Блог о путешествиях

С 2013 года мы создаем путешествия, которые невозможно повторить самостоятельно. Потому в блоге только экспертное мнение, авторские маршруты и путевые очерки, основанные на собственном опыте

Интервью | 16.05.2022

«Смесь Петербурга и Шанхая». О Екатеринбурге – городе авангарда, вольных людей и музыки

Саша Цариков – культуролог, журналист, директор музея Советской Дачи, автор цикла документальных фильмов об авангардной архитектуре "Жемчужины Конструктивизма", ведущий программы о путешествиях с собакой "Брюс Одобряет". В преддверии поездки в Екатеринбург мы поговорили с Сашей об архитектуре города, обязательных местах для посещения, нелепых предрассудках про уральцев и о том, что сейчас происходит с музыкой.


Как себя воспринимает Екатеринбург? Есть штамп “столица Урала”, но сами екатеринбуржцы как позиционируют свой город? Петербург вот “культурная столица”; Владивосток – это океан, порт, рядом современные азиатские мегаполисы...

Есть несколько разноплановых мнений, которые разворачиваются по поводу города и его самоидентификации. Первое – достаточно старое, про третью столицу. Второе – про то, что Екатеринбург это центр горнозаводской цивилизации. Но поскольку сейчас на территории города очень мало работающих предприятий металлургии, так как практически все они выведены за пределы города, либо уехали в другие города, то вечно вопрошающая интонация возникает, что же такое Екатеринбург и как он себя ощущает. Иванов говорил, что это смесь Шанхая и Петербурга, странный микс имперского пафоса и китайщины.

Мне кажется, что у Екатеринбурга точного наименования нет. Он множится на огромное количество разных вариаций. Можно и про столицу конструктивизма сказать, и про столицу горнозаводской цивилизации. Можно и про столицу вольных людей упомянуть, вспомнив, что было год назад во время противостояния в сквере. Единой концепции у города нет. То, что хорошо движется и развивается – дело рук всевозможных энтузиастов, которые организуют и частные музеи, и экскурсионные туры внутри городского пространства. Поскольку людей много, интересы у всех очень разные.

После распада СССР долгое время было презрение ко всем советским "коробкам", которые строили вместо классических, "правильных и красивых" домов. В одну кучу валили и конструктивистские дома, и панельные коробки 70-х. Появилось ли понимание, что это наследие?

Да, появилось. Всё ведь всегда упирается в то, насколько в общественном сознании укореняется мысль, что круто, революционно и авангардно для всей планеты. Это касается любого объекта – и конструктивизма, и совмодерна. Если этот объект “проговариваешь”, если про него делаешь фильмы или выставки, он рано или поздно начинает ощущаться как ценность. То же самое произошло и с конструктивизмом. Сначала – на уровне каких-то частных инициатив, ну, а потом и городская, и областная администрации начали подключаться в поисках идентичности и стали появляться фестивали, конференции в честь конструктивизма. И вот сейчас в общественном сознании эта веха стала ценностью.

Я люблю вспоминать один эпизод, когда мы снимали фильм про бывший Дом культуры Сталина. Мы снимали снаружи стендап, стоя у фасада. Подходит мужчинка, такой прямо типичный, из анекдотов, уралмашевский персонаж – в трениках, сандалиях с носками, с двухлитровой бутылкой пива, в кепарике и говорит: “А чего делаете?” Мы: “Снимаем фильм про конструктивизм”. Он говорит: “Так это же авангардная архитектура, ее внутри интереснее снимать”. И уходит. Представляете, насколько это укоренилось в сознании людей? Это очень круто.

Как можно идеально использовать строения эпохи конструктивизма в наше время? Не все эти дома удобны для жизни по современным меркам. Вот промзоны или дореволюционные заводы переделывают под арт-пространства, как быть со ставшими тесными и не включенными в памятники архитектуры строениями конструктивизма?

В отличие от Европы у нас очень много авангардной архитектуры общественного назначения – и заводы, и фабрики, и дома культуры. У них все-таки это больше частные здания и особняки. По большому счету нарезать бывший ДК в шикардозные апартаменты – это небольшая проблема. К тому же, то что прежде было городской окраиной, таковой уже не является. Несмотря на то, что Екатеринбург – один из самых компактных городов-миллионников на планете, границы города расширяются и бывшие окраины становятся уже чуть ли не центром.

Да, есть куча мифов, что авангард плохо построен и неудобен. Но вопрос в том, с какой целью ты его хочешь использовать. Да, есть здания, в которых нет туалета в каждой комнате, но зато они становятся прекрасными мастерскими.

