Блог о путешествиях

С 2013 года мы создаем путешествия, которые невозможно повторить самостоятельно. Потому в блоге только экспертное мнение, авторские маршруты и путевые очерки, основанные на собственном опыте

Интервью | 25.10.2020

«Сначала появился мост, а потом город». Кирилл Набутов о мостах как символе Петербурга

Мосты, мосты, что же мы мостов в Петербурге не видали? Подумает кто-то и едва ли будет прав. Мосты, может быть, и видали, а вот таких историй, которые знает о своем родном городе Кирилл Набутов, точно не слышали.

Про мосты в Питере есть определенный набор фактов, известных любому туристу. Например, самый старый — у Петропавловской крепости, мост через Зимнюю канавку — самый первый каменный мост, самый широкий — на Мойке, а самый низкий — у Казанского собора. Расскажете какую-нибудь историю, которую знают только местные?

Думаю, что и большинство местных не знают о том, как в 1963 году в Ленинграде удалось посадить падающий самолет на воду. Только представьте впечатления людей, которые в это время шли возле строящегося моста Александра Невского, и тем более ощущения тех, кто его строил... Если знаете Александро-Невскую Лавру, то знаете и этот мост через Неву рядом с ней. И вот, когда этот мост только строился, только обустраивали там площадь и все прочее, всего в четырех метрах над этим мостом пролетел Ту-124 и приводнился на Неву.

Про эту историю вспомнили лет десять назад, когда аналогичный случай произошел в США. Там это приводнение окрестили «чудом на Гудзоне», а у нас такое чудо случилось полвека назад на Неве.

На самом деле, самолет и его пассажиров спасло действительно чудо — абсолютная выдержка и профессионализм ребят, которые сидели за штурвалом. Причем там командиру было лет тридцать всего, представляете? Это был плановый регулярный рейс по маршруту Таллин — Москва. Сначала у самолета обнаружилась неполадка со стойкой шасси, они стали сбрасывать топливо, как это обычно делается. В какой-то момент бортинженер сказал, что горючего остается еще на столько-то минут — значит, можно двигаться в сторону Пулково, тогда это был еще аэропорт «Шоссейная». Летчики барражировали над городом, как вдруг встал двигатель. Оказалось, что топлива было меньше, чем они предполагали. Самолет начал снижаться над центром города и когда казалось, что все, кранты, экипаж принял решение посадить его на воду. Самолет прошел всего в 4-5 метрах над мостом и удачно приводнился, насколько это было возможно.

Документальные фотографии выглядят жутковато, все-таки самолет на воде...

После посадки самолет двигался по воде, постепенно притапливаясь. Дело в том, что когда отказали шасси, то ребята-бортпроводники пытались пробить днище, чтобы эту заклинившую стойку шасси там как-то развернуть. Но в результате получилась дырка, через которую начала набираться вода. Так совпало, что недалеко находилась пристань большого судоремонтного завода и, к счастью, рядом проходил буксир, который, по-моему, тащил баржу. Ребята на буксире сообразили быстро: бросили баржу и оттянули самолет к правому берегу Невы, тот лег крылом прямо на боны и люди выходили по этому крылу. Самолет в итоге притонул, но не пострадал ни один человек! Такая вышла история.

Это могло быть самым ярким впечатлением за всю историю ленинградского мостостроения. А еще?

А еще была знаменитая история, когда в 1917 году (когда Ленин, залп Авроры и липовый штурм Зимнего) Дворцовый мост тоже развели, но только днем. Компания-управитель моста всадила тогда даже штраф городу за внеплановую разводку! Мост охраняли юнкера и можно только представить, как это выглядело с их стороны, когда прямо на мост идет гигантский корабль... Кстати, вот вы знали, что прямо на месте Троицкого моста мог быть проложен тоннель?

Как это?

Когда в Лондоне начали строить тоннель под Темзой, то Брюнель, который этим занимался, предложил русским в Петропавловской крепости тоже построить тоннель под Невой. Почему в Лондоне метро называют The Tube? Потому что труба, тоннель. По разработанной им системе строительства тоннелей потом пускали метро.

Получается, что условный прототип метро мог появиться у нас еще в середине XIX века?

Да, и можно посмотреть в каком месте он планировал, предполагал спуск, а в каком выпуск, как все это должно было работать и как потом все отменилось, как стали делать конкурс, проводить тендер, как он был коррумпирован, кто там побеждал и сколько там было политики...

От идеи строительства тоннеля в пользу моста почему в итоге отказались?

