Блог о путешествиях

С 2013 года мы создаем путешествия, которые невозможно повторить самостоятельно. Потому в блоге только экспертное мнение, авторские маршруты и путевые очерки, основанные на собственном опыте

Интервью | 20.04.2023

Живой классик и действующий герой современной арт-сцены: главный редактор The Art Newspaper о скульпторе Борисе Орлове

Милена Орлова — искусствовед и главный редактор русской версии издания The Art Newspaper. Когда мы думали о первой совместной прогулке, Милена сказала: «Нам обязательно надо попасть в мастерскую к Борису Орлову и пройтись по «Городку художников».

Сказано — сделано. В субботу, 10 июня, мы увидим лучшие образцы советской монументальной скульптуры и посетим мастерскую классика современного русского искусства Бориса Орлова, в чьих работах иронично переосмысляется большой советский стиль. Предваряя эту прогулку, мы попросили Милену Орлову рассказать о нем чуть подробнее.

Как в двух словах рассказать о художнике, чья карьера длится уже более полувека, кто одновременно классик из энциклопедий и музеев и в то же время действующий герой современной арт-сцены, чье искусство не теряет своей актуальности? Трудно, но я попробую.

Про актуальность — чуть позже. Сразу скажу, что мы не родственники. Как пошутил Борис, когда я впервые студенткой попала к нему в мастерскую в «городке художников» на Масловке: «мы с вами из одних крепостных графа Орлова». Наверное. И в судьбе Бориса Орлова чудится что-то такое ломоносовское. Родившийся в подмосковных Химках, еще в детстве обнаруживший талант художника, учившийся в Строгановке — все прочили ему блестящую карьеру советского скульптора-монументалиста, но нет, он предпочел другой путь. Монументалка для заработка, а настоящее неподцензурное творчество — для себя.  

Так вот, Борис Орлов может похвастать большой персональной выставкой в венском Музее истории искусства (да, это там, где зал Брейгеля) — мало кто из современных творцов выставлялся в таком культовом месте. Участием в эпохальной выставке «Россия!» в спирали музея Гуггенхайма в Нью-Йорке, которую открывал президент Путин. А еще тем, что его скульптуры сегодня в коллекциях важнейших мировых музеев — в центре Помпиду и в Тейт Модерн в Лондоне. Ну, и в Третьяковке, конечно.  

Бориса Орлова обожают коллекционеры. Меценат, основатель премии Кандинского, Шалва Бреус, купил десятки его работ. Его поддерживала Стелла Кесаева.  Итальянский коллекционер Джулиано Гори приобрел инсталляцию Бориса Орлова для своего парка скульптур под Пистойей. Большая выставка сейчас намечалась в музее Людвига в Кельне, но из-за политических коллизий отменилась. 

Но, если вы не коллекционер, а просто человек, который хочет разобраться с нашим советским прошлым и его влиянием на нашу нынешнюю жизнь, вы должны знать, что Борис Орлов был среди тех, кто придумал такое движение, как соц-арт — ироническую интерпретацию символов советской пропаганды. Вместе со своим другом, художником и поэтом Дмитрием Приговым, делившим с Борисом Орловым мастерскую, они еще в 1970-е годы выработали «мета-позицию». «Мы с Приговым выпивали по рюмочке коньяка (никогда не были пьяницами, но иногда, разгорячившись, должны были пламя погасить) и мечтали о том, какие перспективы в искусстве открывает такой подход. Позже это назовут соц-артом, или вариантом постмодернизма», — рассказывает Борис Орлов.  

Фото: borisorlov.ru

Еще он себя лукаво называет «имперским» художником. В творчестве Бориса Орлова самым важным жанром оказался парадный портрет государственного деятеля или героя в его разных исторических реинкарнациях — от барочного пафоса Растрелли до советской рутины тиражных памятников вождям и «бюстов на родине героя». В этих безлицых, а то и безголовых тотемах внимание переключено на атрибуты и регалии, определяющие статус того или иного персонажа. Причем автор иронично микширует октябрятские звездочки, орденские ленты, эмблемы спортивного клуба.  

Многие из этих работ можно увидеть в его мастерской. И портрет Георгия Жукова в образе римского полководца Велизария, и неожиданные метаморфозы декора московского метро, и многое другое. Художник не просто делает руками что-то прекрасное, но и любит поговорить об этом. «Я, как автор, нахожусь в особом пространстве, из которого наблюдаю за всем вокруг — музейным искусством, современным, профанным, и даже за собой. Я как кукловод в кукольном театре. Я соединяю в своих работах вещи, которые не могут существовать вместе.»

.