Блог о путешествиях

С 2013 года мы создаем путешествия, которые невозможно повторить самостоятельно. Потому в блоге только экспертное мнение, авторские маршруты и путевые очерки, основанные на собственном опыте

Интервью | 17.08.2020

Пикник в дюнах, игристое на пляже и другие моменты счастья в Краснодарском крае

Говорят, что кипарисы в долине Лефкадии любят сравнивать с Тосканой, а местные винодельни похожи на Долину Луары да и за атмосферой Прованса далеко не надо ехать. Но избегая гипотетических сравнений, мы просто сообщим, что в конце марта мы собираемся отправиться по винным дорогам Краснодарского края. Сомелье и амбассадор российского виноделия Дарья Безрукова рассказала, почему наше побережье такое же недооцененное как и наше вино, и что с этим делать. Спойлер: отказаться от шаблонов, немедленно ехать и пробовать все самому.

Курорты Краснодарского настолько любят ругать за отсутствие хорошего сервиса, что многие готовы рассмотреть это направление только в исключительных случаях. Например, как сейчас, когда границы для туризма закрыты из-за пандемии. Как думаете, у российских курортов есть шансы изменить устоявшиеся представления о себе?

Именно этим я и занимаюсь последние пять лет! Открываю для наших туристов Краснодарский край и сама заряжаюсь от их эмоций. Бывает, что ко мне приезжают люди, которые на Черноморском побережье не были лет пятнадцать, не говоря уже о наших винодельнях. Конечно, они едут с большим скепсисом. Есть и те, кто уже что-то читал, знал и даже пробовал, но и им предстоит синхронизировать представления с реальностью. Чаще всего происходит просто разрыв шаблона, настолько действительность оказывается лучше ожиданий! Например, когда туристы видят невероятной красоты пейзажи с кипарисами в Лефкадии, а когда мы подъезжаем к Гай-Кодзору, я часто слышу, как его сравнивают с Тосканой, «Шато де Талю» и вовсе называют русской Долиной Луары...

Знаете, чем удивителен наш турист? Наш турист был везде, видел и пробовал все, прошел всеми мыслимыми тропами до Африки, обошел все треккинговые маршруты в Европе, добрался до Новой Зеландии, а по остаточному принципу решил попутешествовать по России и очень удивился, что и у нас тоже хорошо. У меня есть такой хештег – #возвращенцы. Для тех, кто приезжает к нам во второй и третий раз. Это люди, которые сначала приехали сами, а потом решили пригласить друзей, привезти родителей, детей или всех сразу. Они возвращаются сюда каждый год, а некоторые даже бронируют конкретные даты, например, чтобы отметить день рождения на российских винодельнях.

Какие места пользуются особенной популярностью у туристов? Говорят, что в Анапе принято отдыхать с детьми, а Геленджик, наоборот, хорош для молодежного тусовочного отдыха.

Знаете, я бы не стала так шаблонно делить побережье. Понятно, что Анапа была всесоюзной детской здравницей и сюда до сих пор привозят детей на море, но вокруг Анапы столько виноделен, что уместить ее только в рамки детского отдыха невозможно. Я живу в Новороссийске и этот город никогда не был курортным, даже наоборот, всегда считался промышленным портом, но сейчас здесь появилось столько хороших ресторанов, здесь обновили пляжную зону и обустроили новую набережную, что его можно смело считать туристическим. Тем более, что отсюда удобно добраться до Геленджика или Анапы. Не стоит придерживаться шаблонов, нужно экспериментировать.

А какое у вас любимое место на побережье?

Ответить на этот вопрос мне также сложно, как и на вопрос о любимом вине. Как правило, выбор вина сильно зависит от того, с кем пьете, что при этом едите и в каком вы настроении. Так и с любимым местом. Например, я не люблю Анапу летом — это полный экстрим, так можно и возненавидеть российские курорты навсегда! Но когда разъезжаются туристы, наступает осень и небо становится серым, а потом, после затянувшихся дождей, погода, наконец, проясняется — самое время приехать на пустые анапские пляжи, захватив с собой раскладное кресло. Просто сидеть на песчаных дюнах, пить глинтвейн и смотреть, как где-то далеко-далеко море сливается с небом, настолько размытой кажется линия горизонта.

Вы сравнили выбор места с выбором вина, а мне кажется, что все наше черноморское побережье такое же недооцененное, как и российские вина.

