Блог о путешествиях

С 2013 года мы создаем путешествия, которые невозможно повторить самостоятельно. Потому в блоге только экспертное мнение, авторские маршруты и путевые очерки, основанные на собственном опыте

Направления | 04.10.2021

Татарстан литературный: что посмотреть в Бугульме, Елабуге и Чистополе

Искать следы писателей и поэтов в Татарстане можно бесконечно. Александр Герцен был в Казани проездом, но успел назвать ее «главным караван-сараем». Ивану Гончарову в Казани не понравилось, а вот Лев Толстой провел здесь свою юность. Приезжал в Казань и Маяковский, читал здесь не только стихи, но и лекцию о советской поэзии. Демьян Бедный писал в Свияжске стихи, которые печатали на листовках и сбрасывали с самолетов.

Чем еще (кроме трагической судьбы Марины Цветаевой) известна Елабуга, почему в Чистополе рукой подать до Пастернака и откуда в нефтяной Бугульме взялся памятник Ярославу Гашеку. О городах Татарстана, овеянных литературной дымкой, рассказывает наш казанский гид Леонид Абрамов.

Чистополь — купеческий городок, ставший пристанищем эвакуированных писателей и ссыльных советских диссидентов

Летом 1941 в Чистополь эвакуировали Союз писателей из Москвы: Пастернак, Леонов, Фадеев — всего более 500 писателей. Здесь жил Алексей Сурков, который написал супруге письмо в стихах «Бьется в тесной печурке огонь...». Еще в годы войны это стихотворение было переложено на музыку, стало шлягером и прозвучало у стен поверженного Рейхстага. Здесь Арсений Тарковский, отец известного режиссера, написал: «Кама, Кама, река моя, полыньи свои отвори. Все, чем татары хвастали, красавица, покажи...» Он настаивал, чтобы его взяли на фронт, но по состоянию здоровья мобилизации не подлежал. Один из лучших переводов Шекспира был создан Пастернаком в Чистополе. Несмотря на то, что Борис Леонидович прожил здесь менее двух лет, город открыл в память о нем  мемориальный музей. Небольшой, но очень трогательный. Там работает Рафаэль Хисамов, который обладает великим даром — даром рассказчика: он умеет рассказывать истории так, что забываешь обо всем и кажется, будто оседает воздух и до Пастернака уже рукой достать. 

После войны в Чистополь — а точнее в Чистопольскую тюрьму — отправляли диссидентов. Наверное, кагэбэшники недолго думали, куда ссылать диссидентов: вспомнили, куда эвакуировали писателей и решили — сюда! Очень много людей отбывали наказание в Чистопольской тюрьме, среди них было много известных. Здесь находился в заключении будущий министр внутренних дел Израиля Натан Щаранский. Отбывал срок советский правозащитник и политический заключенный Анатолий Марченко, он держал голодовку 117 дней. По одной из версий, его смерть и реакция на нее общественности подтолкнули власти к освобождению политзаключенных. Большой ценой, но это была моральная победа диссидентского движения.

А вообще Чистополь — купеческий городок, прекрасно сохранившийся внешне. Например, на берегу Камы стоит величественный храм Николая Чудотворца, построенный на деньги купцов Поляковых в 1838 году по проекту архитектора Петра Пятницкого. Еще здесь есть большое старообрядческое кладбище. Именно старообрядцев считают отцами-основателями города.

Елабуга, «пиратский» дух которой вдохновил художника Шишкина на творчество, а кавалерист-девицу Дурову — на подвиги

Недалеко от Чистополя находится Елабуга. С XIX века здесь проводится одна из самых крупных в россии ремесленных ярмарок, куда приезжают отовсюду — от Калининграда до Находки. Проводить Спасскую ярмарку перестали во время бурных событий 1917 года, спустя время торговлю снова возобновили, но только до начала Великой Отечественной войны. Долгие годы было затишье, но несколько лет назад традицию снова возродили, что сразу же стало большим событием в жизни региона: ежегодно ярмарку посещают почти 200 тысяч человек. Но приехать сюда стоит не только ради ярмарки. Елабуга — чудесный городок, гулять по которому просто одно удовольствие. Неподдельное очарование, дворики как из прошлого века, кажется, сохранился даже запах старины. А вокруг заливные луга и пока не подойдешь к ним вплотную, не поймешь насколько огромные это озера. Особенное это место на Каме, особенное.

До революции в Елабуге жили известные купцы и меценаты Стахеевы. Ими и были построены три огромнейших храма вдоль Тоймы. Маленький город, а купеческих династий — более четырехсот. По интенсивности предпринимательской место просто исключительное, этакая пульсирующая жилка. Многие купцы были потомками знаменитых ушкуйников, как тогда называли новгородских пиратов. Лихие были ребята, освоившие весь Русский Север. Когда Иван Грозный потопил Новгород в крови, ушкуйники разошлись кто куда. Прибились и к Елабуге, внеся сюда определенный дух покорителей пространств. 