Какие из нелепых предрассудков о Екатеринбурге и Урале, существующих в головах москвичей или петербуржцев, особенно раздражают местных?

Больше всего меня утомляет история, которая педалировалась на всех уровнях, в том числе и на федеральном, что город – это Русская Голгофа, и самое крутое, что здесь происходило – убийство царя Николая II. Во-первых, он тогда уже был не царем, а гражданином Романовым, в 1918 году отрекшимся от престола товарищем, поэтому никакой он не последний царь. Это во-первых.

Во-вторых, это нагромождение. Люди говорят, мол, “покажите нам этот памятник” (Храм на крови – прим. Клуба). А он неинтересный – ни архитектурно, ни концептуально. То есть, меня немного раздражает элемент клерикальности, который существует в самопрезентации города, в том числе и в интернете. Скорее всего, этот храм будет на всех первых страницах. Хотя это не самое клевое, что можно было сфотографировать и выставить на обложку. Вот стереотип, что “Екатеринбург – это где царя убили” меня очень бесит.

В последнее время благодаря интернету и глобальности эти акцентуальные вещи, которые меня раньше жутко бесили, “Ты чего, с Урала” вместо “Ты чо, с Урала?”, когда нашим говорили москвичи, меня всегда раздражало, потому что, ну, come on, диалектные особенности языка – это же так круто! Они делают язык более красивым, более настоящим. А сейчас все-таки происходит постепенная унификация, и вот ребята, которым от 12 до 18 лет, почти этого следа диалектического не осталось. Это с одной стороны вроде как хорошо, они почти граждане мира, а с другой стороны немножко грустно терять вот эту вот самость.


В последние годы молодые люди перестали рваться уехать в Москву и СПб, а предпочитают центры своих регионов: уехать из маленького города, но в ближайший крупный и делать карьеру и строить жизнь там. Есть ли такое в Екатеринбурге?

В Екатеринбурге абсолютно точно эта тенденция есть. Это достаточно богатый регион, и поэтому молодые люди, приезжая к нам из маленьких городов, видят, что тут есть перспективы. Все-таки Москва далековата, и автостопом потом домой не вернешься, если вдруг что-то пойдет не так.

Но все упирается в экономическую особенность РФ, где все процессы проходят через центральную точку, начиная с грузоперевозок и заканчивая киноиндустрией. У нас не децентрализованная система. Поэтому мои знакомые, которые хотят заниматься смм (уж казалось бы, удаленка стопроцентная!) за “жирными” клиентами едут в Москву. Или же местное агентство открывает подразделение в Москве.

Например, ребята из Red Pepper Film – екатеринбуржцы. Здесь они изначально занимались ивентами и рекламой. А потом у них офис в Москве появился. У WTF-агентства тоже центральный офис в Екатеринбурге, а дополнительные офисы в Москве. Ну, и так далее. Так что история обратной эмиграции вполне работает.

Вот вы упомянули ребят из Red Pepper Film… Фраза “Город свободного творчества” очень сильно ассоциируется с Екатеринбургом. Интересно, почему именно он?

Я могу выдвинуть гипотезу. Может быть она рабочая, может быть и нет. С началом Великой Отечественной войны всю коллекцию Эрмитажа перевезли в Екатеринбург (на тот момент Свердловск) – об этом наверняка многие знают. То есть, абсолютно все единицы хранения, может быть за исключением каких-то сверхбольших, были здесь, в Екатеринбурге. Поэтому, по окончанию войны, Эрмитаж подарил нашему музею вещи и авангардных художников, и передвижников, и классиков. И сюда же перевезли и балетных танцоров, и постановщиков. Майя Плисецкая здесь во время эвакуации жила. Многие здесь остались в итоге по разным причинам – кто-то женился, кто-то родил детей.

До революции население Екатеринбурга составляло меньше ста тысяч человек, но пришла мощная волна – эпоха, связанная с эвакуацией. Сюда уехало огромное количество заводов из западной части Советского Союза: резинотехнических, каучуковых, точной механики, оптических. Видимо здесь случился коллапс: на небольшой территории встретилось очень много разных людей из разных городов западной части Советского Союза, которые начали друг с другом общаться, встречаться, жениться, заводить детей. Этот плавильный котел образовался, потому что люди ехали сюда работать на Победу и выживать. В отличие от Нью-Йорка, который стал плавильным котлом и куда ехали просто за лучшей жизнью. Причины побега в Свердловск были немного иными.

Екатеринбург был одной из рок-столиц страны. Сейчас рок-столиц нет в принципе (потому что движение стало не модным). Что с музыкой сейчас?