Конечно, сейчас ситуация меняется в лучшую сторону, в том числе и благодаря международным экспертам, которые очень высоко ценят наши вина. Некоторые российские винодельни получили девяносто и выше баллов от известного винного критика Роберта Паркера, составленный им рейтинг настолько значим, что на российские вина, наконец, обратил внимание весь мир. Кроме того, наши винодельни участвуют в архитектурных конкурсах, например, винодельческое имение «Сикоры» вошло в десятку лучших в мире, еще один крупнейший архитектурный портал написал про Гай-Кодзор. Это стало таким открытием для всех. Мало того, что российский архитектурный проект, так еще и винодельня: «О, боже, в России есть винодельни?»

Всем известно про Абрау-Дюрсо — это продукт массовый. Уверена, что их продукцию пробовал каждый, кто бывал на российском юге, а то и приезжал на дегустацию специально с экскурсией. Но то, что происходит с Абрау-Дюрсо сейчас — это фантастические изменения. Потрясающие локации, вкуснейшие фестивали, просто чумовая гастрошкола... И все это за последние три года! На берегу озера открылся ресторан «Вилла роз», где собрана кухня со всего Кавказа, а на фудкорте нет случайных позиций, каждая точка там это особенная гастрономия. Я знаю одно место с сумасшедшими видами на горы и озеро, где стоит засесть с бокалом ледяного брюта и просто любоваться всем вокруг — в этот момент и случается магия, которая не доступна массовому туристу. Поэтому даже самые попсовые места, в которых вы уже много раз были, стоит посетить еще раз, но уже с правильной компанией.

Можно считать, что отечественное виноделие сейчас на подъеме?

Наше виноделие всегда развивалось не благодаря, а вопреки. Вопреки климату, нашей истории, российским законам... Сначала революция, потом гражданская война, затем Великая Отечественная, а дальше сухой закон — заниматься вином в таких условиях было просто невозможно, поэтому все, что происходит сейчас — просто фантастика. Виноделие живет не благодаря каким-то государственным вложениям или реформам, а только благодаря людям. За каждым проектом стоят невероятные люди, которых привела сама судьба. Можно работать в банковской или страховой сфере, заниматься серьезным бизнесом или даже политикой, а потом оказаться в какой-нибудь деревне Краснодарского края и посвятить свою жизнь виноделию. Что это, если не судьба? И еще это дичайший азарт — делать что-то своими руками, это абсолютно ремесленная история, даже если она кажется полупромышленной. Я очень горжусь знакомством с этими людьми, ведь никто не расскажет о вине лучше, чем его создатели.

Кстати, а как вы сами пришли к российским винодельням?

У меня узкая специализация — гастрономический туризм. В свой первый алкогольный проект я попала еще студенткой, когда искала подработку. Это был период, когда мир маркетинга — а алкогольного маркетинга и подавно — еще только зарождался в России. В начале двухтысячных сюда приезжали амбассадоры крупных брендов, а я как раз занималась организацией этих встреч и дегустаций. Потом я ушла из этой сферы, вышла замуж, переехала в Новороссийск, долго думала, чем мне тут заниматься, пока абсолютно случайно не попала на Фестиваль гаражных вин. Там были все, на кого сейчас ориентируются и кто является лицом российского виноделия, но тогда, пять лет назад, у каждого из них был свой маленький домашний проект. Я побывала на этом фестивале, очень уютном и душевном, впечатлилась и захотела посмотреть на эти проекты сама. Оказалось, что винодельни есть, а сервиса нет. Не понимаю, почему из местных никто не догадался, что эта история будет работать, ведь идея лежала на поверхности. Я придумала этот проект в феврале, в марте запустила сайт, а уже через месяц ко мне приехали первые туристы и продолжают приезжать нон-стопом уже несколько лет.

Для вас это тоже азарт — знакомить туристов с российским виноделием?

Это любовь. Мой муж — моряк, но он не привязан к местному порту, иногда ему приходится лететь на трех самолетах, чтобы добраться до своего судна. По сути, я могла бы выбрать любую страну для жизни, может быть, это и глупость, но я наслаждаюсь тем местом, где я живу и никуда не хочу уезжать. Ощущение, что ты в правильном месте, занимаешься правильным делом и с правильными людьми — дорогого стоит. Когда я только переехала, то у меня было ощущение, что я живу в книге Питера Мейла «Год в Провансе», где есть свои смешные перекосы, какие-то дурацкие законы и никуда не деться от бюрократии, но когда ее читаешь, то влюбляешься в Прованс настолько, что хочется тут же собрать чемоданы и переехать и немедленно туда переехать. Я читала эту книгу и у меня было ощущение, что когда он пишет про Сен-Тропе, то описывает Геленджик. Для меня это абсолютно идентичная история, поэтому я смакую каждый проведенный день здесь и мне хочется дарить это ощущение удовольствия и счастья каждому туристу, который приезжает ко мне.