Дорого было очень, да и не верили, что это возможно. Не стоит забывать, что уровень экономического развития Британии с уже произошедшей на тот момент промышленной революцией и уровень экономического и промышленного развития в условные пушкинские времена — это совершенно несопоставимые вещи. Россия была отсталой страной по сравнению с Британией, которая правила морями и всеми остальными. Понимаете, там Брюннель строит пароход «Левиафан», из Европы в Америку тащат телеграфный кабель, метро опять же, а у нас крепостное право. У нас крепостное право, а там — метро.

Меня тоже это всегда удивляло, но ведь и строительство мостов в Петербурге тоже было прорывным для своего времени? Хотя бы с точки зрения архитектуры.

Архитектура всегда вторична. Технологические вещи важнее, а архитектура соответствует определенным требованиям времени. Благовещенский или, как его еще называют, мост лейтенанта Шмидта стал первым постоянным мост через Неву. Его строили как раз в 50-х годах XIX века. И кто его строил? Инженер Министерства путей сообщения, товарищ Кербедз, поляк. Это было время дикого развития железных дорог, дичайшего. Колоссальным темпом развивались железные дороги, которые для России оказались высшим благом. Почему, Россия же страна бездорожья, правильно? Основными дорогами были только реки. Рек немного, половину времени года по ним не поплывешь. Скажем, там зимой — зимник, а весной плохо. Сеть речная не очень большая. Дорог, позволяющих быстро соединять Урал с центром или, допустим Сибирь с центром, мало. Поэтому рынок для железнодорожного строительства был колоссальный. Люди вкладывали деньги, с дикой силой возникали акционерные общества, продавали акции, появлялись открытые акционерные общества... Стали вкладываться капиталисты, пошел рост железных дорог, появился спрос на мосты через речки, которых очень много. Поэтому железнодорожное строительство стало триггером серьезного мостостроения. Нужны были уже металлические мосты, а не деревянные, чтобы по ним могли ездить поезда с большими грузовыми составами. И вот этот Кербедз построил первый такой мост, который простоял до советского времени. Его уже при моей жизни разобрали, когда ремонтировали в 60-е. Не уничтожили, а увезли в Тверь, и он там через Волгу стоит себе спокойно.

Хорошее наследство досталось Твери из Петербурга, а вот история с дорогами в России уже тогда выглядела грустной.

С железными дорогами была еще удивительно веселая история, связанная с Ротшильдами и великим революционером Герценом. Герцен уехал за границу, примерно как Ходорковский сегодня, будучи богатым человеком. Деньги у него оставались в России, причем довольно большое количество и их секвестировало правительство Николая I. Герцен из-за этой подзависшей кучи денег сам подзавис и начал жаловаться, так жить стало тяжело. Он же издавал первую русскую революционную газету «Колокол» и вообще был богат, а тут чего-то, раз, и деньги стали кончаться. На свое счастье, он познакомился с Ротшильдом, а у Ротшильда, как известно, было пятеро братьев. Они происходили из семьи франкфуртских евреев, с той знаменитой улочки Юденгассе во Франкфурте, из франкфуртского гетто. Отец их был первым, кто поднялся на невероятную высоту именно за счет финансирования железных дорог. Неслучайно Ротшильдов называли банкирами королей и королями банкиров. Они практически полностью держали в руках все железнодорожное строительство и промышленность в Европе, финансировали, кредитовали и так далее.

Ротшильд предложил помочь Герцену с деньгами?

Наверняка, сказал ему что-то вроде: «Слушай, я тебя отмажу, хочешь? За 50% твои бабки выдерну». Герцен решил, что половина лучше, чем ничего, и тогда они задним числом сделали договор кредитный или какой-то еще, который Ротшильд предъявил царскому правительству, мол, ребята, эти деньги — мои. Так что, будьте любезны, вышлите их сюда, пожалуйста. В Петербурге тогда состоялось специальное заседание министров с участие императора, на котором Николай I повелел эти деньги отдать. Потому что Ротшильды кредитовали строительство железных дорог в России и могли своим влиянием полностью их блокировать, а ведь наши же импортировали паровозы, рельсы и все необходимое из Европы. Николай I распорядился отдать деньги и даже приносил извинения, что он по своему статусу не мог знать подробностей финансовой деятельности в сфере железнодорожного кредитования. Ротшильд получил деньги и половину вернул Герцену, как и договаривались.

Вот это схема, просто настоящая махинация!

