Блог о путешествиях

С 2013 года мы создаем путешествия, которые невозможно повторить самостоятельно. Потому в блоге только экспертное мнение, авторские маршруты и путевые очерки, основанные на собственном опыте

Направления | 06.11.2020

Петергоф — это целый учебник культурных кодов

Наш местный гид и настоящий петербуржец Павел Бабинцев продолжает делиться маршрутом по кольцевой из Петербурга в Петербург вдоль Финского залива. Проехать этой дорогой, конечно, можно за один день, но есть такие места, для которых и одного дня будет мало. Петергоф — одно из них и явно заслуживает не просто долгой прогулки, а вдумчивых историй. О том, почему Большой петергофский дворец — не самое важное, что здесь есть, почему на весь дворцово-парковый ансамбль стоит посмотреть с точки зрения культурного кода, а все фонтаны в Петергофе — это сплошная аллегория, рассказывает Павел Бабинцев.

Кабинет Петра I

Что летом, что зимой Петергоф — это Петергоф. Здорово просто гулять по парку, а вот идти во дворец лично я не советую. Конечно, там много хороших коллекций, много артефактов, но на фоне всех остальных дворцов для меня он менее интересен. Эрмитаж гораздо красивее и богаче, Царское село помпезнее, ярче и золота там больше. В Большом Петергофском дворце интересен разве что кабинет Петра I. Ну, и еще туда можно зайти погреться, если гулять по парку станет холодно.

Монплезир

Гораздо интереснее маленькие павильоны, которые стоят в парке. Монплезир просто обязателен к посещению. Этот домик Петра I именно такой, какой он и хотел: современная по тем меркам спальня, конечно же, голландская кухня и первый в России ватерклозет. Там можно увидеть какие-то небольшие вещи, которые создают быт или могут рассказать о привычках человека. Например, его ночной колпак. Кстати, там же открылась первая картинная галерея в России. Это Петр I повесил картины, которые привез из своего Великого посольства. Даже один Рембрандт был в его коллекции. Трогательно, что Монплезир тоже сделан из красного кирпича, как и голландские дома. Это такая перекличка с Домиком Петра в Петербурге — тот сруб, маленький, одноэтажный и с низкими потолками, но он тоже раскрашен под кирпич. Наверное, это был еще и первый тромплёй в России.

Петергофский Эрмитаж

Суть Эрмитажа в том, чтобы тебя никто не беспокоил, это слово так и переводится — место уединения. Эрмитаж обнесен рвом, а когда император или императрица с гостями заходили в него, то мосты поднимались. Попасть в Эрмитаж посторонним было нельзя. Внутри самого Эрмитажа стоит огромный круглый стол с дисками — это уникальная подъемная система. Гости оставляют на них записки, чего они желают поесть и дергают за колокольчик. Все это дело спускается вниз, где сервируется по желанию гостей, а затем поднимается наверх. Подъемных систем две: общая — когда весь стол уходит вниз, частная — когда кто-то из гостей, например, не хочет пить чай, а хочет кофе, он пишет свои пожелания, дергает колокольчик и диск опускается вниз, где ему наливают кофе и поднимают наверх. Кстати, этот стол до сих пор является действующим, иногда его подъемную систему запускают.

Музей игральных карт

По большому счету, казна государства была неотделима от казны императора. Если казна испытывала какие-то затруднения, то императрица созывала Собрание — давайте-ка все играть в карты! И весь императорский двор садился играть в карты. Никто особо не решался выиграть у императрицы, так что это был хороший способ пополнить казну. В Царском селе Растрелли даже построил два зала — с красными пилястрами и с зелеными. На деньги-то тогда не играли, их было не очень удобно доставать, ставить, их нужно было много. Поэтому играли на драгоценные камни: в красном зале — на рубины, в зеленом — на изумруды. Кстати, залы эти там до сих пор сохранились. Там стоят ломберные столики и маленькие секретеры с потайными дверями, чтобы прятать выигранное. Но это в Екатерининском дворце в Царском Селе, а в Музее игральных карт Петергофа как раз хранятся старинные игральные карты.

Фонтан-путешественник

В Верхнем саду находится один из самых старых фонтанов Петергофа — «Нептун». Этот фонтан трижды проделал невероятное путешествие. Изначально он должен был стоять у городской ратуши в Нюрнберге, но все вышло совсем не так. Когда Павел, сын Петра I, поехал в свое большое европейское путешествие и посетил Нюрнберг, то местный губернатор, наверняка, сказал ему что-то вроде: «Сделали вот фонтан, хотели поставить на площади, но не хватило напора воды. Соответственно, демонтировали, вот лежит. Не хотите ли купить?». Павел купил, привез в Россию и установил в Петергофе. Стоял бы «Нептун» на том же месте и дальше, но когда Петергоф оккупировали немцы, то быстренько упаковали и увезли его обратно, в Нюрнберг. А когда наши войска пришли в Германию, то история повторилась в третий раз. «Нептун» вернулся в Петергоф. Такой вот фонтан-путешественник.

