«Она показывает, как жить в мире, который меняет правила игры». Искусствовед Дмитрий Озерков о биеннале в Стамбуле и о путешествии Клуба
Вместе с одним из лучших искусствоведов страны Дмитрием Озерковым мы вот-вот отправимся на Стамбульскую биеннале — одно из крупнейших международных событий в мире современного искусства. Каждый день нас ждут новые арт-площадки в самых разных общественных и индустриальных пространствах города. В хаммаме XV века, в здании греческой гимназии для девочек XIX века, в тоннеле метро под площадью Таксим. В преддверие поездки, в которой еще есть несколько мест (вы можете присоединиться!) мы обсудили с Дмитрием, что это вообще за явление — Стамбульская биеннале, и почему именно в 2022 году его не стоит пропускать.
У людей не погруженных в современное искусство, но интересующихся его наиболее яркими представителями, на слуху биеннале в Венеции или Art Basel, но далеко не всегда стамбульская. Почему вы выбрали именно это событие для поездки с Клубом?
Во-первых, Стамбульская биеннале — молодая, но уже зарекомендовавшая себя невероятно цельными и четкими высказываниями. Многие современные художники были открыты именно в Стамбуле. Во-вторых, Стамбул — это место, где встречаются Азия и Европа. И сегодня, в современном мире, именно это соединение кажется очень прогрессивным, важным и актуальным.
Мы не понимаем, как мир будет существовать дальше, не понимаем даже что происходит с ним сейчас. И эта биеннале — она как раз довольно жестко отвечает на некоторые из этих вопросов. Давая точные, в первую очередь – художественные, сценарии будущего. Поэтому именно Стамбульская биеннале этого, 2022 года, имеет все шансы остаться в истории. Она актуальна не только в плане искусства, но и вообще понимания современного мира, современной жизни. При этом биеннале не имеет политического оттенка. Нет здесь ни «за» ни «против» какой-либо из сторон, но есть размышления о том, как людям дальше существовать в мире, который меняет правила игры.
И все же: чем она отличается от Венеции или Базеля?
Я еду на Стамбульскую биеннале уже, наверное, раз в пятый и для меня это всегда — способ познакомиться с новым языком в искусстве. В отличии от Венецианской биеннале, которая является большим мировым смотром искусств, или ярмарки Art Basel, Стамбульская Биеннале — это место такого многополярного музейного и галерейного подхода. Это и разговор с вечностью, и в каком-то смысле такое панковское отношение к реальности, как к той данности, которой мы ничего не должны.
Кроме того, Стамбульская биеннале — она всегда новая, всегда в новых пространствах, в новых форматах. Нет как таковых стран-участниц, но есть отдельные проекты и всегда — цельное кураторское высказывание. Кроме того, под дни проведения биеннале всегда подстраиваются и музеи Стамбула, превращая город в масштабную площадку познания современного искусства, а значит – и мира. Даже если они показывают каких-то известных западных художников — будь то большая выставка Билла Виола или Дэмьена Херста, они всегда делают это в совершенно в особом контексте, и в этом есть большая ценность.
Надо полагать, что и сам город — старый и новый, европейский и азиатский одновременно — вполне отвечает этой «концепции» многополярного подхода.
Да, совершенно верно. Стамбул — самый странный город на свете. Изначально это Византийская колония, стоящая на двух берегах Босфора. Потом это Константинополь — главный город Византии. После — Османская империя. И потом вот эта новая Турция, и русские эмигранты, оказавшиеся там 100 лет назад и уехавшие сюда сейчас — эти две волны эмигрантов с разницей в 100 лет. И сам город — он бесконечно мозаичен, он не восточный и не западный, он сам по себе. Именно об этом ведь знаменитая книга Орхана Памука «Стамбул. Город воспоминаний». Вообще вся поэтика Стамбула — она, в общем, только еще находит свое отражение в современной литературе. Потому что современный Стамбул — совершенно невероятный город.
Или возьмите усиливающийся сейчас в Турции религиозный дух, возвращение собору Святой Софии в прошлом году статуса мечети вместо музея... Весь этот новый, в том числе религиозный миропорядок — он заставляет художников размышлять обо всем этом тоже совершенно с особой силой. Потому что современный художник — это человек, который имеет право говорить то, что он считает нужным. Его работа — говорить на своем языке. И в этом его сила, в этом его слабость, в этом его привилегия.
И, конечно, услышать сейчас современных художников на этой биеннале, на которой нет особенной привязки ни к Востоку, ни к Западу — это, в общем, совершенно уникальный момент. И невероятная возможность для нас и для всего остального мира открыть новое — новых художников и совершенно новый контекст. То что решается сегодня в Стамбуле на этой биеннале во многом будет определять искусство ближайших двух лет, а то и более.
Есть ли какие-то свои характерные черты у современного турецкого искусства, отличия от западного?
Я думаю, что с одной стороны оно еще более наивное, а с другой стороны более смелое. Точно менее зашоренное. Потому что западное искусство — оно примерно понимает, что хочет сказать, формулирует это. А турецкое искусство и искусство, которое показывают в Турции, — оно еще как бы ищет свой язык. И следить за этим поиском очень интересно.
Насколько близок вам формат использования не классического выставочного, а живого городского пространства для размещения объектов и экспозиций? Ведь именно это происходит на Стамбульской биеннале.
Представьте, вот вы находитесь в городе с тысячелетней историей, где мечети, где старые стены, где весь мир — это большой многоголосый базар. И ты вдруг заходишь в дверь и оказываешься в современном стерильном пространстве с кондиционером, где видишь и считываешь абсолютно современные высказывания. А потом снова оказываешься в классическом стамбульском вечере — с чайками над головой, кошками повсюду, с этой какой-то вечной уличной едой восточной... Вот этот контраст, наверное, он очень сильный. И потому это мне кажется интересным решением.
Как вы описываете свою роль в этом путешествии Клуба?
Я никогда не стремлюсь построить поездку по сценарию: я вам сейчас расскажу, как правильно, и вам это нужно будет запомнить. Вместо этого я предлагаю нам всем вместе открывать и смотреть, вместе изучать. И потом садиться обсуждать что понравилось, что не понравилось. Находить ответы вместе. Мои знания и опыт – только опора для ваших собственных открытий..