Ну да, всякие мафиозные дела очень часто вокруг мостов крутились. В частности с Литейным мостом вышла смешная история. Был такой товарищ Пироцкий, который был большим поклонником всего, что работает на электричестве. Фактически это он первым придумал запустить электрическое освещение и захотел поставить электрические фонари в городе. Проблема была в том, что фонари были газовыми, их держала газовая мафия, а те понимали, что приходит конкуренция в виде электричества и всячески блокировали это дело и даже коррумпировали Государственную Думу, чтобы та выступала против перехода на электричество, мол, это бьет током, пожароопасно и просто опасно. Поэтому возможности поставить фонари на улицах просто не было.

И тогда Пироцкий решил начать с мостов?

Пироцкий служил в артиллерийском ведомстве, которое окнами выходило как раз на Литейный мост. А мосты, что тогда, что сейчас, не относились к улицам города. Они относились к отдельному ведомству. И вот Пироцкий сидел в своем кабинете, смотрел в окно и вдруг понял — да вот же куда надо пробиваться! И пробился. Первые электрические фонари появились именно на Литейном мосту. Ну, а потом уже дело пошло.

Вокруг Литейного моста и сегодня хватает удивительных историй?

С Литейным мостом связано много историй. С него больше всего падало гуляющих в Неву и даже автомобилей. У него разведение такое, очень быстрое, а там одно из глубоких мест... Доставать оттуда довольно тяжело, там много машин плавает под водой. Экстремалы облюбовали этот мост из-за больших и высоких пролетов, на Дворцовом мосту они поменьше. Из-за того, что рядом на проспекте находится Большой дом, случилась известная история от арт-группы «Война»: мост подняли и нарисованную ими послание было видно аж с Невского проспекта.

Разводные мосты в Питере — отдельная достопримечательность, даже аттракцион. Особенно все эти ночные экскурсии, на которых предлагается проплыть под разведенным мостом, загадать желание и оно обязательно сбудется.

Это недавняя примета, раньше такой не было. В разводке мостов самое главное — это безопасность. Важно, чтобы проходили все корабли, потому что бывает всякое. Последним реставрировали Благовещенский мост: его сделали шире, фактически заново построили. Перед ним ремонтировали Охтинский. На Охтинском поставили новые поднимающие телескопы — это пусковые установки ракет. Потому что они поднимают точно также и вес тоже большой.

Туристов мосты привлекают, а от местных, наоборот, гораздо чаще можно услышать раздражение по этому поводу, мол, опять мосты развели... Это действительно так?

Конечно. Зато для неверных мужей есть хорошая отмазка, почему они задерживаются. Говорит, что попал на развод мостов, извини, дорогая, поэтому я не успел. Но сейчас построили обходной мост и теперь любая недоверчивая жена может упрекнуть мужа в обмане. Может, (смеется) в связи с этим количество разводов стало расти?

Вы сами попадали на развод мостов?

Конечно! Еще до появления обходного моста. Чуть-чуть зазевался и привет.

Куда опоздали?

Это было еще в студенческие годы. Не помню уже куда, но туда мне было очень нужно. Я был не очень трезв и собирался плыть через Неву.

Кошмар!

Но меня удержали. А вот, скажем, Андрюше Урганту, его другу, ныне покойному, Андрюше Краско и, по-моему, Игорю Скляру доводилось втроем переплывать Неву. Весьма успешно.

Слушайте, ну там же течение сильное и вообще затея сомнительная...

Папа мой в юности переплывал Неву, потому что он жил недалеко от нынешнего Смольного на Тверской улице. И вот у них на Охтинском мосту всегда случались бои со шпаной с того берега. Наименее ловких просто скидывали в Неву через поручни и все. Вот и приходилось выплывать. Потом они еще сами через Неву плавали, причем нырнув в районе Охтинского моста, всплывали где-нибудь у Петропавловки. Потому что у Невы же очень сильное течение.

Какой у вас самый любимый мост в Петербурге?

Троицкий мост. Он и по своему стилю, и по своей истории, и просто по красоте своей мил мне больше всех. Он такой, знаете, символьный. Он же был запущен официально на 200-летие города в 1903 году. Император нажимал кнопку разводки, а мост разводился тогда не так, как сейчас: не вверх поднимались крылья, а вбок уходили. Сейчас такие иногда встречаются, например, на голландских каналах. Да и потом, Троицкий мост, в общем, ознаменовал очень сильный толчок в развитии города. Еще Поцелуев мост мне нравится.

Это тот, про который есть легенда, мол, влюбленным парочкам обязательно нужно тут целоваться, а на самом деле поцелуи к названию моста не имеют никакого отношения?