Античные образы Петергофа

Без экскурсовода по Петергофу можно просто ходить и смотреть по сторонам, как тут все красиво. На самом деле весь комплекс — это целый учебник культурных кодов, которые Петр I хотел привить России. Каждый фонтан является аллегорией, а сам язык аллегорий тогда был достаточно нов для России. Это сейчас мы понимаем, что в его основе лежат некие античные образы, а тогда общественность воспринимала их неоднозначно. Живешь тут себе в православной и очень религиозной стране, как вдруг твой царь выставляет на всеобщее обозрение античное божество. Да не просто с непокрытой головой, а вообще ничем неприкрытое! Естественно, это вызвало народный гнев, всяческие пересуды и даже обвинения в адрес Петра I. Появилась версия, что царя подменили и все такое.

Покоритель морей

«Нептун» — первая скульптура, которая появилась на территории нашей страны. По легенде, он сделан по эскизам Петра I из трофейных шведских пушек. Статуя выглядит странно: голова раза в два больше, чем нужно, слишком длинные руки, приплюснутое тело. Наверное, мастер никогда не делал подобных скульптур или не мог отказать императору в принципе и был настолько подобострастен, что побоялся отступить хотя бы на миллиметр от нарисованного царем эскиза. Понятное дело, что Петр I не был крутым рисовальщиком, поэтому получилась такая странная скульптура. Зато для Петра I очень символичная. Нептун — покоритель морей.

«Самсон»

Фонтан «Самсон» аллегорически связан с Северной войной. Изначально на месте Самсона должен стоять Геракл, побеждающий Лернейскую гидру. Но, как известно, наши разгромили шведов под Полтавой в день Святого Сампсона. Тот Сампсон был монахом, покровителем бедных и вообще не очень-то был похож на этого мускулистого мужика, которого мы видим со львом на фонтане сейчас. Одним словом, ничего общего с героической аллегорией. Но не бывает искусства без компромисса, поэтому вспомнили про ветхозаветного Самсона, который разрывает пасть льву, а лев — символ Швеции. Все сошлось.

Собачка и утки

Все фонтаны в Петергофе о чем-то рассказывают. Фонтан «Фаворитка» — это маленькая собачка, которая гоняется за утками. Собачка лает, а у уток из клюва плещется вода. Очень странная история, даже дурацкая. Особенно на фоне того же «Самсона». Императрице же новый фонтан очень нравился, она даже попросила изготовить точную его копию для Летнего сада. Утки и собачка — тоже язык аллегорий. Сколько бы ни бегала собачка за утками, догнать их она не сможет, потому что те в воде и в своей стихии, а собачка — нет. Такое нравоучение.

Венера Таврическая

Правда, стояла она не в Петергофе, а в Летнем саду, но это в продолжение истории про культурный код. Занятная история вышла с этой статуей. Петр I хотел привезти античный образ в Россию, привить здесь этот общекультурный код, основанный на античности. Поэтому российские подданные скупали в Италии античные статуи. Но дело в том, что по итальянским правилам, все античные статуи, которые были найдены при раскопках, принадлежат Папе Римскому. И вот наши как-то достают эту Венеру и выкупают ее, пытаются вывезти ее из Италии, а их на границе задерживают и Венеру забирают. Когда эта история доходит до Петра I, он через своих посланников начинает торговаться с Папой. Делает ему предложение, от которого тот, ввиду своего статуса, не может отказаться: статую античной богини предлагают обменять на мощи Святой Бригитты. Эти мощи были захвачены нашими во время Северной войны, а поскольку Биргитта — католическая святая, Папа просто не мог сказать «нет». Потому что это была бы очень неправильная политическая история, политический жест с его стороны. В итоге Венеру привозят и ставят в Летнем саду. Она и правда вся такая римская, старинная — первая античная статуя женщины в России. Но в народе начинаются недовольства, что голая женщина стоит в Летнем саду. Возле Венеры ставят часового, но люди все равно пытаются плевать в нее и кидать камни. Охрана едва справляется. После наводнения Венеру все-таки убирают из Летнего сада и отвозят в Таврический дворец, поэтому с тех пор ее и называют Венера Таврическая. Сейчас она стоит в античном зале Эрмитажа. Не петергофского, а того, который на Дворцовой площади. Но это уже совсем другая история.

Интересные путешествия

.