Блог о путешествиях

С 2013 года мы создаем путешествия, которые невозможно повторить самостоятельно. Потому в блоге только экспертное мнение, авторские маршруты и путевые очерки, основанные на собственном опыте

| 30.07.2019

С востока на запад: как две американки проехали по Транссибу

Транссибирская железнодорожная магистраль соединяет Москву с крупнейшими городами Восточной Сибири и Дальнего Востока. Несмотря на развитое авиасообщение, для местных жителей она по-прежнему остается главной транспортной артерией страны, давшей жизнь тысячам городов и поселков на всем ее протяжении. При этом редкий житель средней полосы может похвастать тем, что ему доводилось проехать хотя бы часть легендарного маршрута от Москвы до Владивостока. Зато для иностранцев самая длинная железная дорога в мире сама по себе является достопримечательностью. Возможность провести несколько дней в поезде где-то на сибирских просторах будоражит их воображение.

Мы поговорили с преподавателем изобразительного искусства из Нью-Йорка Кери Гоулд о том, какие дороги привели ее к Великому Сибирскому Пути, а заодно узнали, с чего начались ее опыты путешествий и почему всякий раз ее так тянет в Россию.

Почему Россия?


Интерес появился еще в средней школе. Наши преподаватели росли во время холодной войны, поэтому СССР в их разговорах всегда представлялся, как нечто загадочное и запретное. Позже, увлекшись генеалогическими исследованиями, я обнаружила, что в строке home country иммиграционных документов моих прадедушки и прабабушки значится Russia. Сейчас я знаю, что они были родом из Рагувы, это территория современной Литвы, но тогда эта находка только усилила мой интерес к России и постсоветскому пространству.

Получается, что сомнений об аспирантуре в России даже не было?

Определенные сомнения были. Я могла учиться в Италии, но была слишком очарована Россией. Убедить семью, что я буду в безопасности, и оставить друзей в США оказалось непросто. В конце концов, я сделала твердый выбор. Сейчас, оглядываясь назад, мои родители признают, что мое решение было верным.

Что было самым сложным при переезде?

Думаю, языковой барьер. Я приехала в Россию в августе 2013 года, едва зная половину кириллицы, фразы privet и kak dela, а еще я никогда раньше не путешествовала самостоятельно и очень скучала по своим друзьям и близким.

Несмотря на политические и исторические разногласия между нашими странами, о которых нам рассказывали в школе, ко мне все относились с теплотой. Например, моя соседка Полина подарила мне пару тапочек, когда увидела, что у меня их нет. В Штатах дома часто носят обычную обувь или просто ходят в носках, так что своими первыми домашними тапочками я обзавелась именно у вас.

Но несмотря на поддержку первые несколько дались особенно тяжело. Когда меня спрашивали в магазине «paket nuzhen?», я даже не могла понять, что от меня хотят, мне приходилось выяснять, как купить жетоны в метро и справляться с другими бытовыми трудностями самостоятельно. Первый поход за продуктами занял у меня час, и это при том, что магазин находился на той же улице. Я потратила уйму времени, переводя надписи на упаковках, а еще пытаясь разобраться с составом продуктов. Потом все наладилось: я стала больше понимать русский, научилась ценить ваше ироничное чувство юмора, подружилась с другими студентами и окончательно влюбилась в этот город.

Твой опыт самостоятельных путешествий начался именно там?

Вплоть до зимних каникул я не выезжала за пределы Санкт-Петербурга. Я не хотела да и не могла позволить себе купить дорогие билеты домой в канун Рождества, но потом нашла дешевый билет в Амстердам, а уже оттуда взяла билет с эпичной скидкой на 23-часовой автобус до Северной Англии и Шотландии, чтобы увидеться с двоюродной бабушкой и провести каникулы с моей английской подругой Кирсти. Поездка получилась веселой и помогла мне укрепить уверенность в собственных силах. Я поняла, что путешествовать – достаточно легко. Нужно просто найти подходящие билеты и позаботиться о месте для ночлега.

Правда, вернувшись в Санкт-Петербург, я внезапно оказалась практически бездомной. Оказалось, что университет предоставляет общежитие только на один семестр, а на следующий — заселяет на их место новых студентов. Но мне снова повезло почувствовать на себе настоящее русское гостеприимство и ощутить душевное тепло в самое холодное время года. Никто не оставил меня замерзать на улице в поисках нового жилья, мне даже не пришлось менять адрес. Моя соседка предложила занять ее место, пока она будет гостить дома в Новосибирске.