Так точно. Недалеко просто был кабак «Поцелуй», который держал купец Поцелуев. В Питере очень много улиц названо именами кабаков, очень много. Еще есть такое место — Семимостье. На пересечении Крюкова и Грибоедова можно увидеть сразу семь мостов. Это такие маленькие мосты, конечно, но все же. Там просторно и одновременно очень уютно.

А может быть есть какой-то мост, который вам, наоборот, не нравится?

Не нравится? Вот совсем-совсем? Нету такого. Мне, кстати, очень нравится мост Бетанкура, того самого, который в Москве Манеж построил. Еще на основе его расчетов была установлена Александровская колонна на Дворцовой площади. Она же стоит ничем, кроме своего веса, незакрепленная 150 с лишним лет! И вот именем назван большой новый мост, который ведет к новому стадиону. Очень такой красивый мост, классный.

Троицкий мост вы назвали символьным, а вообще мосты в Петербурге это символ чего?

Мне кажется, сначала появляется мост, а потом ему присваивают всякие символы. Появилась необходимость попасть на остров Яниссари и построить там земляную крепость в 1703 году, появился и мост. Символ ли он? Ну, конечно, символ. Без него бы там было крепость трудно строить, а ведь закладка крепости является датой основания Петербурга. Получается, что сначала появился мост, а уже потом город. Или нужно было, скажем, связать центр города с промышленными районами, которые охватывают его таким кольцом: Выборгская сторона, на Васильевском есть заводы, на юге, за Нарвской заставой, за Невской заставой на юго-востоке... Вот они все на одном берегу, а Выборгская сторона на другом берегу. Нужно было их каким-то образом связать, поэтому сначала построили Литейный мост, потом Троицкий, потом Дворцовый. Дворцовый мост связывает с Васильевским островом, но Литейный мост ключевой. Соответственно, маленькие все эти мостики через каналы. Самый старый из постоянных мостов — на Невском проспекте возле Казанского собора. Ему уже двести лет с лишним. Его построил еще отец генерал-фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова. Он был мостостроитель, инженер.

Этот мост еще и самым низким считается, если не ошибаюсь? Там всего около метра над водой.

Именно поэтому под ним запрещен ход судов, а то бы точно получился аттракцион. Самый широкий мост в городе — на Мойке у Исаакиевского собора. Почти сто метров шириной! На нем стоишь и даже не понимаешь, что это мост на самом деле. Через Мойку еще просто перекинуты одинаковые цветные мосты: зеленый, красный, синий. Еще через Фонтанку есть интересный Чернышов мост, через Обводный канал — Ново-Калинкин. Петр в Амстердаме же не только кутил, но и смотрел, как все устроено и ему там очень понравилось. У него была идея построить новый Амстердам на Васильевском острове, прокопать там каналы, чтобы туда можно было заходить по воде. В Амстердаме же циркулярная система каналов, которые имеют конкретную коммерческую направленность. Именно коммерческую: это сделано для того, чтобы корабли могли подходить к складам, к пакгаузам и грузиться или выгружать всякие товары. Все-таки это была Ост-Индская, Вест-Индская компания, торговля голландская мощная была. Поэтому цена вопроса набережной и выхода к каналу была высока. Дома вглубь квартала могли быть протяженными, а на набережной он мог быть шириной в одно-два окна, но этого было достаточно, чтобы иметь выход к воде. Петр хотел сделать то же самое — чтобы зашли с реки, вошли сюда. Здесь нету волн, нету бурь, паркуемся. Проект был, но так он и не был никогда реализован.

Кстати, про Амстердам. Есть такой рейтинг городов по количеству мостов, Амстердам в нем на втором месте.

А на первом?

Наверное, вы удивитесь, но Санкт-Петербурга нет в тройке. На первом Гамбург, на третьем Берлин.

Да, это странно. В Амстердаме, понятно, много каналов. Гамбург — огромный порт же. Берлин я очень хорошо знаю, думаю, там много маленьких мостов... Во-первых, Шпрее — маленькая речушка совсем. Во-вторых, там Ландвер-канал. Через них мосты-то строить — раз плюнуть. Через Нерву попробуй мост-то построй.

Последний вопрос. Почему в Петербурге обязательно стоит отправиться на прогулку по рекам и каналам?

Потому что это совершенно отдельное впечатление о городе. И потом без мостов Петербурга бы просто не было. Если вы хотите понять дух этого города, то без мостов никуда.

Интересные путешествия

.