Сейчас нет четких субкультур, которые были раньше – эмо, гопники, и так далее. То есть, ты не сможешь сказать, кто перед тобой, фанат или чувак с заводской окраины. Четкого деления нет, поэтому музыка тут заводится разная.

Поэтому Ночь музыки (Ural Music Night) – очень показательное мероприятие. Это проект, который сделал Горенбург Евгений – основатель фестиваля “Старый новый рок”, который в Екатеринбурге шел 13-14 лет подряд. Там было какое-то невероятное количество площадок, на которых выступали разные музыканты: и местные, и приглашенные, и special guests. И этот фестиваль постепенно из “Старого нового рока” трансформировался в “Уральскую Ночь музыки”.

Весь город на сутки превращается в большую музыкальную площадку с кучей сцен и разными коллективами. Например, на центральной площади выступает филармонический оркестр, а люди сидят на подушечках прямо на брусчатке и слушают его. Через полкилометра – какая-нибудь сербская народная группа. А с другой стороны площади рэперы читают. А финальный аккорд фестиваля такой: под утро на главной площадке, где выступает хедлайнер, вся площадь исполняет “Луч солнца золотого”.

Музыки очень много в Екатеринбурге, особенно за этим здорово наблюдать во время больших праздников.

Какой бы вы дали краткий топ для тех, кто в Екатеринбурге ненадолго?

Надо либо довериться вкусу ваших местных друзей, если такие есть. Если нет, написать мне. У нас есть Екатеринбургский центр современного искусства, который находится в самом центре, как раз на прогулочной территории. И там всегда, как правило, проходят какие-то интересные выставки. Сейчас, понятное дело, пауза, но если вам что-нибудь захочется свеженького хапнуть, можно смело идти туда. А в сувенирном ларьке купить классные книжки или открытки. Добролюбова, 6, как сейчас помню адрес. Он находится на главной оси города, на русле реки Исеть, по которому можно просто с удовольствием гулять.

Есть еще маленький вариант Патриарших в Екатеринбурге – улица Хомякова, где люди сидят по вечерам в ресторанах, пьют какое-то вкусное пиво или вино, болтают и закусывают устрицами. Я думаю, она приятно порадует визуально. Там практически вся улица с одной стороны – это конструктивистские дома, а с другой – такой сталинский ампир. Не столь богато сделанный как в Москве, но в том же жанре.

Кроме того, мы с ребятами из Музея истории Екатеринбурга в этом году в четвертый раз будем сплавляться через центр города по реке на катамаранах. Пока, правда, русло реки в процессе реконструкции, поэтому где-то приходится на себе тащить лодку, но это очень здоровский взгляд на город – с такой неожиданной точки зрения. Город кусками похож на Петербург. А в каком-то месте ты попадаешь в джунгли Амазонки – там такие низкие, наклонившиеся до воды деревья, бурные воды. И все это можно увидеть на протяжении однодневного путешествия через центр города. Проходя мимо острова с каким-то невероятным количеством чаек, предпоследняя точка – это выход к старой заводской плотине в Нижне-Исетский пруд. Там такой потрясающий вид на эту водную гладь!..

Я думаю, что и до Ельцин-центра надо дойти в любом случае. Во-первых, само пространство прикольное, с большим атриумом. Есть регулярно обновляемое выставочное пространство, два дополнительных на первом и втором этажах, основная экспозиция и очень много маленьких магазинчиков с сувенирами. Там вот есть магазин “Ель”, где можно много разных штуковин приобрести, сделанных не китайцами где-то там далеко в Гуанчжоу, а здесь, и в общем-то хорошо описывающие уральский характер и не являющиеся просто дешевыми многотиражными подделками.

А если немного отойти от культуры… Любят ли екатеринбуржцы ездить в горы? А если не особо, то какой активный отдых на природе вообще популярен в ваших местах?

У нас сейчас крайне популярные сапы. К тому же, много горных рек, по которым сплавляются вниз – downriver. То есть ты плывешь по течению, поэтому не очень сильно надо грести: руки даже у начинающего не заболят. Ребята из Ural Surf делают очень красивые путешествия по разным речным пространствам. Это вот на летний период популярный вариант. В первый снег, когда еще лед не покрыл реку, они сделали сплав на этих сапах. На дроны снимали, вышло очень красиво, очень стильно.

А еще в августе проходит международный чемпионат по яхтенному спорту на городском пруду. В Екатеринбурге хорошая школа яхтенного спорта. Есть такой писатель Владислав Крапивин, который писал детские романы про путешествия. И вот тут есть клуб “Каравелла”, который он организовал, теперь им занимается его дочь, где дети могут заниматься яхтенным спортом, фехтованием, Такие маленькие Джеки-воробьи.

Интересные путешествия

.