Вскоре я нашла постоянную квартиру и новую соседку Маргариту, которая изменила мои взгляды на путешествия. Она была хрупкой и у нее, как и у любого студента, было мало денег, и все же она путешествовала всякий раз, когда хотела, с помощью автостопа и каучсерфинга. Именно тогда мне стало понятно, что причины, по которым люди отказываются от путешествий, больше похожи на оправдания, чем на серьезные препятствия, поэтому я тоже начала путешествовать.

Чем запомнились те первые поездки?

Вместе с однокурсниками мы гоняли на выходных в Выборг и Великий Новгород, еще я брала паром, чтобы увидеться с моей американской подругой Келли в Финляндии, так как у нее не было российской визы, и вместе мы посетили Швецию и Эстонию. Во время Чемпионата мира по хоккею в Минске я воспользовалась возможностью посетить Беларусь. В другое время мне бы понадобилось оформить визу, но спортивное событие мирового уровня упростило этот момент. Вскоре я получила грант для своего проекта по генеалогии и в рамках этого исследования посетила родину своих предков — небольшую литовскую деревню. Весной мои друзья поехали в Казань, у меня не было денег присоединиться к ним, но и отказываться от знакомства с новым городом я не хотела. Тогда я вспомнила про автостоп, о котором мне рассказывала Маргарита. Мы собрали рюкзаки, прицепили светоотражатели и вышли на подъездную дорогу в сторону шоссе. Сначала нас подобрала спортивная машина и первый отрезок пути мы слушали громкую музыку в стиле техно, затем был грузовик с чаем, который уже к утру доставил нас на окраину Москвы. Там Маргарита продолжила свой путь на юг, а я поехала в Казань. У меня точно бы не хватило духа проделать этот путь в одиночку, но вместе с ней я убедилась, что автостоп – это не страшно. После я сама путешествовала автостопом по США, Болгарии, Армении и Нагорному Карабаху, Грузии, Вьетнаму.

А что ты думаешь о более традиционных способах перемещения по России?

В целом я была удивлена, что в России такие дешевые поезда, паромы и автобусы, особенно, в сравнении с американскими. Единственное, что я бы не советовала — брать билет в вагон без кондиционера с мая по август. Лучше доплатить до класса выше, ну или хотя бы провести время в вагоне-ресторане, там прохладно. Для путешествия по Транссибирской железной дороге мы осознанно выбрали плацкарт.

Как появилась идея проехать через Россию на поезде?

Я всегда мечтала увидеть Байкал, а после возвращения в США поняла, что хочу снова посетить полюбившийся мне Санкт-Петербург. Идея соединить эти точки на карте по железной дороге возникла сама собой. Изначально мы с Келли планировали стартовать из Владивостока, но быстро поняли, что это потребует гораздо больше сил и времени. В оправдание я скажу, что Владивосток я все-таки посетила перед поездкой в Южную Корею, где жила некоторое время. Еще мы потеряли Улан-Удэ, но в целом я осталась довольна маршрутом.


Думаю, что большинство жителей юга или центральной части России никогда не были в Сибири, а Байкал для многих и вовсе остается мечтой.

Предполагаю, в США такая же история. Иностранные туристы стремятся увидеть больше, чем сами местные. Например, я никогда не была на Гранд-Каньоне и в Сан-Франциско, а кто-то специально приезжает в Штаты, чтобы посетить эти места.

Получается, что этот маршрут по Транссибу стал своеобразным путешествием с Востока на Запад?

Именно. Мы с Келли провели год в Азии, и эта неспешная поездка на поезде помогла нам переосмыслить наш опыт и плавно вернуться к привычной западной культуре.

В восточной части России практически не встретить иностранных туристов, очень мало местных говорят по-английски; мы проезжали совсем маленькие населенные пункты, с интересом наблюдая за жизнью в них, нас охватывало волнение, когда поезд подходил к вокзалам больших и более развитых городов... Мы были в Иркутске и поселке Листвянка рядом с Байкалом, посетили Новосибирск, Екатеринбург, Казань и Нижний Новгород, добрались до Москвы, а оттуда поехали в Санкт-Петербург. Думаю, что именно в этой поездке я смогла прочувствовать Россию такой, какая она есть на самом деле.



Существует мнение, что все российские города, за исключением столичных регионов, похожи друг на друга. Какие впечатления остались у тебя?

В большинстве городов есть художественный музей, Вечный огонь и много церквей — этим они могут показаться похожими друг на друга. В действительности же каждый из них уникален по-своему.