Даже несмотря на явную нелюбовь к массовому туризму, многих с Краснодарским краем связывают самые теплые воспоминания — первая поездка к морю, а то и первое самостоятельное путешествие в принципе. Интересно же снова приехать и своими глазами увидеть, как все изменилось с тех пор?

Изменилось до неузнаваемости. Наконец, появились хорошие отели и рестораны, большинство из них — частные семейные проекты, причем на достаточно высоком уровне. Появились «винные дороги», когда за один день можно проехать винодельни одну за другой, переходить от проекта к проекту, любуясь видами и наслаждаясь вкусами. Еще мне кажется, что это такая чисто европейская история, когда в отеле, винодельне или ресторане можно встретить владельцев — это сразу задает настроение, потому что это сервис, за который не стыдно. Еще лет пять назад можно было по пальцам пересчитать рестораны, в которых готовят именно из свежей, а не замороженной черноморской рыбы. Появились проекты, заточенные только на фермерскую продукцию, для них не только специально выращивают овощи и зелень, но и производят колбасы и сыры, вялят рыбу. Всего несколько лет назад ничего этого не было, а сейчас люди специально переезжают в Краснодарский край из столицы или других регионов, чтобы запустить здесь свою маленькую мечту. Знаю одну семью, которая переехала и посадила лавандовое поле. Просто они всю жизнь мечтали жить в атмосфере прованса, но при этом в России, поэтому устроили этот прованс у себя дома.

Можно ли по аналогии со средиземноморской выделить черноморскую кухню?

К сожалению, нет. Просто представьте, что на этой территории тысячу лет жили эллинские греки, потом появилось Боспорское царство, затем была Хазария, здесь стояла Золотая орда, а после этой землей владела Османская империя, которую мы оттеснили только, когда сюда переселились запорожские казаки... Всего двести лет, как мы обосновались здесь — относительно недавно в исторических масштабах. Да и когда эта часть Причерноморья вошла в состав Российской Империи, сюда заселили огромное количество самых разных этнических групп. Например, Лефкадия — это село Молдаванское, его основали выходцы из Бессарабии. Под Новороссийском есть два поселка — Кирилловка и Мефодиевка — их основали чешские переселенцы, Витязево — понтийские греки, Гай-Кодзор — трапезундские армяне... Поселки маленькие, но у каждого своя история, культура и кухня. Поэтому о формировании какой-то отдельной черноморской кухни говорить не приходится. Хотя такие попытки определенно предпринимаются. Появилась Гильдия шеф-поваров Черноморского побережья — это энтузиасты, которые пытаются ее обозначить. Они собирают старые аутентичные рецепты, экспериментируют и создают энциклопедию черноморской кухни.

Что обязательно стоит попробовать?

В нашем туре будет много морской кухни. Это барабулька, хамса, кефаль, ставрида и другая черноморская рыба, а еще обязательно попробуем черноморских устриц, мидий и рапану. На мастер-классе даже научимся готовить скорпену — это единственная ядовитая рыба в Черном море, ее, как и японскую фугу, нужно уметь правильно разделывать. Однозначно будем дегустировать местные сыры. Мне нравится бюш из Лефкадии — это сыр в белой плесени. Режете свежий батон, сверху кружочек бюша и каплю меда размазать по сыру — фантастически вкусно! Еще хороши выдержанные сорта козьего сыра из Лефкадии. А как они запекают камамбер с розмарином — просто божественно!

Хорошо, а что с вином?

Вино — это всегда продукт местности. Побережье и край один, а местность — абсолютно разная. Так и с вином. Есть винодельни, которые делают классические игристые вина, а есть винодельни, где экспериментируют со вкусами. Если вы любите красные высокотанинные вина — как раз эти вина и отметил Роберт Паркер — за ними стоит ехать в Лефкадию. Если, наоборот, предпочитаете легкие резервуарные вина — хрустящие, минеральные и звонкие — то это в Гай-Кодзор. Попробуем вионье, сухой мускат, будем пить большими глотками розе вместо воды, утоляя жажду.

Чем еще стоит заняться в Краснодарском крае?

Наслаждаться морем и тишиной. Это самое сложное в Краснодарском крае, особенно в этом году, когда сюда приехала вся страна. Но у нас будет такая возможность, потому что мы остановимся в чудесных местах. Будем дышать свежим воздухом, слушать прибой, провожать сумасшедшие закаты, пить вино у костра и купаться в море перед завтраком.

Интересные путешествия

Россия Фёкла Толстая
Фёкла Толстая

Читайте дальше

.