Самым известным уроженцем Елабуги, пожалуй, считается Иван Шишкин. В своей живописи он тоже сумел покорить пространство. Всем знакомы его пейзажи — золотая колосистая рожь, березовая роща, сосновый бор, — но есть в его творчестве и татарские мотивы. Например, картины «Развалины Булгар. Белая палата» и «Развалины ханской усыпальницы и Малый минарет в Болгарах». Еще в Елабуге была кавалерист-девица Дурова, которую иногда называют первой русской женщиной-офицером. В целом это не соответствует истине, но она действительно была офицером Русской императорской армии и принимала участие в Отечественной войне 1812 года. 

При этом первая ассоциация с Елабугой вовсе ни кавалерист-девица Дурова и ни художник Шишкин, а поэт Марина Цветаева, которая оказалась здесь в эвакуации. Ее трагедия стала болью для всей интеллигенции, которая читала Цветаеву тайно еще в 70-е годы, когда она была под запретом. В судьбе Марины Цветаевой будто сошелся весь злой рок XX века: Сережа Эфрон, которого она бесконечно любила, оказался предателем, в ссылку была отправлена ее сестра Анастасия, дочь Ариадна тоже угодила в лагерь, вторая дочь Ирина погибла в приюте от голода, сын Георгий погиб на фронте… Сама Цветаева покончила жизнь самоубийством. Точное расположении ее могилы до сих пор неизвестно, но почитатели поэта приходят к предполагаемому месту захоронения на Старорусском кладбище.

Бугульма, где Ярослав Гашек комендантствовал за красных и после которой умудрился написать одну из лучших антимилитаристских книг

Бугульма находится ближе к Башкирии, чем к центральной части Татарстана, поэтому у туристов не пользуется особой популярностью, а зря. Когда-то Бугульминскую слободу основали отставные солдаты. После строительства железной дороги город стал быстро расти и окончательно преобразился с развитием нефтедобычи. Первое нефтяное месторождение в Татарстане было открыто всего в двадцати километрах от Бугульмы. Потом были другие месторождения, гораздо крупнее и удачнее, сделавшие Татарстан нефтяным регионом, но первое месторождение в Шугурово было особенным: его открыли в самый разгар войны. Первый фонтан нефти забил в Татарстане летом 1943 года. Когда немцы рванули в южном направлении, чтобы отрезать нас от кавказской нефти, пришлось срочно искать другие источники. По легенде, Сталин лично просил наркома нефтяной промышленности СССР Николая Байбакова не затягивать с открытием новых месторождений. Тот ответил, что на данный момент это невозможно, на что Сталин парировал: «Ну, будет нефть — будет Байбаков, не будет нефти — не будет Байбакова». И месторождение действительно нашли. Так началась нефтяная история Бугульмы и всего Татарстана. По объемам нефтедобычи регион стал вторым после Баку, а потом обогнал Азербайджан. 

Благодаря геологам, а точнее романтизации их быта, появилась новая субкультура — туристы-походники. В какой-то степени их приключенческий образ жизни даже стал противопоставлением скучному существованию городской интеллигенции. Миллионы людей стали проводить отпуска в дальних турпоходах, штормовка практически превратилась в повседневную одежду. Самыми популярными направлениями тех лет стали Сибирь, Урал, Алтай и Байкал. Вместе с походами стали популярны и песни под гитару, однако расцвет авторской песни как жанра пришелся не на «шестидесятников», а на следующее поколение.

В Бугульме находится единственный в России музей Ярослава Гашека, памятник ему и бронзовая скульптура «Бравый солдат Швейк». Чешский писатель-сатирик оказался здесь в годы Гражданской войны. В первый раз Казань взяли белые, потом они откатились, а во второй раз Колчак не дошел до Казани всего 100 километров. Движение захлебнулось и в России осталось около миллиона чехов. Считается, что чехи были за красных, а венгры — за белых. Ярослав Гашек — один из немногих чехов на стороне красных — он был комиссаром Красной Армии в 1918 году. Воспоминания об этом времени лягут в основу цикла рассказов о его «Бугульминском коменданстве».

Гашек не был уличен ни в каких военных преступлениях, о нем не удалось выяснить ничего непорядочного, как это было с другими участниками Гражданской войны. Даже его воспоминания читаются легко и с юмором. Но чехи его, мягко скажем, невзлюбили, потому что терпеть не могли коммунизм и все, что связано с красными. Однако политическая позиция ничуть не отменяет его природный талант и чувство юмора. «Похождения бравого солдата Швейка» — роман-карикатура, когда приземленные бытовые ситуации складываются в абсурдную картину всеобщей глупости и умопомешательства, на фоне которой Швейк, официально признанный полным идиотом, выглядит чуть ли не самым здравомыслящим человеком. Это одна из лучших антимилитаристских книг.

Интересные путешествия

.