В Иркутске и Листвянке очень необычная архитектура: деревянные домики с причудливой резьбой и декоративными ставнями… И это не считая возможности насладиться походом по Большой Байкальской тропе вокруг самого глубокого озера в мире. В Новосибирске нам посчастливилось принять участие в ночной велопоездке по городским мостам, а также заглянуть в крупнейший зоопарк России. Кроме печально известной истории дома Романовых, в Екатеринбурге есть классное уличное искусство, хипстерские магазины и арт-галерея в Ельцин Центре. Казань – совершенно другая: мечети вместо церквей, красочные татарские домики, уникальная кухня. У Нижнего Новгорода необычное расположение: город будто спускается с холма к Волге; здесь отличные пешеходные улицы и набережные, есть канатная дорога над рекой, а также Кремль. В Москве есть все, здесь много разных районов. Мне нравятся столичные музеи, я люблю Красную площадь… Но мое сердце безвозвратно принадлежит Санкт-Петербургу за его великолепную европейскую архитектуру: много шпилей, каналы, скульптурные мосты, уникальные храмы… Даже обычная дорога в магазин за продуктами проходит рядом с произведениями искусства.

Как тебе российские железные дороги в целом и плацкартах в частности? Что было самым удивительным в поездке?

С учетом ваших огромных расстояний даже удивительно, что поезда доступны, ходят регулярно и содержатся в чистоте. Российские железные дороги также хороши, как Нью-Джерси Транзит (локальная линия обеспечивающая транспортное сообщение по всему штату Нью-Джерси, а также в округах Ориндж и Рокленд штата Нью-Йорк. – Прим. ред.) и на 1000% чище, чем нью-йоркское метро. Жаль, что в вагоне не было душа, возможно, это вопрос времени.

Platskart – лучший способ полностью погрузиться в русскую культуру. Каждый раз садясь в поезд, мы надеялись на хороших попутчиков, в итоге встретили всех, кого только можно представить в плацкарте – семьи с маленькими детьми, одинокие молодые женщины, очень пьяный мужчина с пивом и закуской в День Победы, громко храпящие люди и даже babushka, которая за один вечер успела рассказать нам историю всей своей семьи.

У нас это называется эффектом случайного попутчика.

Это и оказалось самым удивительным в поездке. Ты никогда не знаешь, кто окажется твоими соседями в плацкарте. Это всегда сюрприз! Но именно эти люди делают путешествие действительно интересным.

И никаких чрезвычайных ситуаций?

Странная история произошла в Иркутске. Мы только вышли из своего хостела и пошли в сторону вокзала, когда почувствовали едкий запах, в воздухе будто стоял густой туман. Из новостных сайтов мы узнали, что это горят леса. Площадь лесных пожаров была настолько огромной, что этот запах и дым еще долго преследовали нас в пути. Всю ночь мы с трепетом всматривались в полыхающее вдалеке пожарище, боясь, что огонь подберется совсем близко к рельсам. У нас были опасения, что из-за лесных пожаров наша поездка отложится, но, к счастью, ничто не смогло помешать расписанию поездов.

А чего больше всего опасались при планировании маршрута?

Переживали, что устанем от поездов. Мы беспокоились, что новизна ощущений уйдет после первого же поезда, а все остальное время мы будем скучать, но этого не произошло. На самом длинном отрезке нашего маршрута мы провели две ночи в поезде из Иркутска в Новосибирск. Я полюбила эти бесконечные чаепития и перекусы, созерцание проплывающих за окном пейзажей, ленивое чтение книг, игры в карты, просмотр российских документальных фильмов, которые я предусмотрительно скачала перед поездкой, наконец, возможность выспаться. В обычной жизни я бы чувствовала себя виноватой за то, что так бездарно потратила день, но в поезде можно быть продуктивным, ничего не делая: ты все равно двигаешься к своей цели, следующей точке маршрута. Поездка по Транссибу как повод расслабиться и получить удовольствие от дороги.

Что для тебя изменила эта поездка? Планируешь снова приехать в Россию?

Я уже была тесно знакома с Россией, поэтому мои представления о стране не изменились, а вот для Келли это путешествие стало открытием. Первая поездка в Россию изменила ее прежние представления о стране. Она думала, что нас ждет много трудностей, на деле мы встретили много людей, которые готовы были нам помочь. Даже поезда оказались комфортнее и удобнее, чем она предполагала. Она не была знакома с русской кухней, но нашла ее очень вкусной и разнообразной. Особенно ей понравились пельмени со сметаной.

Наши визы действуют еще два года, поэтому мы обязательно вернемся. Я планирую проехать по Кругобайкальской железной дороге, посетить Улан-Удэ. Также мне интересна Камчатка, юг России и Кавказ… Но завершить любой маршрут мне хотелось бы только в Санкт-Петербурге.

Чтобы не пропустить интересные статьи из мира путешествий, подписывайтесь на наш канал в Telegram или на наши страницы в социальных сетях Facebook,Instagram или Вконтакте.

А если хотите присоединиться к поездкам Клуба путешествий Михаила Кожухова, то выбрать маршрут можно разделе путешествий с известными людьми.

.