От Наполеона и Агаты Кристи до сегодняшних дней — захватывающая история путешествий по Египту

История освоения путешественниками Египта началась всего 200 лет назад и началась она с войны. В конце 18 века Франция решила подорвать экономику Великобритании, своего злейшего соперника, лишив империю колоний. Сначала Египта, а оттуда, создав опорный пункт в Северной Африке, двинуться на неприкосновенную Индию. Командовал французским походом молодой генерал Наполеон Бонапарт, которому удалось по морю доставить войска в Александрию в обход флота британцев.

Остерегаясь, что английские корабли все же настигнут их у прибрежных территорий, Наполеон двинулся вглубь страны. Там его ожидали тяжелые бои с мамлюками — военным сословием, выросшим из рабов и захватившим власть в Египте. Стоя перед войском соперника, втрое превосходящем французское по численности, Наполеон произнес фразу, вошедшую в мировую культуру: «Ослов и ученых — на середину!». К слову, труды этих исследователей впоследствии и положат начало египтомании, захватившей весь западный мир. До них пирамиды и торчащая веками из песка голова Сфинкса интересовали разве что местных грабителей и их соратников — торговцев артефактами.

С 11 по 19 марта группа Клуба во главе с дизайнером Наташей Барбье отправится в путешествие по Египту, к которому вы можете присоединиться. В преддверии этой поездки мы решили вспомнить, как Египет из страны, похороненной под песками Сахары, превратился в туристическую мекку.

Артефакты

Интерес европейцев к Египту не был исключительно созидательным и имел, не в последнюю очередь, коммерческую подоплеку. Сложно представить, сколько артефактов, оказавших влияние на искусство, литературу, моду и дизайн интерьеров того времени, было тайно вывезено теми же учеными и археологами. Даже широко известным французом Жаном-Франсуа Шампольоном, которого считают основателем египтологии и автором одного из главных открытий — расшифровки Розеттского камня. На этом обломке стелы с тремя идентичными по смыслу текстами — двумя на египетских языках и одном на древнегреческом — были описаны события времен правления Клеопатры VII, ее брата и мужа Птолемея XIII. Взяв за основу уже известный древнегреческий текст, Шампольон и смог подобрать код к иероглифам, а с ним — и ко всем последующим свидетельствам древнейшей цивилизации.

Таким образом зарождение египтомании на западе происходило в первую очередь благодаря привезенным «трофеям». Сначала зарисовкам и сувенирам солдат Наполеона, потом подаркам высокопоставленных чиновников, следом — найденным археологами и учеными артефактам. Большая часть из них составляет сегодня основу египетских коллекций крупнейших музеев — от Британского музея в Лондоне и Лувра до Египетского музея в Берлине и Эрмитажа. 

Примечательно, что среди вывезенных ценностей часто оказывались и мумии. Их покупали, транспортировали в Европу, вываривали, смешивали с какими-то порошками и продавали как средство от всех болезней. А в бинты, которыми были обмотаны мумии, упаковали подарки. Также были популярны литературные вечера и светские приемы, в разгар которых разбинтованную мумию усаживали за общий стол. Вы наверняка найдете в интернете фотографии продавцов мумий — довольно прибыльного дела в те времена.

Авантюристы

Первые путешественники начали приезжать в Египет уже в 1820-30-е годы и были по большей части авантюристами, любителями древностей и мистики. Храмы в то время еще были засыпаны песком и туристы видели только капители колонн и верхушки пилонов, где они оставляли надписи. Чаще всего, собственные имена. Одним из самых известных таких «первооткрывателей» стал итальянский силач и собиратель древностей Джованни Бельцони — прототип Индианы Джонса. Этот двухметровый детина из Падуи прославился на сцене цирка, но жаждал еще большего признания и денег. В Египте, куда он отправился за своей мечтой, ему очень везло, за что его люто ненавидели все археологи — именно он обнаружил многие храмы, обелиски и статуи. То, что удавалось сдвинуть с места, он сам грузил на корабли, отправлял на продажу в Европу. А там, где был бессилен, все равно оставлял свой след — практически на всех храмах он выводил собственное имя «Бельцони».

Основной поток настоящих археологов и путешественников начинается с середины 1850-х годов со строительством британцами железной дороги. Маршрут, как правило, был такой: Каир, потом из Асуана в Луксор, посещая храмы Эдфу, Ком-Омбо и Эсны. Увидев эти свидетельства цивилизации, опередившей на тысячелетия развитие Европы, многие путешественники вкладывали деньги в раскопки. Первыми это начали делать французы и англичане, а ближе к концу XIX века разрешения получали уже искатели сокровищ со всего мира.

В середине XIX века французский египтолог Франсуа Огюст Мариет, открывший  гробницы Саккары, комплекс Сети I, храмы в Эдфу и Дендере, добился принятия закона о том, что все найденное остается в Египте. И стал основателем и первым руководителем Египетского музея в Каире.

Томас Кук

Путешественники в сегодняшнем понимании появились в Египте вместе с Томасом Куком — человеком, которого считают отцом-основателем туризма. Свою первую группу в Египет и Палестину он привез в конце 60-х, а через 20 лет получил монополию от властей на организацию круиза по Нилу. Ее самый привлекательный участок от Каира до Асуана вскоре стали неофициально называть «Каналом Кука». Его компания также владела лучшими гостиницами в Луксоре и Асуане.

Кук научил состоятельных англичан и американцев проводить зимние месяцы в Верхнем Египте. В теплом климате и среди недоступной ранее экзотики. Восток стал часть мировой поп-культуры и диковенным пейзажем многих литературных произведений. Самый яркий тому пример — романы Агаты Кристи «Смерть на Ниле» и «Убийство в Месопотамии», написанные во время путешествия из Каира в Луксор и Асуан.

Бум европейского интереса к Египту сказался и на его внутригосударственном устройстве. Правители и знать, получившие образование на западе, возвращались с экономическими и социальными реформами, убранистскими решениями, сделавшими Каир одной из самых чистых столиц мира. На фоне Европы, разрушенной второй мировой, Египет стал раем: тысячелетние пирамиды, дворцы, приемы и балы.

Иностранцы порой уезжали разочарованными в Каире или Александрии: ожидая увидеть заклинателей змей, они оказывались в европейских кварталах, где все одеты по последней моде, говорят по-французски и обладают исключительными манерами.

«Золотая эпоха» путешествий времен Агаты Кристи закончилась в середине 20-века вместе с египетской революцией, в ходе которой был свергнут последний король. Вскоре в регионе начал преобладать доступный и массовый туризм, в основном сконцентрированный в прибрежных районах. Разрабатывая наше путешествие по Нилу, мы решили воссоздать тот Египет, от которого столетие назад захватывало дух у величайших мыслителей, художников и литераторов.

.